Темы проектов на тему хлеб. Пословицы и поговорки про хлеб. Путь от зернышка до буханки хлеба

Темы проектов на тему хлеб. Пословицы и поговорки про хлеб. Путь от зернышка до буханки хлеба

Проект «Хлеб – всему голова»

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Сроки реализации проекта: ноябрь - декабрь

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,

Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» п. Октябрьский

Проект «Хлеб – всему голова»

Подготовила воспитатель:

Руш Виктория Алексеевна

Проект «Хлеб – всему голова»

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Сроки реализации проекта : ноябрь - декабрь

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Интегрируемые области:

Коммуникация;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество (лепка, рисование Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель : Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

Сформировать у детей представления о ценности хлеба;

Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

Воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

Сбор информации;

Беседы;

Наблюдения;

Экскурсия;

Эксперимент

Анализ.

Аппликация);

Познание;

Социализация.

Коммуникативная:

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Какой бывает хлеб»;

«Как испечь хлеб дома»;

«Берегите хлеб».

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):

1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

3. Составление узоров и рисунков из круп.

Познание

Наблюдения и рассматривание альбомов;

Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

Репродукций картин русских художников на заданную тему;

Просмотр диафильма «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

Социализация

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».

Дидактические игры:

«Что из какой муки испекли»;

«Что сначала, что потом»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Назови профессию».

Исследовательская деятельность

Посещение мини-музея, экскурсия на хлебозавод, в пекарню. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность:

Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях

Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».

3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).

5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».


Исследовательский проект «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА» Автор проекта: Цинько Елизавета, ученица 3 класса «Б» средней школы 2 п.Чернянка 2011 год Исследовательский проект «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА» Автор проекта: Цинько Елизавета, ученица 3 класса «Б» средней школы 2 п.Чернянка 2011 год


Введение Теоретическое исследование Теоретическое исследование История хлеба История хлеба Путь от зерна до буханки хлеба Путь от зерна до буханки хлеба Хлеб - всему голова Хлеб - всему голова Практическое исследование Практическое исследование Выводы Выводы Список литературы Список литературы


Введение Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки. Считается, что слово «хлеб» греческого происхождения, древнегреческие пекари использовали для производства этого продукта специальные горшки – клибанос. Что касается происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки. Считается, что слово «хлеб» греческого происхождения, древнегреческие пекари использовали для производства этого продукта специальные горшки – клибанос. Что касается происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.). Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.). Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. Актуальность проблемы: отношение людей к хлебу вообще и моих ровесников в частности. Актуальность проблемы: отношение людей к хлебу вообще и моих ровесников в частности. Цель моей работы: выяснить осведомлённость детей о хлебе и их отношение к этому продукту, доказать правильность высказывания «Хлеб-всему голова» Цель моей работы: выяснить осведомлённость детей о хлебе и их отношение к этому продукту, доказать правильность высказывания «Хлеб-всему голова» Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Отобрать и изучить литературу по данной теме Отобрать и изучить литературу по данной теме Сделать выводы по изученной литературе Сделать выводы по изученной литературе Узнать, как в русском народном творчестве показано значение хлеба в жизни человека Узнать, как в русском народном творчестве показано значение хлеба в жизни человека Сравнить полученные практические и теоретические данные Сравнить полученные практические и теоретические данные Сделать выводы Сделать выводы


Предмет исследования: хлебобулочные изделия. Предмет исследования: хлебобулочные изделия. Объект исследования: отношение людей к хлебу. Объект исследования: отношение людей к хлебу. Гипотеза: Гипотеза: «Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел «Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему» хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему» Методы исследования: Методы исследования: Теоретический анализ информационных источников. Теоретический анализ информационных источников. Наблюдение Наблюдение Опрос Опрос Эксперимент Эксперимент Выводы Выводы


История хлеба Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. С окончанием ледникового периода в мире произошли коренные изменения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса, и чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев и если перегревшиеся (или поджаренные) зерна, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Примерно шесть с половиной – пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень.


