Все заинтересованные адресаты воспитатели и родители детей. Вступительное слово педагога. Преподобный Макарий Оптинский

Все заинтересованные адресаты воспитатели и родители детей. Вступительное слово педагога. Преподобный Макарий Оптинский
Описание материала: Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. О том, как предотвратить эти противоборства предлагаю познакомиться в этой статье. Материал будет полезен как воспитателям, так и родителям дошкольников.
Цель: профилактика конфликтов между воспитателями и родителями дошкольников.

Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, этот коллектив состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От стремления наладить контакт между сторонами и выработать сотрудничающую позицию будет зависеть комфортность обстановки, что в первую очередь важно для детей. Часто от согласованности подхода к воспитанию ребенка в семье и в саду зависит его психологический комфорт, эффективность овладения различными навыками и умениями. Огромную роль играет личность воспитателя, следовательно, сам характер работы в детском саду предъявляет к воспитателям высокие требования - постоянная эмоциональная напряжённость, высокий уровень ответственности, наличие конфликтов воспитателя с детьми, и их родителями и многое другое.
Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями? Почему зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
Конфликты могут происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.
Объективные причины – например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей :
- неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад « всему научит», а родителям ничего не нужно будет делать. Ожидания родителей оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами;
- другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие - то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
- еще одна причина – чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям своё представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании родителей может сложиться мнение, что воспитатель « навязывает» им свою точку зрения. Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно;
- будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.
Любой родитель имеет свои представления о том, как нужно воспитывать детей, но в рамках каждого дошкольного учреждения существуют свои определенные педагогические методы. Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в детском саду системе. Поэтому, не информируя родителей на начальной стадии, мы закладываем множество конфликтов. Но родители должны также понимать, что привычные методы воздействия на ребенка могут не работать, когда их чадо находится в окружении других детей.
Теперь коснемся проблем, которые возникают со стороны воспитателей.
Когда обращаешься к последним и спрашиваешь, каких знаний им не хватает для работы с детьми, они практически все в один голос говорят, что не знают, как работать с родителями! Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Можно даже сказать, что большинство воспитателей боятся родителей, потому что воспринимают их как, во-первых, некую силу, которая борется за ребенка, за власть над ним; во-вторых, как контролеров, которые придут и проверят, что они делают; в-третьих, воспитатели просто не умеют правильно общаться и доносить информацию о ребенке в неагрессивной форме. Удивительно, но большая часть воспитателей никогда не обращается к родителям за помощью по поводу воспитания детей! Представление о том, что педагоги должны именно поучать родителей, не разбирающихся в вопросах воспитания собственного отпрыска, формируется, видимо, еще в рамках учебного заведения. А почему воспитатели не могут обращаться к родителям за такой помощью, ведь родители находятся с малышом с самого дня его рождения и знают своего ребенка гораздо лучше?!
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем - это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!
Воспитателям:
1) информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
2) показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения себя в конфликтной ситуации.
3) научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
4) использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями
(беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
Родителям:
1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.
2) Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
3) Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.
Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща - это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.
Литература:
1. Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.
2. Голицина Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2006
3. Павленко Т., Рузская А. «Почему они конфликтуют?» // Дошкольное воспитание, 2003, №1, с. 72-78.

(4 голоса : 5 из 5 )

С давних пор люди подметили, что воспитание добрых нравов необходимо начинать в самом раннем возрасте. Ин­тересно, что это подметила и народная мудрость: «Воспиты­вай дитя, пока лежит поперек лавки, иначе не успеешь»

Для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное по­нятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви.

Преподобный Амвросий Оптинский

Детям дайте доброе воспита­ние относительно нравственно­сти, и, когда они будут достойны и будет им полезно, Бог силен обогатить их или даровать нуж­ное и довольное.

Преподобный Макарий Оптинский

Так учат древние мудрецы и житейский опыт:

«Наставь юношу в начете пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» ();

«Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею шг» ().

«Один пустынник, великий по святости жизни и зна­нию человеческой души, повелел однажды своему ученику: “Вырви это дерево из земли!”, и при этом указал ему на мо­лодое, пустившее уже, однако, глубокие корни пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя повеление старца, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог по­шатнуть его.

“Отче, — сказал он своему авве, — ты приказал мне сделать невозможное!” Тогда старец указал ему на другое, совсем еще молодое деревце, которое послушник вырвал с корнем без особенных усилий…

Если эту притчу применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начали их воспитания с юных лет, так как чему детство обучено бывает, к чему привык человек с ма­лых лет, того дряхлая старость не хочет оставить» (Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Поучение о том, что воспитание надо начинать с раннего возрас­та // Поучения, Екатеринбург, 1901. С. 1).

Эта притча заимствована у аввы Дорофея (VI век), который поясняет ею, как у человека укореняются страсти:

«Один великий старец прогуливался с учениками своими на некотором месте, где были различные кипарисы, большие и малые. Старец сказал одному из учеников своих: “Вырви этот кипарис”. Кипарис же был мал, и брат тотчас одною рукою вы­рвал его. Потом старец показал ему на другой, больший перво­го, и сказал: “Вырви и этот”. Брат раскачал его обеими руками и выдернул. Опять показал ему старец другой, еще больший, он с великим трудом вырвал и тот. Потом указал ему на иной, еще больший; брат же с величайшим трудом сперва раскачивал его, трудился и потел и, наконец, вырвал его. Потом показал ему ста­рец и еще больший, но брат, хотя и много трудился и потел над ним, однако не мог вырвать его.

Когда же старец увидел, что он не в силах сделать этого, то велел другому брату встать и помочь ему; и так они оба вместе едва успели вырвать его. Тогда старец сказал братьям: “Вот так и страсти, братия: пока они малы, то, если пожелаем, легко мо­жем исторгнуть их. Если же вознерадим о них, как о малых, то они укрепляются, и чем более укрепляются, тем большего требуют от нас труда. А когда очень укрепятся в нас, тогда даже и с тру­дом мы не можем одни исторгнуть их из себя, ежели не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам по Боге”» (Авва Дорофей, прп. Поучение одиннадцатое. О том, чтобы отсекать страсти // Душеполезные поучения и послания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 126-127).

Так вот, оказывается, что страсти присутствуют уже в младенце. Но откуда они? «Ни один человек, — гово­рит святитель Феофан Затворник (f 1894), — не рождается с страстью определенной. Каждый из нас приходит в свет сей только с семенем всех страстей — самолюбием… Главнейшие ветви самолюбия суть: гордость, корыстолюбие, сластолюбие. От них отрождаются уже все другие страсти; но между ними не все одинаково важны. Замечательнейшие суть: блуд, чревонеистовство, зависть, леность, злопамят­ство» (Феофан Затворник, свт. Начертание христианско­го нравоучения. М.: Правило веры, 1998. С. 169). Отсюда правило: преодолеть в ребенке главную страсть как можно раньше. Чем дольше она будет жить в душе, тем больше укрепится, и тем труднее будет с ней справиться.

Святитель Иоанн Златоуст поставляет родителей, ко­торые не занимались воспитанием своих детей с детства, на суд Божий и рисует его в виде диалога Бога с человеком:

«Не предоставил ли Я, сказано будет тебе, дитяти жить с тобою с самого начала? Я поставил тебя над ним в каче­стве учителя, наставника, опекуна и начальника, всю власть над ним не отдал ли Я в твои руки? Не повелел ли Я его, такого нежного, обрабатывать и упорядочивать?

Какое же ты получишь оправдание, если с беспечно­стью смотрел на его прыжки? Что ты скажешь? Что он разнуздан и неукротим, но тебе нужно было глядеть на всё это сначала, — обуздывать его, когда он был молод и досту­пен узде; тщательно его приучать, направлять к должно­му, укрощать его душевные порывы, когда он был воспри­имчивее к воздействию; сорную траву тогда нужно было исторгать, когда возраст был нежнее и исторгнуть мож­но было легче. Вот тогда бы оставленные без внимания страсти не усилились бы и не сделались неисправимыми» (Иоанн Златоуст, свт. Слово 27. О воспитании детей // Творения. СПб., 1906. Т. 12. Кн. 2. С. 719).

За преступные и халатные действия по отношению к детям законы старой России предусматривали целый спектр уголов­ных наказаний, хотя и достаточно мягких, например:

«За допущение заведомо браков между несовершеннолет­ними детьми в воспрещенных законом степенях родства или свойства, а равно раньше определенного законом возраста, ро­дители подвергаются: в первом случае аресту от 3 дней до 3 ме­сяцев, во втором — аресту от 3 недель до 3 месяцев или тюрьме от 2 до 4 месяцев; за допущение же заведомо брака в первой или второй степени родства родители наказываются как сообщники в кровосмешении…

Родители не вправе принуждать своих детей к совершению противозаконных деяний; в случае такого принуждения дети освобождаются от обязанности повиноваться родителям.