В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи. Египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи.


С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Если в веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах уничижительными именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали Федор, Григорий, Дмитрий. С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Если в веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах уничижительными именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали Федор, Григорий, Дмитрий. В уставах 10 века было сказано: «Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб». Вместе с тем в той же Византии за выпечку плохого хлеба пекаря могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или изгнать из города. В уставах 10 века было сказано: «Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб». Вместе с тем в той же Византии за выпечку плохого хлеба пекаря могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или изгнать из города. На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал «подмес» или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали. На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал «подмес» или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали.


В конце 19 века сельские жители пекли хлеб сами в русских печах, а городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных с лотков продавали подовый (высокие толстые лепешки) и формовой (в форме цилиндра или кирпича) хлеб. В конце 19 века сельские жители пекли хлеб сами в русских печах, а городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных с лотков продавали подовый (высокие толстые лепешки) и формовой (в форме цилиндра или кирпича) хлеб.


Путь от зерна до буханки хлеба Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством – он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно. Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством – он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно. Хлеб – важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка, содержащего ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин). В пшеничном хлебе белка содержится больше, чем в ржаном. Хлеб – важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка, содержащего ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин). В пшеничном хлебе белка содержится больше, чем в ржаном. Особенно много в хлебе углеводов (в ржаном чуть меньше,а в пшеничном больше). Жиров в нем мало. Особенно много в хлебе углеводов (в ржаном чуть меньше,а в пшеничном больше). Жиров в нем мало. Хлеб – существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб – источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа. Хлеб – существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб – источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа.


Непросто приходит хлеб на наш стол. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. Непросто приходит хлеб на наш стол. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, быстро подготовить землю для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». А чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки. Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, быстро подготовить землю для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». А чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки. Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай. Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай. На поле появляются всходы. Летом все поле в колосьях. На поле появляются всходы. Летом все поле в колосьях.


Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков. А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков. Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины. Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины. А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д.) А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д.) Путь от зерна до буханки хлеба изображен на буклете, который я изготовила по результатам моего теоретического исследования. Путь от зерна до буханки хлеба изображен на буклете, который я изготовила по результатам моего теоретического исследования.


Хлеб – всему голова Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Почему же именно хлеб – «всему голова»? Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Почему же именно хлеб – «всему голова»? Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. Хлеб был для славян священным даром Богов. Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие наши предки, так или иначе, вышли и на хлеб. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Оно кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. Существует множество древних поверий, связанных с хлебом и тестом. Хлеб был для славян священным даром Богов. Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие наши предки, так или иначе, вышли и на хлеб. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Оно кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. Существует множество древних поверий, связанных с хлебом и тестом. Вот некоторые из них, которые я узнала от своей прабабушки. Вот некоторые из них, которые я узнала от своей прабабушки.


Возвращаясь домой с похорон, надо было первым делом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. Возвращаясь домой с похорон, надо было первым делом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно. На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно. Вынимая хлеб из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. Вынимая хлеб из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям «хлебами из одной печи»… На свадьбах перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям «хлебами из одной печи»…


Сегодня в нашей речи существуют такие выражения: Сегодня в нашей речи существуют такие выражения: «Заработать на хлеб» – значит заработать то, что необходимо для пропитания, существования. «Заработать на хлеб» – значит заработать то, что необходимо для пропитания, существования. «Хлебное место» – доходная работа. «Хлебное место» – доходная работа. «Свой кусок хлеба» – самому зарабатывать себе на жизнь. «Свой кусок хлеба» – самому зарабатывать себе на жизнь. «Дать хлеб» – обеспечить кому-либо доход. «Дать хлеб» – обеспечить кому-либо доход. «Отнять хлеб» – лишить места, способов дохода. «Отнять хлеб» – лишить места, способов дохода. О чьем-нибудь сильном увлечении говорят – «Его хлебом не корми…» О чьем-нибудь сильном увлечении говорят – «Его хлебом не корми…» О вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться говорят – «Она хлеба не просит…» О вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться говорят – «Она хлеба не просит…»