Оскорбление родителями своих детей… не наказуемо, от де­тей не принимаются жалобы на нанесение им личных обид и ос­корблений, за исключениемлишьтехслучаев, когда в оскорблении усматриваются признаки другого, более тяжкого преступления.

За лишение своих детей свободы и причинение им увечья, ран, побоев и расстройства здоровья или умственных способно­стей положенные в законе наказания возвышаются для винов­ных на две степени…

Доведение родителями своих детей, как несовершеннолет­них, так и совершеннолетних, до самоубийства или покушения на оное, посредством злоупотребления властью, соединенного с жестокостью, карается тюрьмою от 8 месяцев до 1 года 4 меся­цев, с лишением некоторых особенных прав и преимуществ, а для христиан — и с церковным покаянием…

За предумышленное убийство своих детей родители нака­зываются бессрочной каторгой, за умышленное убийство — ка­торгой от 15 до 20 лет, а за убийство в запальчивости или раз­дражении — каторгой до 15 лет; этим наказаниям подвергаются родители за убийство своих законных детей, а матери — и за убийство детей незаконных…

За лишение жизни новорожденного младенца чудовищного вида мать его подвергается ссылке в Сибирь на житье или тю­ремному заключению до полутора лет с лишением некоторых особенных прав и преимуществ, а для христиан — и с церковным покаянием…

Оставление материю своего незаконнорожденного ребенка на произвол судьбы, с намерением от него отделаться, в… по­ложении или месте, где он неизбежно должен лишиться жизни… влечет за собой ссылку на житье в Сибирь или тюремное заклю­чение от полутора до двух с половиной лет…

За оставление на произвол судьбы ребенка, хотя и старше 7 лет, но не достигшего того возраста, в котором он может свои­ми силами находить себе пропитание, родители наказываются ссылкой в Сибирь или отдачею в исправительные арестантские отделения от двух с половиной до трех с половиной лет…

Сводничество родителями своих детей, т. е. пособничество их к блуду, независимо от возраста детей, наказывается лише­нием всех особенных прав и преимуществ и ссылкой в Сибирь или отдачею в исправительные арестантские отделения от двух с половиной до трех с лет, а за умышленное развращение сво­их несовершеннолетних детей и намеренное потворство их раз­врату или склонности к непотребству или другим порокам роди­тели подвергаются тюремному заключению от 2 до 4 месяцев…» (Лыкошин А. С. Родители // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энцикло­педический словарь. М.: Терра, 1992. Т. 52. С. 911-912).

Современные христианские педагоги описывают зада­чи и функции родителей почти так же, как и древние учи­тели Церкви:

«В современном обществе маленькая семья, состоя­щая из родителей и детей, образует ячейку, которая ак­тивно живет и воспитывает. Для растущего человека ро­дители являются самими авторитетными лицами, и они прививают растущему ребенку отношение к Богу, окру­жающему миру и формируют его эмоциональный облик и характер. В изменяющемся обществе родители, в первую очередь, призваны помочь детям развить в себе духовные и социальные способности в такой степени, чтобы позднее они могли… устроить свою жизнь. Родительская забота о детях имеет и этическую сторону. Они должны воспитать

их самостоятельными, инициативными, знающими меру своих собственных потребностей, чуткими к нуждам дру­гих людей» (Masshof-Fischer М. Eltern. Anthropologisch- ethisch // Lexikon fuer Theologie und Kirche. Freiburg- Basel-Rom-Wien, 2006. Bd. 3. S. 610-611).

Правда, из-за отсутствия педагогических навыков ро­дители часто совершают досадные ошибки и просчеты в воспитании детей и вступают в конфликт с педагогами:

«Честь семьи, семейный эгоизм, снисходительное отно­шение к порокам своих детей являются причиной неправиль­ных действий родителей как воспитателей и наставников своего потомства. Равнодушие и даже антипатия к учителям побуждает неосторожно высказываться в присутствии детей. Поскольку они часто не знают, как осторожно следует от­носиться к мнениям детей об учителях, возникает искажен­ный образ учителя и школы. Посторонние люди просто не догадываются, насколько тяжелым является труд учителя. С другой стороны, и учителя должны быть самокритичными по принципу… “Причину всех ошибок и пороков своих подо­печных учитель должен находить в себе”. Нужно еще мно­го сделать для того, чтобы взаимное влияние школы и дома в воспитательном процессе стало гармоничным” (Becker Н. Eltern und Eltembeirat // Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Tuebingen, 1986. Bd. 2. S. 441-442).

А вот какое определение дается личности ребенка:

«Ребенок — человек в возрасте от рождения до первых лет созревания (0-12-й год жизни), находящийся в состоя­нии интенсивного развития. Он — часть семьи, а также по­томства. Развитие является наиболее характерной чертой ребенка. Оно состоит из процессов формирования, диффе­ренциации и созревания биологических структур (клетки, ткани, органы, системы, аппараты) и психических (меж­ду прочим, навыки и приемы деятельности и познания), а также вытекающие из них физиологические функции (например, выделение гормонов) и психические (мыш­ление), которые осуществляются под влиянием собствен­ных тенденций динамики развития, и… социальной среды. Развитие ребенка носит характер одновременно диахронии (эволюции, смены состояний во времени) и синхронии (со­стояния в определенный период) в биологической и психи­ческой сфере (способности познавательные, эмоциональ­ные, логические, социальные, эстетические, моральные и религиозные. Благодаря их взаимодействию формируется личность ребенка; причем отдельные структуры и функ­ции имеют свой ритм развития, отмечаемый уже в утроб­ный период и обуславливающий разный уровень развития в момент рождения)» (Walesa Czeslaw Dziecko. Rozwoj // Encyklopedia Katolicka. Lublin, 1995. T. 4. S. 501-502).

Отметим, что в других источниках период детства определяется иначе:

«Ребенок — личность в возрасте от 18 месяцев до 13 лет жизни. Детство — один из самых главных периодов в раз­витии человека… К 13 годам большинство мальчиков и де­вочек становятся вдвое выше и в четыре раза увеличивают свой вес. Кроме того, у них начинается половое развитие. Они и выглядят уже как молодые взрослые люди. Однако бурный рост связан еще и с другими важными изменениями в поведении ребенка, мыслительной деятельности, эмоциях и отношениях. Эти физиологические изменения во многом определяют то, каким ребенок будет, когда вырастет.

Строго говоря, ребенок — это человек, который еще не стал взрослым. Такое определение увеличивает пери­од детства от рождения до возраста 20 лет, когда боль­шинство людей достигает полного физического развития и становится взрослыми. Однако на самом деле обыч­но детством считается гораздо более короткий период.

В большинстве развитых стран детство — одна из трех стадий, которую люди проходят от рождения до состоя­ния зрелого человека. Две другие стадии — младенчество и юношество. Младенчество продолжается от рождения до 18 месяцев. Юношество начинается в 13 лет и заканчи­вается совершеннолетием. Детство — период между мла­денчеством и юношеством. В некоторых развивающихся странах люди считаются взрослыми по достижении 12 или 13 лет, а юношество не является отдельным периодом раз­вития» (Child // The World Book Encyclopedia. London- Sydney-Tunbridge Well-Chicago, 1992. Vol. 3. P. 403).

Как же родители могут распознать главную страсть своего ребенка? Для распознания действия дурных на­клонностей и страстей в характере ребенка христианская педагогика предлагает несколько простых правил. Я по­пытаюсь кратко их описать.

  1. Постарайтесь прежде всего узнать свой собствен­ный главный нравственный недуг, то есть свою собствен­ную господствующую страсть.

Зачем это надо? А вот зачем! Кто хорошо знает самого себя, тому легче будет узнать внутренние проблемы дру­гого. Отец, мать, хорошо знающие свое собственное сердце и свои собственные слабости, легко узнают их и у своих детей. Дети наследуют дурные наклонности своих роди­телей. Чаще всего бывает так, что сын или дочь имеют именно те главные недостатки, которыми страдают мать и отец.

«И не только то ужасно, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым, но и то еще, что прикрываете порочность благозвучными именами, называя постоянное пребывание на конских ристалищах и в театрах светскостью, обладание богат­ством свободою, славолюбие великодушием, расточительность человеколюбием, несправедливость мужеством.

Потом, как будто мало этого обмана, вы и добродетели на­зываете противоположными наименованиями, скромность не- учтивостию, кротость трусостию, справедливость слабостию, смирение раболепством, незлобие бессилием, как будто опа­саясь, чтобы дети, услышав от других истинное название этих добродетелей и пороков, не удалились от заразы.

Ибо название пороков прямыми и подлинными их названи­ями немало способствует к отвращению от них; оно может так сильно поражать грешников, что часто многие, отличающиеся бесчестнейшими делами, не переносят равнодушно, когда их называют тем, что они есть на самом деле, но приходят в силь­ный гнев и зверское раздражение, как будто терпят что-нибудь ужасное… И не только эти люди, но сребролюбец, и пьяница, и гордец, и вообще все, преданные тяжким порокам… поражают­ся и оскорбляются названием по своим делам.

Я знаю много и таких, которые этим способом были вразум­ляемы, и от резких слов сделались более скромными. А вы от­няли у детей и это врачевство и, что еще тяжелее, преподаете им недоброе внушение не только словами, но и делами…» (Ио­анн Златоуст, свт. Слово 3. К верующему отцу (№ 7) // Творения. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 1. С. 92-93).

Тут мы имеем дело с самопознанием. И всякий, кто по­пытался хотя бы раз разобраться в себе, знает, какое это трудное занятие. У нас в христианской среде говорят, что собственными стараниями, без помощи Божией ничего не добьешься. Нужно тщательно следить за собой, за наклон­ностями и влечениями своего сердца, как можно чаще ис­пытывать свою совесть, исповедывать свои грехи и вообще

просить Бога о просвещении и вразумлении. Муж и жена могут помочь себе в этом непростом деле. Хорошо было бы, если бы они взаимно без упреков подсказывали друг другу, где и когда проявилась слабая сторона характера. Самому за всем бывает трудно уследить, тем более что наши при­вычки становятся как бы нашей второй природой.

Этот прием называется самоиспытанием и хорошо описан русскими подвижниками и духовными писателя­ми святителями Тихоном Задонским (f 1783) и Феофа­ном Затворником.

«Осмотримся и испытаем себя, — пишет святитель Тихон, — истинно ли мы христиане, по слову апостольскому: “Испытывай­те самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте” ()… Показываем знаки христианства… но имеем ли внутри себя истинное христианство? Всё бо внешнее без внутреннего ничто, и знаки внешние без самой истины суть ложь и лицемерие. Хва­лимся все верою, но творим ли дела сообразные вере, как гово­рит апостол: “Покажи Мне веру твою отдел твоих?” (). Называемся христиане от Христа, но распяли ли плоть со стра­стями и похотями, как подобает христианам, верующим в распя­того Христа, как говорит апостол: “…Те, которые Христовы, рас­пяли плоть со страстями и похотями” ()…

Веруем Евангелию, но достойно ли живем Евангелия?.. При­чащаемся Святых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовых, но обновляемся ли мы от святого Причастия и преобразуемся ли в духовного нового человека?..

Это и прочее рассмотрим и осмотримся, как живем, как об­ращаемся, как мыслим, как говорим, как делаем, каковым серд­цем перед Богом Всевидящим обращаемся, как друг с другом обходимся, — и так рассмотрев, исправим себя, да не только име­нем, но и истиною будем христиане» (Тихон Задонский, свт. Сло­во первое. О испытании себе самого // Краткие нравоучительные слова//Творения. 5-е изд. М., 1889. Т. 5. С. 178-179).

А в одном из своих писем он призывает поставлять себя пе­ред очами Божиими и судить себя:

«Всякое беззаконие, делом или словом, или помышлением совершаемое, есть бесчиние перед Богом, и Ему досадительно и нам вредно. Внимай себе…

Возводишь к Богу сердце твое в молитве? Но не оскверня­ешь ли сердца своего злыми и скверными помышлениями, и не держишь ли гнева на ближнего своего? Внимай себе. Воздева­ешь руки твои к Богу? …Но не оскверняешь ли их граблением, хи­щением и прочею неправдою? Внимай себе… Призываешь уста­ми твоими святое и страшное имя Божие?.. Но не порочишь ли их злословием, клеветою, осуждением, лестию, ложью и прочими пороками? Внимай себе…

Просишь у Бога прощения согрешений? Но сам прощаешь ли ближнему твоему? Ищешь у Бога милости? Но сам милуешь ли… тебе подобного человека? Говоришь Богу: “Услышь, Госпо­ди!”, но сам не затыкаешь ли ушей перед ближним твоим, прося­щим у тебя? Внимай себе…

Каким хотим Бога себе иметь, таковы должны мы быть и по отношению к ближним, и каковы мы к ближним, таков и Бог к нам будет…» (Он же. Письмо девятое. Что слово сие значит: «Внимай себе» // Письма посланные // Там же. С. 273-274).

А святитель Феофан указывает, как это сделать и что тогда человек обнаружит в себе самом:

«Не раз уже я предлагал вниманию православных, — пишет он, — ту простую истину, что в христианстве существо дела состо­ит в настроении сердца — во внутренних расположениях, или вну­тренней нашей деятельности, но… не покушался вместе с ними войти внутрь, подвергнуть рассмотрению всё бывающее там, чтобы приобрести навык различать в себе доброе и худое и соот­ветственно тому обходиться с собою… Смежите… внешние чув­ства ваши, обратите око внимания внутрь и смотрите — что там…

Вот предмет, который вас занимал, отошел; его место занял другой, этот тотчас заменен третьим, не успел этот показаться, как его теснит четвертый… и так далее. Одно помышление спешно меняется другим — и это так быстро, что почти нет возможно­сти дать себе отчета…

Обычно называют это думанием; в существе же дела это есть расхищение ума или рассеянность и отсутствие сосредоточенно­го внимания, столь нужного в управлении самим собою. Вот это и поставьте первою чертою нашего внутреннего человека…

Присмотритесь еще внимательнее, и вы различите в себе, под этим смятением помышлений в уме, в воле постоянную за­боту об устроении своего быта, которая непрестанно точит душу, как червь… Эта болезнь именуется многозаботливостью, кото­рая снедает душу, словно ржавчина железо…

Смотрите еще глубже, и вы должны увидеть внутри плен­ника, связанного по рукам и ногам, против воли влекомого туда и сюда, в самопрельщении, однако ж, мечтающего о себе, что он наслаждается полною свободою. Узы этого пленника составляют пристрастия к разным лицам и вещам, окружаю­щим его, от которых больно нам отстать самим и болезненно расстаться, когда другие отнимают их у нас… Это поставьте третьей чертой нашего внутреннего состояния — пристрастно­стью…

Приникнем глубже вниманием к… сердцу и прислушаемся к тому, что там… Случалось ли вам когда наблюдать за движения­ми его?.. Смотрите, что там делается. Получили неприятность — рассердились; встретили неудачу — опечалились; враг попал­ся — загорелись местью; увидели равного себе, который занял высшее место, — начинаете завидовать; подумали о своих совер­шенствах — заболели гордостью и строптивостью. А тут человекоугодие, тщеславие, похоть, сластолюбие, леность, ненависть и прочее — одно за другим поражают сердце, и это в продолжение нескольких минут…

Когда загорается какая-либо страсть — это то же, как бы змий выходил из сердца и, обращаясь на него, уязвлял бы его своим жалом… Так бывает не с одной только страстью, но со всеми, а они никогда не живут поодиночке, а всегда в совокупности, заслоняя, но не истребляя одна другую…

Блаженны души, внимательные к себе, успокаивающиеся в Боге, отрешившиеся от всего и очистившие себя от страстей!..» (Феофан Затворник, свт. Самоиспытание // Созерцание и раз­мышление. М., 1998. С. 95-102).

О постоянном внимании к себе говорили уже древние отцы, например в поэтической форме Ефрем Сирин (| 373):

«Войди, душа, в себя, подвизайся непрестанно, и всег­да бойся. Возлюби Бога Твоего и служи Ему добрыми делами, чтоб, когда придет час смерти и разлучения, нашел Он тебя го­товою и с великою радостию ожидающею Его. Размысли, душа, о житии своем и о Божием призвании. Час разлучения не печа­лит того, кто освободился от всего земного, но печалит смерть человека рассеянного: печалит грешника, печалит ленивого, который поленился делать угодное Богу; печалит многостяжа­тельного, который связал душу свою попечениями мирскими, печалит богача, потому что невольно разлучает его с миром…» (Ефрем Сирин, прп. 11.0 сердечном сокрушении // Писания духовно-нравственные //Творения. Сергиев Посад, 1895. Ч. 1. С. 205-206).