Золотые есть слова - Хлеб - всему голова. Почему так говорят? В народе говорят: «Хлеб по польски Пан», ещё говорят отец, кормилец. В семье голова – отец, и так и пошло, что сказали: «Хлеб - всему голова». Объясню я для ребят: Хлеб – тяжёлый труд людей, И бросать его не смей. На полях пшеница зреет, Хлебороб её лелеет, Срок придёт, её пожнёт Зерно на мельницу свезёт. Мельник там муки намелет, По мешкам её разделит, И в пекарню отвезёт – Пекарь хлеб нам испечёт. Труд, ребята, уважайте, Хлеб под лавку не бросайте!


Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб. Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб. В наши дни, к сожалению, многие стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! В наши дни, к сожалению, многие стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! Мы с вами не знаем, что такое голод, хлебные карточки, вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры, семян лебеды. А вот во время войны с фашистской Германией люди получали по 250 г г хлеба в день. Мы с вами не знаем, что такое голод, хлебные карточки, вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры, семян лебеды. А вот во время войны с фашистской Германией люди получали по 250 г г хлеба в день. В одной книжке я прочитала воспоминания жителей блокадного Ленинграда и задумалась о хлебе. Об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы мы не росли невеждами, чтобы для нас, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Нужно с детства прививать нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину: брошенный хлеб, растоптанный в грязи кусок, булочки в мусорных корзинах. В одной книжке я прочитала воспоминания жителей блокадного Ленинграда и задумалась о хлебе. Об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы мы не росли невеждами, чтобы для нас, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Нужно с детства прививать нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину: брошенный хлеб, растоптанный в грязи кусок, булочки в мусорных корзинах. Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже кусочка хлеба. Ведь хлеб – это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни. Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже кусочка хлеба. Ведь хлеб – это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни.


Практическое исследование В своем практическом исследовании я решила выяснить, каково отношение к хлебу моих сверстников. Мною было опрошено 20 человек. Результаты опроса представлены в виде круговых диаграмм, где цифры означают процентное соотношение различных ответов Вопрос 1 Вопрос 2


Выводы На основе проделанной работы я пришла к следующим выводам: На основе проделанной работы я пришла к следующим выводам: Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий, поэтому хлеб издревле был для славян священным даром Богов и ассоциировался со всеми насущными житейскими потребностями. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий, поэтому хлеб издревле был для славян священным даром Богов и ассоциировался со всеми насущными житейскими потребностями. Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб. Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб. В годы Великой Отечественной войны люди ценой собственного здоровья, а подчас и жизни спасали хлеб, дающий жизнь тысячам других людей и в настоящее время для 1/6 населения планеты хлеб остаётся мало доступным. В годы Великой Отечественной войны люди ценой собственного здоровья, а подчас и жизни спасали хлеб, дающий жизнь тысячам других людей и в настоящее время для 1/6 населения планеты хлеб остаётся мало доступным. Молодое поколение относится к хлебу как к чему-то привычному. 10 % опрошенных используют хлеб в качестве игры на перемене, что является показателем безнравственности моих сверстников. Молодое поколение относится к хлебу как к чему-то привычному. 10 % опрошенных используют хлеб в качестве игры на перемене, что является показателем безнравственности моих сверстников. Хлеб не просто еда. Это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие. Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! Во имя их памяти мы должны дорожить хлебом, беречь то, что у нас есть. Хлеб не просто еда. Это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие. Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! Во имя их памяти мы должны дорожить хлебом, беречь то, что у нас есть.


Список литературы Список литературы М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980 г. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980 г. А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990 г. А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990 г. М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984 г. М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984 г. Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008 г Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008 г Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1997 г Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1997 г Интернет ресурсы Интернет ресурсы

Светлана Вершель

Среднесрочный проект для подготовительной группы.

Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы и их родители; воспитатель группы, воспитатель изодеятельности, воспитатель карельского языка, музыкальный руководитель.

Сроки реализации проекта: среднесрочный, длился в течение трёх тематических недель: «Неделя старины и карельского фольклора», «Хлеб – всему голова», «День Матери», с октября – по ноябрь 2014 года.

Актуальность проекта: Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Ещё с давних времён принято было встречать дорогих гостей с хлебом и солью, показывая уважение и гостеприимство.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по – своему помнит, воспринимает и ценит его.

Проблема: Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски). Мне хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий вырастивших его.

Цель: Формирование у детей представлений о том, что хлеб – это ценный продукт, производство которого требует большого труда.

Задачи проекта:

Познакомить с процессом выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней;

Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих профессий людей;

Приобщать детей к художественной литературе: знакомить с рассказами, стихами, сказками, пословицами и поговорками о хлебе;

Показать значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;

Помочь проследить процесс превращения маленького зёрнышка до буханки хлеба;

Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность;

Расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий;

Развивать любознательность к процессу изготовления солёного теста;

Вызвать интерес к лепке кондитерских и кулинарных изделий из солёного теста для обыгрывания в сюжетно – ролевых играх;

Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки; активизировать приёмы декорирования лепных образов;

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве,

Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной трудовой деятельности.

I этап. Предварительная работа:

Подбор литературы, картин, иллюстраций, подготовка презентаций;

Создание временного уголка проектной деятельности;

Объявление детям и родителям о начале проекта;

Договорённость с местным хлебозаводом о выставке «Хлебобулочных изделий нашего хлебозавода»;

Индивидуальное заучивание детьми стихов, пословиц, поговорок о хлебе.

II этап. Выполнение проекта:

Беседа о старинных семейных обычаях. В ходе, которой мы узнали, что издавна избы строили с низким дверным проемом, чтобы при входе в избу гость наклонялся (кланялся) дому, его хозяевам. А, хозяин, всегда встречал дорогого гостя с хлебом и солью. Хлеб выращивали самостоятельно. В теплое время года, выходили в поле, все от мала до велика, и старшие дети с малых лет помогали родителям выращивать и убирать хлеб.

Показ презентации: «Как крестьяне выращивали хлеб!». Познакомились с трудом крестьян при выращивании хлеба, ознакомились со старинными предметами труда (соха, косуля, борона, коса, серп, молотило, мельница, жернова).

Посадка семян пшеницы, ржи, овса. Решили самостоятельно, в домашних условиях, прорастить зёрна в земле и в воде, чтобы узнать, сколько времени и труда нужно для проращивания колосьев, из которых можно добывать муку для выпекания хлеба, пирожков, булочек, пряников, сушек и даже изготовления макарон. Ежедневно ухаживали, наблюдали, вели записи в паспорте наблюдений.

Чтение литературных произведений по теме. В течение проекта, мы с детками прочитали множество художественных произведений, которые посвящены возникновению хлеба, его ценности, важности и учат необходимости беречь и ценить хлеб:

Я. Аким «Пшеница», «Хлеб»; А. Букалов «Как машины хлеб берегут»; В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Е. Житникова «От зёрнышка до булочки», П. Коганов «Хлеб – наше богатство»; К. Паустовский «Теплый хлеб»; С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый…»; В. Ремизов «Хлебный голос»; Е. Русаков «Черный хлеб», «Ржаной колос»; В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»; И. Токмакова «Что такое хлеб»; К. Ушинский «Хлеб»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»; Т. Шорыгина «Ломоть хлеба». Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок». Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Показ презентации: «От зёрнышка до булочки!».

В презентации мы ознакомились с процессом выращивания и изготовления хлеба в наше время. Увидели, какие произошли изменения в современном мире, что процесс выращивания хлеба изменился: из ручного труда превратился в механизированный. Познакомились с новыми профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь. Ознакомились с сельскохозяйственной техникой, облегчающей труд хлеборобов, пекарей, водителей. Дети читали стихи, пословицы, поговорки о хлебе.