Преподобный авва Дорофей (VI век) говорит о самоиспыта­нии как об опыте отцов:

«Отцы сказали, каким образом человек должен постепен­но очищать себя: каждый вечер он должен испытывать себя, как провел день, и опять утром, как провел ночь, и каяться перед Бо­гом, в чем ему случилось согрешить. Нам же, по истине, так как мы согрешаем, нужно, по забывчивости нашей, и по истечении шести часов испытывать себя, как провели мы время и в чем со­грешили… Такдолжны мы ежедневно испытывать самих себя, как провели мы день. Таким же образом каждый должен испытывать себя, как провел он и ночь. С усердием ли встал на бдение, или пороптал на разбудившего его, или помалодушествовал против него?» (Авва Дорофей, прп. Поучение одиннадцатое // Указ. соч. С. 128-129).

А преподобный Исаак Сирин (|ок. 700) облекает мысль о пользе самоиспытания в потрясающие слова:

«Восчувствовавший грехи свои лучше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых… Кто один час провел, воздыхая о душе своей, тот лучше доставляющего пользу целому миру своим лицезрением. Кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше, сподобившегося видеть Ангелов. Ибо последний входит в общение очами телесными, а первый очами духовными» (Иса­ак Сирин, прп. Слово 41. О молчании // Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 175).

Старайтесь прислушиваться, что о ваших детях го­ворят другие.

Чужие люди обыкновенно лучше видят недостатки в наших детях, чем мы сами. Мы же их не замечаем или потому, что слишком любим своих чад, или просто при­выкаем к их недостаткам и уже не ощущаем их.

Поэтому если учитель, священник или кто-нибудь из соседей с добрым намерением обратит внимание на тот или иной недостаток наших детей, то не надо сердиться на них и обижаться, а наоборот, поблагодарить, учесть их за­мечание и присмотреться к своему ребенку. К сожалению, очень часто родители воспринимают такие замечания как оскорбление их родительской гордости, обижаются, вор­чат и даже не разговаривают с теми, кто своим словом, как им кажется, покусился на достоинство их возлюбленного отпрыска.

Вообще, благодарное отношение к замечаниям других людей должно было быть нормой для каждого человека. Об этом много говорится в аскетической письменности, ограничимся несколькими советами праведного Иоанна Кронштадтского (f 1908):

«Иногда люди младшие тебя, или равные, или стар­шие, дают тебе намеком наставления, которых ты не тер­пишь, досадуя на своих учителей. Надо терпеть и с любовию выслушивать всё полезное от кого бы то ни было. Самолюбие наше скрывает от нас наши недостатки, а дру­гим они виднее: они и замечают нам. Помни, что мы чле­ны друг другу (), и обязаны взаимно исправлять друг друга. Если ты не терпишь наставления и досадуешь на наставника, значит — ты горд, значит в тебе действи­тельно есть тот недостаток, от которого намекают тебе ис­правиться».

«…Будь терпелив, не за всё выговаривай, иное сноси, преходя молчанием, и смотри на то сквозь пальцы. Лю­бовь всё покрывает и всё переносит (). Ино­гда из-за нетерпеливого выговора образуется вражда, от­того что выговор был сделан не в духе кротости и любви, а в духе самолюбивого притязания на покорность себе другого».

«…Тебя изобидели? Что же? Так и следует причинять огорчения твоему плотскому, ветхому человеку: самолю­бивому, гордому, раздражительному, завистливому, лени­вому, скупому, причиняющему столько оскорблений Богу. Хорошо, что ему измеривается хотя бы немного от людей тем же, чем он меряет Богу» (Сергиев Иоанн, прот. Моя жизнь во Христе // Поли. собр. соч. СПб., 1892. Т. 5. Ч. 2. С. 373-374, 405-406).

Любите своих детей благоразумно, так чтобы ваша любовь к ним не становилась слепой.

Непомерная, ложная любовь к детям, какой она бы­вает, к сожалению, у многих родителей, является одной из главных причин, почему они не замечают многих не­достатков своих детей, видят в них только хорошее и за­крывают глаза на их дурные поступки. А нередко и во­обще видят причину таких поступков в других детях, и провоцируют в своих — чувство безнаказанности и са­моуверенности, и сами воспитывают в ребенке порочную наклонность.

Любовь к детям должна побуждать родителей не пота­кать им во всем, а развивать в них добрые черты характера:

«…Возраст нежный, — поучает святитель Иоанн Зла­тоуст, — скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как пе­чать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает скло­няться или к пороку или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее вре­мя это обратится им в навык и как бы в их природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худ­шему, потому что навык будет привлекать их к делам до­брым. Тогда и для нас они будут достопочтеннее самих стариков, и для гражданских дел они будут полезнее, об­наруживая в юности свойства старцев…

И диавол, как скоро увидит, что в душе написан за­кон Божий, а сердце сделалось скрижалями этого закона, уже не будет приступать… Для него и для помыслов, от него влагаемых, ничто так не страшно, как мысль, занятая предметами Божественными, душа, постоянно прилежа­щая к этому источнику. Такую-то не может ни опечалить что-либо в настоящем, хотя бы то и было неприятное, ни надмить что-либо благоприятное; но среди бурь и волне­ний она будет наслаждаться тишиною» (Иоанн Златоуст, свт. Беседа 3 (№ 1) // Беседы на святого апостола и еван­гелиста Иоанна Богослова // Творения. СПб., 1902. Т. 8. Кн. 1. С. 22-23).

Слепая любовь способствует развитию в ребенке рез­ко отрицательных черт, они становятся капризными и эго­истичными.

«Родители и воспитатели, — призывает праведный Иоанн Кронштадтский, — остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов перед вами, иначе дети скоро за­будут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловать­ся на то, что в юности слишком много лелеяли их, потвор­ствовали капризам их сердца. Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость перед Господом» (Сергиев Иоанн, прот. Моя жизнь во Христе // Поли. собр. соч. СПб., 1893. Т. 4. Ч. 1. С. 77).

Результатом слепой любви может стать плохое воспи­тание, плоды которого святитель Тихон Задонский опи­сывает так:

«От худого воспитания… следует: 1) злое и развра­щенное житие; 2) родителям скорбь и печаль о злом де­тей своих состоянии; 3) тщетные… труды об исправлении развратившихся детей своих, поскольку укоренивше­еся зло весьма трудно исторгается. “Может ли Ефиоп- лянин переменить кожу свою и барс пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?” (); 4) трудно надеяться на их спасение, а вот погибель их может быть явной; 5) такое же злонравие мо­жет быть и у внуков, поскольку злой отец не может добру научить сына; 6) родителям предстоит тоска, скука, страх за то, что будут они судимы Богом за худое воспитание детей своих, которых не наказывали, а, может быть, злым примером и соблазняли; 7) бесчестие и укоризна всему роду; 8) отечеству явный и великий вред. От худого вос­питания последуют воровства, убийства, грабления, раз­бои, блудодеяния, прелюбодеяния, насилия, обиды, ссо­ры, драки, обманы, измены, клятвопреступления, бунты и прочее зло» (Тихон Задонский, свт. Наставления о должности христианской родителей к детям и детей к родите­лям // Творения. М., 1889. Т. 1. Гл. 1. С. 116-117).

Надо тщательно следить за детьми, особенно в тот момент, когда они не знают, что за ними следят.

Очень много дает в познании детских характеров на­блюдение во время игр со сверстниками и товарищами. В таких ситуациях часто раскрывается их настоящий ха­рактер и недвусмысленно обнаруживаются их добрые и дурные наклонности.

Так постепенно можно выяснить главный порок и вос­препятствовать его развитию и укоренению в самосозна­нии ребенка. Жизнь показывает, что по большей части такой страстью является самолюбие. Не случайно в аске­тической литературе оно называется корнем или семенем всех страстей и грехов. У каждого ребенка этот корень страстей дает различные ростки и по-разному развивает­ся. Это зависит от темперамента и наследственности, от воспитания и от поведения самих родителей и окружаю­щих ребенка людей.

Все указанные четыре важных момента в воспитании у де­тей добрых нравов подробнее описаны в монографии: Шиман­ский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М„ 1997. С. 283-286.

Сам Г. И. Шиманский предположительно заимствовал эти наблюдения из «Поучения об искоренении преобладающего в дитяти порока» епископа Екатеринбургского и Ирбитского Ири- нея (Ср.: Ильющенков В. В., Берсенева Т. А. Воспитание здоро­вого ребенка: Хрестоматия: В 2 ч. М., 2004. Ч. 1. С. 65-67).

В детях самолюбие проявляется уже в самом раннем возрасте. Нас часто поражает, как маленький ребенок, еще не умеющий говорить, уже капризничает, упрямит­ся, настойчиво требует своего. Именно от самолюбия у детей развивается непослушание старшим, грубость в обращении с родителями, учителями, эгоизм, жад­ность, обжорство, завистливость, доносительство, пре­возношение своими способностями, наружностью, успе­хами в учебе, презрение к слабым, лживость, воровство и многое другое.

Святитель Феофан Затворник дает краткое, но уди­вительно точное определение эгоизма (то же — самолю­бие, самость):

«Самость себя ставит целью, а других всех считает средством; так и обращается с ними» (Феофан Затворник, свт. Толкование посланий святого апостола Павла к Фи­липпийцам и Солунянам, первого и второго. М., 1895. С. 75).

Тот же святитель Тихон Задонский описывает глав­ные черты самолюбия:

а) Когда человек любовь, Богу единому должную, обращает к себе, это называется самолюбием, которое ни что иное есть, как самого себя неумеренное любле- ние…

в) Признак самолюбия, когда кто, оставив волю Бо­жию, свою исполняет…

г) Признак самолюбия есть, когда кто уклоняется от зла не ради воли Божией, зла не хотящей, но или ради страха человеческого, или для похвалы, или из ко­рысти…

Признак самолюбия есть, когда кто, имея дарование какое-либо, например богатство, разум, здоровье, при­писывает их своему старанию и трудам, а не Богу…

Признак самолюбия есть, когда кто, в беде какой и несчастий находясь, не терпит, но ропщет. Ибо таковой волю свою воле Божией предпочитает, без которой ничто приключиться не может…

Признак самолюбия есть, когда кто, что ни дела­ет, ради прославления имени своего делает… Как любовь к Богу есть корень и источник всех благ, так самолюбие есть начало всех зол и бед на свете…

…Плоды самолюбия. От самолюбия всякое в мире бедствие. От самолюбия — войны. От самолюбия столько проливается человеческой крови, столько остается вдов, плачущих о мужах своих, столько матерей — по сынах своих, столько детей — по отцах своих сетующих, столько сражающихся запустевает государств и городов, столько тратится денег, столько производится беспокойства, смя­тения, страха…

Самолюбие производит разбои, убийства, насилия и грабления.

Самолюбие делает судебные места торжищем, науча­ет попирать правду и невинною кровию обагряет судей­ские мечи.

Самолюбие наполняет темницы праведными и непра­ведными узниками.

Самолюбию приписать должно, что много скитается бедных без опеки, покрова, одежды, пропитания; ибо вме­сто того, чтобы друг о друге заботиться от избытка, само­любие научает — одних отнимать у ближнего последнее; других — хранить у себя богатство, от Бога данное, не взи­рая на нужды братии; иных непомерно вдаваться в ро­скошь.

От самолюбия — нищета и убожество; самолюбие — виною того, что иной нищенствует, иной преизлишне изо­билует, иной голодает, иной пресыщается.

Так самолюбие становится виной всякого зла» (цит. по: Дьяченко Григорий, прот. О самолюбии (Из творений св. Тихона Задонского) // Уроки и примеры христиан­ской любви. М., 1998. С. 91).

Родителям надо быть очень внимательными и наблю­дать за проявлениями этого порока в детях.

Если не обращать внимания на проявления эгоизма и считать их мелкими и случайными проступками, то они вырастают в устойчивые страсти и пороки, в привычки, которые затем будет трудно или вообще невозможно ис­коренить.

Обратите внимание, как христианская педагогика ви­дит место и роль родителей в воспитании детей. Они — пер­вые педагоги. От них зависит, каким вырастет их ребенок; они ответят за него перед Богом. Тут без самопожертвова­ния не обойдешься!

Отметим, что эта жертвенная любовь к детям вложена в саму природу человека:

«…Не сама ли природа дает эту любовь к родите­лям? И звери несмысленные — и те любят и жалеют своих детенышей? Не сама ли природа, или лучше Бог, всё мудро устроивший в природе, устроил и то, что лю­бовь родительская постоянно оживляется, возбуждает­ся, награждается той утехою, радостию, какая сама со­бою возникает в сердце отца и матери при взгляде на детей, при ласкании их? Не Он ли устроил, что дети, малютки, не имеющие, кажется, ничего, чем бы могли нравиться, привлекают сердца родителей одним своим взглядом, ласками, своим детским языком или лепетом, который и без слов говорит нежнее, трогательнее языка людей взрослых. Так! Не любить детей родителям не­естественно! И если бы нашлись отцы, матери, не лю­бящие своего ребенка, то их можно было бы назвать бесчеловечными, худшими… самых дикарей и зверей» (Беседы пастыря // Семья православного христианина:

Сб. проповедей, размышлений, рассказов и стихотворе­ний. Изд. Свято-Троицкого монастыря, Джорданвиль, 1958. С 31-32).

Примеры такого жертвенного служения детям, ког­да семья была и домом и домашней церковью, а дети были постоянно в центре внимания родителей, мы во множестве находим у древних христиан. В их методах и целях воспитания вера в Бога и добрые нравы были главным приоритетом. Может быть, не всё годится для нашего времени, но дух и принципы вполне можно за­имствовать:

«Прежде всего, первенствующие христиане стара­лись напечатлеть в детском уме живое познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети впивали, так сказать, еще с материнским молоком. Поэтому в самых юных летах они бестрепетно исповедывали это святое имя перед му­чителями. Одного христианского мальчика спрашивали: “Откуда ты узнал христианское учение о Едином Боге?” Он отвечал: “Мать моя научила меня, а она узнала от Бога…”

Вместе с понятием об Искупителе детям внушали и высокое учение Его о таинствах веры и правилах бо­гоугодной жизни, как-то: о Едином Боге, вечной загроб­ной жизни, смирении и чистой любви к Богу; говорили об обязанностях детей подражать Господу в Его любви ко всем, иметь страх Божий, почитать родителей и стар­ших… о терпении, прощении обид и незлобии, скромно­сти, стыдливости, покорности, молчаливости, благотво­рительности, сострадании к несчастным, снисхождении к грешным, целомудрии и т. п.

Некоторые из христиан всё умственное образование детей ограничивали одним Словом Божиим, воспрещая знакомство с ученостью язычников. Другие, напротив, не боялись вводить в круг образования христианского юно­шества некоторые книги и науки, изучаемые в языческих школах.

…Сообразно с целью христианского воспитания, нау­ки естественные, опытные и умозрительные преподава­лись только достаточно утвержденным в христианском учении; притом, их позволяли изучать не как предмет одного любопытства, не по страсти к приобретению зна­ний и не для славы и корысти, но только в той мере, в какой знание их было нужно и полезно для добродете­лей, для служения ближним и Церкви.

В молитве древние христиане проводили наиболь­шую часть времени, приучая к тому и своих детей. Можно сказать, что их жизнь была непрестанной молитвой, или, как говорит Климент Александрийский, — “торжествен­ный святой праздник”.

Первенствующие христиане удаляли детей от все­го, что могло бы возбудить в них нецеломудренные мыс­ли и движения.

Так, они детям ни под каким видом не позволяли присутствовать на свадебных пиршествах, обществен­ных зрелищах и играх; скрывали от них соблазнитель­ные сочинения языческих стихотворцев, предохраняли от знакомства с лицами другого пола, с людьми зазорно­го поведения. В отношении тела приучали их к скром­ности в одежде и других внешних украшениях, к уме­ренности, воздержанию и простоте в пище и питии. И такое охранение детей от соблазнов начиналось с пер­вого дня жизни…

Оградив детское сердце от всех внешних и вну­тренних соблазнов, благочестивые родители… употребляли и средства… к укоренению в них христианского благочестия… Первым из этих средств был пример блгочестия, который родители показывали своим детям через свою жизнь и которому обязывали подражать сво­их детей.

…Дети везде и во всякое время участвовали в бла­гочестивых делах своих родителей. Совершалась ли до­машняя молитва… в ней участвовали и дети… Собира­лись ли верующие в храм Божий… они непременно брали с собой и детей, приобщали их Святых Даров…» (Дья­ченко Григорий, прот. Как воспитывали и учили своих детей древние христиане // Искра Божия: Сб. рассказов и стихотворений. М., 1903. С. 487-488).

Кстати, Священное Писание многие столетия лежало в основе первичного обучения детей в еврейских общинах в шко­лах и дома:

«Еврейский мальчик с шестого года жизни посещал на­чальную школу, где учился читать и писать и приобретал навы­ки чтения Пятикнижия и его общепринятого арамейского пе­ревода. Затем изучались и другие библейские книги… Хотя еврейские женщины освобождались от обязанности изучать Тору и потому не ходили в школу, Средневековье знало приме­ры образованных и знающих Закон женщин, родители которых стремились дать своим дочерям основательное образование. В зажиточных еврейских семьях это могли делать частные учи­теля, о которых известно уже с одиннадцатого века» (Greive Н., Mutius G. V. Erziehungs- und Bilidungswesen. Judentum // Lexikon des Mittelalters. Stuttgart-Weimar, 1999. Bd. 3. S. 2207-2208).

Нужно хорошо себе усвоить, что после рождения ре­бенка у родителей больше нет личной жизни. Ради за­боты о детях надо оставить развлечения, кино, театры, хождение по гостям и многое другое. Всё это разворовы­вает наши силы и время. А его дано нам немного. Надо успеть привить детям добрые задатки, пока они малень­кие и пока они не утратили доверия, простоты, способ­ности к умилению и состраданию. Упустим, и не заме­тим, как окаменеет и ожесточится детская душа.

Над ребенком надо трудиться, но труд этот благосло­венный, светлый и радостный. Думается, что это пони­мает каждый из нас. Мне же только хотелось поделить­ся с родителями опытом воспитания, который накопило христианство за многие века.

В возрасте 2-4 лет в жизни многих детей появляется пара очень важных взрослых, которые долгое время будут определять его самочувствие в течение дня. Это воспитатели детского сада, куда продолжают отдавать детей, несмотря на очереди и споры в интернете о пользе и вреде садика.

Цель воспитателя – заботится о ребенке, воспитывать, развивать и обучать, и делает он это, используя свой подход, конкретные методы, по конкретному плану. В дестком саду он для ребенка – главная персона. Его влияние на ребенка огромно, поэтому важно наладить с воспитателем такие отношения, которые позволят во-первых, вам не терять контроля над ситуацией, во-вторых, комфортно чувствовать себя ребенку.

О чем говорить с воспитателем

Воспитатель – это специалист, который прошел специальное обучение и знает многое о детской психике, владеет методами воспитания, имеет опыт воспитания разных детей. Его методы воздействия на детей могут сильно отличаться от наших, и это может стать как плюсом, так и минусом. Плюс – воспитатель может развить в ребенке те навыки и способности, которые плохо поддаются родительском воспитанию. Например, умение концентрировать внмание и складывать вещи в шкаф. Минус – когда требования к ребенку от родителей и воспитателей противоречат друг другу, это вызывает у ребенка стресс.
Поговорите с воспитателем в самом начале ваших отношений. Цель разговора – рассказать о своем ребенке и о своих требованих и методах, с которыми ребенок уже знаком. Подумайте, какие два-три пункта в вашем подходе к ребенку для вас особенно важны, чего вы ждете от воспитателя или о чем хотели бы его попросить. Это могут быть как просьбы (например, не заставлять кушать,если ребенок отказывается от еды), а может быть информация об особенностях вашего ребенка (не ест конкретные продукты, боится, когда кричат). Скорее всего, воспитатель внимательно отнесется к вашим словам и ответит, что иногда в саду дети начинают вести себя иначе, влияет пример других детей, новые отношения. Это чистая правда, и с этим надо считаться. Насторожить родителя должны слова воспитателя,что вот у нас (у меня!) все все кушают, сами одеваются и ведут себя тихо. Подтекст таков, что будет у вас шелковый ребенок, не волнуйтесь, мама. Такое заявление зачастую сигнализирует о жестких методах воспитания, где личность ребенка скорее подавляется, чем ценится. Это сигнал внимательнее наблюдать за ребенком после садика, больше спрашивать о то, что было и что делала воспитательница в течение дня.
На родительском собрании вы можете поинтересоваться, какие методы дисциплинирования используют воспитатели . Можно узнать это, задав вопрос и своему ребенку «что делает воспитательница, когда мальчишки бегают, кричат или дерутся?».

У воспитателя есть план работы, определенные цели . Важно поинтересоваться, какие они. Обычно это развитие конкретных способностей, формирование навыков у детей. Спросите, чему ребенка будут учить, что будут развивать, что в итоге он должен уметь делать, по мнению воспитателя, и как родитель может помогать, участвовать в этом. Хороший знак – когда воспитатель может четко назвать цели и радуется вашему желанию сотрудничать. Причина насторожиться – воспитатель говорит, что у нас свои методы, не волнуйтесь, мы сами всему научим.

Спрашивайте, что ребенок делает, с кем дружит, кого обижает (или кто обижает его), что ему нравится, что нет . Разговоры на эти темы сближают вас с воспитателем. Воспитатель чувствует, что вы открыты для сотрудничества, и если есть какие-то трудности у ребенка, то через подобные разговоры можно решать их вместе. Вы же для себя получаете массу информации.

Спрашивайте, чем помочь . Иногда помощь понадобится самая неожиданная – поточить карандаши, подклеить книжки. Когда родители участвуют в обустройстве группы, они как бы оставляют в ней свой «след». Тогда ребенок чувствует себя в группе уютней и отношение у него к садику меняется, он больше не воспринимает его как чужое, враждебное место.

Важно помнить, что сотрудничество с воспитателем необходимо прежде всего нам, родителям. Оно дает «эффект присутствия» на время расставания с ребенком, позволяет владеть ситуацией, вместе справляться с трудностями, создает эмоциональный комфорт ребенку.

Что делать, если ваши методы воспитания и требования к ребенку сильно противоречат с методами воспитателя?
Для начала обсудите это с воспитателем. Постарайтесь понять его позицию, цели его действий. Возможно, он, как профессионал, выдвигает более подходящие возрасту ребенка требования, дает необходимую ребенку информацию и свободу. Возможно, он не знает чего-то о вашем ребенке, что знаете вы, как родитель, тогда поделитесь информацией с ним. Возможно, его действия вызваны условиями работы (когда в группе много детей, ограничений может стать больше).

Если вы не можете прийти к единым требованиям или компромиссу, объясните ребенку, что требования в садике отличаются от требований дома. Ребенку приходится переживать этот опыт – правила отличаются дома и в общественных местах. Поговорите с ребенком о том, как и почему надо вести себя в садике.

Неприемлемы физическое и эмоциональное насилие над ребенком – битье (в том числе шлепки, подзатыльники, таскание за уши, щипание), причинение боли, запирание, унижение, высмеивание, ругань (использование грубых слов, запугивание), бойкоты, спровоцированные воспитателем. Такие дейтсвия требуют вмешательства родителей – обращение к руководству садика и выше стоящие инстанции.

Как говорить с воспитателем?

Воспитатель - не ваш начальник, но и не подчиненнный. Поэтому не стоит ни заискивать и стараться «заслужить» его хорошее отношение, ни критиковать, навязывать свою точку зрения. Постарайтесь строить разговор на равных. Вы – двое взрослых, которых объединяет общая цель – воспитание ребенка и забота о нем. На то время, пока ребенок в садике, вы передаете «эстафетную палочку» воспитателю. Разговаривая с этих позиций, проще всего достичь взаимопонимания с воспитателем.

Воспитатель – живой человек, которому присущи эмоции. Поэтому не ждите от него, что он всегда будет в отличном настроении.

Если воспитатель занят или торопится, не начинайте серьезного и долгого разговора, скажите, что хотите поговорить и спросите, когда лучше это сделать.

Не обсуждайте воспитательные принципы в присутствии ребенка. Дети испытывают тревогу и вину, когда двое значимых взрослых спорят об их воспитании или критикуют друг друга. Старайтесь избегать критиковать воспитателей в присутствии ребенка. Воспитатель для ребенка – очень важный человек, ребенку комфортно, когда воспитатель имеет авторитет и родители его уважают. Это не означает, что вы должны убеждать ребенка, что воспитатель всегда прав или говорить, что воспитатель хороший, если у ребенка к нему негативное отношение.

Общение с воспитателями должно быть регулярным.

«Налаживание отношений» с помощью подарков не имеет особого смысла. Подарок как «взятка» может уменьшить явно выраженное негативное отношение к ребенку – оно станет скрытым. Подарок – взятка делает наши отношения с воспитателем нездоровыми – там нет сотрудничества, а есть власть воспитателя и унижение родителя. Подарки хороши от души. Они показывают наше к воспитателю хорошее отношение и уважение, выражают благодарность за его работу.

В детском саду у ребенка проходит целая жизнь со своими радостями, трудностями, отношениями, достижениями и разочарованиями. И от нас зависит, будет ли для нас приоткрыта дверь в эту жизнь, узнаем ли, поймем ли, из чего она состоит. От нас зависит, будем ли мы помогать ребенку, будем ли принимать участие в этой жизни, или останемся в стороне от его забот. Воспитатель может стать нашим помощником в том, чтобы сделать жизнь наших детей в садике более радостной и успешной.


Читайте обсуждение детских садов

Запрещено использование материалов, опубликованных на KKM.LV, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы KKM.LV иным способом без письменного разрешения

Родители – главные воспитатели.

Влияние семьи на формирование личности ребёнка

(родительское собрание)

Цели.

Формировать ответственное отношения родителей к воспитанию детей и повышать их педагогическую грамотность.

Задачи

    Определить влияние семьи на формирование личности ребёнка

    Проанализировать атмосферу родительского дома как фактор воспитания

    Раскрыть понятие «социальный опыт ребёнка»

    Осознать роль социального опыта семьи в воспитании детей

Вопросы родительского собрания.

    Что такое «социальный опыт» ?

Основные понятия.

Ход собрания

    Вступительное слово педагога.

Большое спасибо тем, кого заинтересовала тема нашего родительского собрания и вы пришли сегодня в наш уютный класс, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребёнка в семье. У вас разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать радостью или горем. Как и что нужно делать, чтобы ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»

2 Мотивация.

Педагог.

Основное влияние на воспитание и здоровье ребёнка оказывает семья. Более двух веков назад об этом написал в своём стихотворении немецкий поэт Себастьян Брант.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

С. Брант

3.Постановка цели. Задачи собрания

Педагог.

Сегодня мы поговорим о влиянии семьи на формирование личности ребёнка, попытаемся ответить на вопросы:

    Что является главным фактором, влияющим на воспитание и здоровье ребёнка?

    Что такое «социальный опыт»?

    Каким должен быть дом, в котором ребёнок воспитывается гармонично развитой личностью и усваивает полезные привычки?

4.Формирование социального опыта.

Педагог: «Все мы родом из детства». Всё – и хорошее, и плохое – человек получает в семье, именно она является важнейшей средой формирования его личности.

Уважаемые родители, пользуясь своим родительским опытом, постарайтесь выделить факторы, которые влияют на формирование личности ребёнка в семье.

(Родители высказывают свои предположения. Принцип «свободного микрофона»)

Факторы, которые влияют на формирование личности ребёнка, можно разделить на три группы:

    Микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, постепенное знакомство со сложностями и противоречиями современного мира

    Внутри – и внесемейная деятельность

    Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада.

Эти факторы составляют ту основу педагогики семейных отношений, о которых А.С.Макаренко писал в «Книге для родителей»: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету - всё это имеет для ребёнка большое значение (…) А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия» Ребёнок копирует поведение взрослых. Дети видят даже то. Что мы хотим скрыть от них. Вольно и невольно они перенимают опыт своих родителей.

Педагог.

Есть семьи, в которых по большому счёту все хорошо. От чего это зависит? По наблюдениям психологов, в такой семье царит обстановка взаимного доверия, уважения, стремления помочь друг другу. Члены семьи общительны, обладают чувством юмора. Отличительная особенность – уважение к суверенности личности каждого члена семьи.

В таких семьях обычно вместе проводят досуг. Каждый член семьи, начиная с раннего возраста, имеет постоянные домашние обязанности и выполняет отдельные поручения. Даже ребенок должен усвоить, что каждый заслуживает уважения, и у него есть свои неповторимые особенности. В хорошей семье все разделяют ответственность друг за друга. Рядом с взрослыми живут маленькие люди, способные критически оценивать все происходящее в семье. Дети все видят, слышат, понимают, воспринимают и перенимают.

Послушайте результаты анкеты, проведенной с детьми.

    Любишь ли ты бывать один или со всей семьей?

    один -5ч.(25%)

    с семьёй – 15ч.(75%)

    Хочешь ли быть похожим на родителей?

    да -12ч.(60%)

    чуть – чуть – 6ч. (30%)

    нет – 1(5%)

    Делишься ли с ними своими впечатлениями?

    да – 14ч. (70%)

    иногда – 5ч.(25%)

    нет – 1ч. (5%)

    Всегда ли родители справедливо тебя наказывают?

    да – 8ч. (40%)

    часто – 1ч. (5%)

    иногда – 8ч (40%)

    не всегда – 3ч. (15%)

    Обижаешься ли, если тебя наказали?

    да – 1ч. (5%)

    чуть – чуть – 9ч. (45%)

    нет – 10ч. (50%)

    Часто ли тебя хвалят?

    да – 10ч. (50%)

    иногда -7ч. (35%)

    редко – 3ч. (15%)

    нет - 0

    Что тебе нравиться в родителях?

    внешние качества (красота и т.д.) – 6ч. (30%)

    внутренние качества (доброта, нежность, ум, строгость и т.д.) – 6ч. (30%)

    забота о детях – 5ч.(25%)

    чувство юмора – 2ч. (10%)

    всё покупают – 1ч. (5%)

    Чем любишь заниматься с родителями?

    играть (шахматы, компьютер и т.д.) – 6ч. (30%)

    гулять – 3ч. (15%)

    культпоходы - 4ч. (20%)

    учебная деятельность – 3ч. (15%)

    трудовая деятельность (готовить, помощь по дому и т.д.) – 3ч. (15%)

    спорт – 1ч.(5%)

    ничем - 0

    Чем поощряют за хорошую учебу, работу?

    устная похвала – 6ч.(30%)

    покупки(игрушки, сладости, диски и т.д.) – 6ч. (30%)

    играть в компьютер - 4ч. (20%)

    прогулка – 3ч. (15%)

    целуют – 1ч. (5%)

    Можно ли учителю показать анкету родителям?

    да – 13ч. (65%)

    нет – 7ч. (35%0

Вывод: анкета ещё раз подтверждает, что учащимся младших классов нужна семья. Одним им быть не хочется. Большая часть детей хочет быть похожими на своих родителей. Дети чувствуют заботу о себе. Для себя отмечают лучшие качества родителей (нежность, мужскую силу, красоту, ум). Они делятся с родными своими впечатлениями и переживаниями. Считают, что почти всегда их справедливо наказывают и часто хвалят. Но всё - таки можно ещё кое - что улучшить. Например: разнообразить досуг детей и совместный отдых.

На заметку родителям: не хотят показывать анкету родителям дети,которые не всегда делятся с родителями своими впечатлениями или обижаются на наказания родителей.

( Анкеты с разрешения детей учитель раздаёт после собрания и проводит индивидуальные беседы и консультации)

Родительский труд очень тяжелый. Это, пожалуй, самая сложная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости, одоления неумений. Она требует постоянного самосовершенствования. Воспитать душу ребенка способно только домашнее тепло, лад между близкими людьми. Жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх. Детям рады не потому, что дети хорошие и с ними легко, а дети хорошие и с ними легко, оттого, что им рады.

Все-таки лучшие минуты, часы с детьми – это когда мы вместе, равноправны, счастливы, и всякая самая простая радость жизни: прогулки, угощение, хорошая книга – удесятерятся оттого, что мы разделяем ее с сыном или дочерью. Папы и мамы, которые это умеют – самые лучшие, самые замечательные педагоги. Одна мама призналась, что, даже когда в школе училась, не радовалась школьным каникулам так, как сейчас радуется каникулам сына. Придумывает, куда поехать вместе с ним, пойти, какую книгу почитать.

Ваше собственное поведение – решающая вещь. Родители часто жалуются на то, что они работают, заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у родителей остается ежедневно всего лишь 17минут. Но родители воспитывают детей в семье не только во время своего присутствия, но и отсутствия.

Семейное воспитание – это не морали и нотации, а весь образ жизни, это постоянное общение с детьми. Воспитывают в семье иногда даже молчанием, взглядом, мимикой, шуткой или грустью.

5.Внутрисемейные отношения и семейные традиции.

«Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел ввиду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Семейное счастье, благополучие семьи рождаются благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. Родной дом для ребенка – это то место, где он усваивает уроки народной нравственности, где он творит, размышляет, обогащается жизненным опытом. Вот почему мамам и папам надо чаще смотреть на себя глазами детей, чтобы понять, какой опыт отношений они черпают в семье. Отец и мать не всегда понимают, что их внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на растущего человека.

Те отношения, которые он видит в семье, он в дальнейшем перенесет на отношения с взрослыми, в свою будущую жизнь.

Узнавание рисунков

Хорошо, что в большинстве семей моих учеников дело обстоит не так. Ребята с удовольствием рассказывают как они с родителями проводят свободное время, как проходят семейные праздники. Какие в их семьях есть традиции. Например, в семье одного ученика папа каждое воскресенье печёт блины, в другой семье каждое день рождение ребёнка отмечается спортивными соревнованиями, в третьей каждый праздник это обязательный выход в учреждения культуры нашего города..

К собранию ученики 1 класса нарисовали рисунки на тему «Праздник в моём доме». Рисунки не подписаны.Сейчас я попрошу родителей подойти к выставке и узнать рисунок своего ребёнка.

(Проводится “узнавание рисунков” родителями и те, кто правильно отгадал – получают “рисунок”)

Как вы узнали рисунок своего ребёнка? (Рефлексия родителей по кругу)

А теперь подумаем вместе, почему кому – то было трудно выполнить это задание.

(Ответы родителей)

Возможно дело в том, что на рисунках нет разнообразия. В основном дети рисовали украшенную комнату, накрытый стол, угощения, торт и цветы. По-видимому, дети кроме старой русской традиции «посидеть за столом» больше ничего не запомнили. Вот и получилось, что один праздник ничем не отличается от другого. Это наглядный пример и ещё один повод задуматься о наших семейных праздниках и традициях. Как сделать праздник незабываемым? Подумаем об этом вместе и на ближайшем родительском собрании подготовим проект праздника «День рождения ребёнка».

6.Семейные ценности

Итоги анкеты волшебный цветок.

Учащимся предлагается лепесток цветка. Каждый школьник на одном лепестке пишет то, что больше всего ценит в жизни. Затем учитель собирает цветки с учётом ранжирования ценностей.

Во время подготовки к собранию первоклассники готовили для вас подарок – это волшебный цветок семейных ценностей. Не просто было им объяснить что это такое. На вопрос: «Что самое ценное в их жизни?» ребята не задумываясь, и почти хором ответили: «Мама». Это ещё раз подчёркивает ваше огромное значение в жизни ребёнка. Все лепестки на которых ребята написали, что больше всего ценят в жизни я поделила на три группы.

1группа ценностей – духовно – нравственные качества(70%): доброта, любовь, щедрость, справедливость, забота, уважение, взаимовыручка, правда, друзья и т.д.

2 группа ценностей – здоровый образ жизни (15%): чистота, здоровье, спорт

3 группа ценностей материальные блага (15%): деньги, золото, машина

Вывод : первоклассники ещё не совсем готовы определять ценности в жизни, не умеют чувства выразить словами, но на первое место всё же ставят духовно нравственные качества.

Мало кто говорит детям, что можно лгать, обманывать, доносить, обижать других, плохо работать, пользоваться чьим-то несчастьем, предавать.

7.Подведение итогов.

Упражнение «Строим дом»

Уважаемые родители, подводя итоги сегодняшнего собрания,давайте построим дом в котором ребёнку будет уютно и тепло. Подумайте, что будет фундаментом вашего дома, что является главными кирпичиками, какие ценности вы впустите в свой дом, а каким вход в ваш дом закрыт.

Работа проходит в группах. Родителям предлагается рисунок дома, который они заполняют в группах. Затем родители представляют свои работы.

8. Рефлексия.

Педагог.

Родительский дом, семья являются для человека самым главным. Это истоки, от которых начинается течение человеческой жизни. Заложенное семьёй нравственное начало человек пронесёт через всю жизнь. Её вехи будут отмечены через призму обращения к своему социальному опыту, содержание сформирует собственный стиль. Тот или иной стиль жизни либо благоприятствуют, либо напротив, препятствуют полноценному социальному становлению личности. От этого зависят здоровье человека, его успешность, профессиональная состоятельность, семейное счастье – вся его жизнь

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если всё мне показать, я выучу урок
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, КАК ты живёшь, по правде или нет

Желаю, вам, чтобы ваши слова, обращённые к ребёнку, не расходились с делом.

Ребенок – это чистый лист, на котором взрослые могут «записать» все, что угодно. К сожалению не всегда влияние взрослых оказывается благотворным для растущего малыша, и способствует развитию гармоничной личности с высокими моральными принципами. Самое ужасное, если сами родители являются плохим примером для подражания, но даже в том случае, если они люди культурные и относятся серьезно к воспитанию малыша, не стоит забывать о том влиянии, которое оказывают на него встречающиеся ему по жизни учителя.

Роль воспитателя в воспитании детей невозможно переоценить. Уже с детского сада воспитатель – это тот человек, который является проводником малыша в окружающий его мир. Зачастую воспитатель и дети проводят вместе гораздо больше времени, чем дети и родители. От того, найдут ли общий язык воспитатель и дети, во многом зависит, как в дальнейшем малыш будет вести себя. Станет ли он самодостаточной личностью, или, наоборот, всю жизнь будет страдать комплексами. Каждый из нас, наверное, помнит своего воспитателя в детском саду, не смотря на то, что с тех пор прошел ни один десяток лет. Это лишний раз свидетельствует о том, насколько глубоки наши детские впечатления и как сильно они влияют на нашу дальнейшую жизнь.

Если спросить любую маму, какова роль воспитателя, она, безусловно, отметит, что эта роль важна. Не нужно быть специалистом в области психологии, чтобы понять, что от того, какой воспитатель попадется малышу, зависит, насколько хорошо он будет усваивать знания и навыки. Если контакта с воспитателем нет, то ребенок может отказываться от похода в детский сад, или же ходить в него, но не участвовать активно в играх и занятиях, что отразится на его знаниях. К сожалению, сегодня нет возможности свободно выбирать воспитателей для своего малыша, в результате многие дети проходят через неприятный период, который так или иначе в дальнейшем влияет на всю жизнь. Но, в то же время, если родители видят, что воспитатель не нашел подход к малышу, они просто обязаны искать способы исправить ситуацию. Ни в коем случае нельзя оставлять ее без внимания.

Какими качествами должен обладать воспитатель детей дошкольного возраста?

Определяя ребенка в детский сад, большинство родителей стремятся попасть в группу к «хорошему» воспитателю. Для этого они проводят своеобразную «разведку», расспрашивая знакомых и друзей, чтобы сделать правильный выбор. Однако даже самый хороший воспитатель может «не подойти» вашему малышу. И он будет категорически отказываться ходить в сад. При этом воспитатель будет иметь не одно высшее образование в области воспитания, и обладать обширным опытом.

Какое же главное качество должно быть у воспитателя детей дошкольного возраста? Это, прежде всего любовь к детям. Малыши всегда интуитивно чувствуют воспитателя, какие бы слова он не произносил и как бы себя не вел. Звучит, конечно, банально, но если дети глазами воспитателя это всего лишь «воспитуемые», то вряд ли он будет пользоваться их любовью. Если же воспитатель сумеет расположить малышей к себе, то процесс воспитания и обучения пойдет гораздо быстрее и будет намного более эффективным.

В то же время, нужно признать, что далеко не каждый, кто любит детей, может быть хорошим воспитателем. Второе важно качество воспитателя детей дошкольного возраста – требовательность и разумная строгость, а это требует выдержки и последовательности. Дети устроены таким образом, что усваивают те или иные навыки только в результате многократного повторения, поэтому, воспитание, как таковое сводится к постоянному повторению требований и контролю за их выполнением. Хороший воспитатель – тот, кто тысячу и один раз, не срываясь на крики (как это делают родители), повторяет одни и те же требования и подталкивает ребенка к выполнению их. Согласитесь, для этого нужны «железные нервы». При этом дети глазами воспитателя остаются индивидуальными, он умеет увидеть особенности каждого малыша и тем самым получает возможность найти к нему подход.

Если у малыша был хороший воспитатель в детском саду, то в школу он оправляется без боязни, поскольку знает, что взрослые всегда поймут и помогут. А вот если с воспитателем не повезло, то малыш испытывает страх перед школой и это может отразиться на его учебе.

Воспитатель и родители

Если взаимоотношения воспитателя и детей интересуют многих, то вот взаимоотношения родителей и воспитателя часто остаются «за кадром». Однако, нормальные взаимоотношения воспитателя с малышами невозможны, если он не наладил контакт с их родителями. Таким образом, на воспитателя ложится сложная задача выстроить доверительные отношения с родителями.

Опытный педагог сумеет это сделать. Например, он покажет родителям искреннюю заинтересованность их ребенком. Согласитесь, любая мама сразу проникнется уважением к человеку, который интересуется ее малышом. Воспитатель должен выделять время для общения с родителями не только на редких родительских собраниях, но и вне их. В таких беседах можно выяснить, как выглядя дети глазами воспитателя, и сделать соответствующие выводы. Не секрет, что для каждого родителя его ребенок – самый лучший, и мы, родители, склонны не замечать некоторых «особенностей». Для этого и нужен воспитатель, который укажет на те, или иные достоинства или недостатки малыша.

Родители, в свою очередь, должны уважительно относиться к человеку, который является специалистом в области воспитания детей и не навязывать ему модель взаимодействия воспитателя и детей. Кроме того, сегодня появилась еще одна категория родителей, уверенных в том, что любой вопрос можно решить за деньги. О каком воспитании может идти речь, если мама с папой всем своим видом показывают своему ребенку, что с воспитателем можно не считаться только потому, что они заплатили солидную сумму за детский сад. Это ошибочный подход, который ни к чему хорошему не приведет. Если вы хотите, чтобы механизм «воспитатель и дети» работал хорошо, предоставьте возможность воспитателю делать свое дело так, как он считает нужным.




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top