Опытно – экспериментальная деятельность: провели с детьми опыт «Превращение зерна в муку» с помощью кофемолки. В результате узнали, что из зёрен пшеницы получается мука белого цвета, которая применяется для изготовления булок, батонов, белого хлеба, а из зёрен ржи получается мука серого цвета, и применяется для изготовления чёрного хлеба, калиток.

Выставка «Хлебобулочных изделий!». Наши родители помогли нам организовать выставку разных хлебобулочных изделий, выпекаемых на нашем местном хлебозаводе.



Изготовление хлебобулочных изделий для кукол из солёного теста «Крямнямчики».

Наблюдение за трудом воспитателя «Замешивание солёного теста».

Лепка булочек, калиток, пирожков, караваев для кукол и использования в сюжетно – ролевых играх.

Раскрашивание лепных изделий.


Чаепитие.

После беседы о хлебе, о его ассортименте, о тяжелом и интересном труде работников хлебозавода, мы занялись дегустацией хлебобулочных изделий. Определили, что для каравая и пирожков использовали пшеничную муку, а для калиток ржаную. Пили чай с караваем, калитками, сочнями, колобами, булочками, пирожками с разной начинкой, было всё очень вкусно.


III этап. Заключительный:

Мастер – класс для мам по изготовлению карельских калиток.

В течение трёх тематических недель мы беседовали о хлебе, начиная с давних пор и до нашего времени. Проследили, какой длинный и трудоёмкий процесс проходит маленькое зёрнышко, чтобы попасть к нам на стол вкусным и ароматным хлебом. Увидели разнообразие хлебобулочных изделий. Побывали в роли пекаря при изготовлении лепных пирожков из солёного теста для сюжетно – ролевых игр.

В канун Дня Матери решили порадовать наших мамочек, устроить сюрприз. Воспитатель карельского языка провела мастер класс по изготовлению карельских калиток для детей и родителей.



Показала, как правильно замесить тесто, в каких пропорциях, и в какой последовательности, как катать сканцы и положить начинку, чем смазать и сколько и при какой температуре выпекать калитки. К нашему удивлению, на наше мероприятие пришли не только мамы, но и бабушки и сестрички. Каждый попробовал себя в роли пекаря.




Калитки сложили на подносы, отнесли в печь на кухню и пригласили мамочек и бабушек в музыкальный зал, где мы оформили фотовыставку «Наши мамы всех милей и краше!»

Музыкальное развлечение, посвященное «Дню Матери».

В зале гостей ждали поздравления. Исполнялись песни, стихи о маме, все вместе танцевали, участвовали в разных конкурсах и играх. Девочки показали сценку «Три мамы!». Мамы пеленали кукол, вместе с детьми наперегонки пришивали пуговицы, угадывали своих деток по голосу.





В течение получаса в зале не стихали смех и бурные аплодисменты. В завершении концерта детки вручили мамам в подарок их портреты.



Совместное чаепитие.

После концерта, состоялось совместное чаепитие с настоящими карельскими калитками. В память о проекте каждая семья получила памятку «рецепт карельских калиток».




Совместное мероприятие вызвало бурю эмоций, все участники проекта остались в восхищении от мастера класса и праздничного концерта.

Результаты проекта:

У детей сформировалось представление о ценности хлеба.

Дети узнали, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, и сколь людей разных профессий трудятся над его производством.

Дети проследили долгий и трудоёмкий процесс прохождения маленького зёрнышка до нашего стола буханкой хлеба.

Дети узнали значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;

Дети приняли активное участие в опытно – экспериментальной деятельности «Прорастание зёрен пшеницы, ржи, овса», «Превращение зерен в муку с помощью кофемолки».

Расширились представления детей о многообразии хлебных продуктов;

Дети побывали в роли пекаря при изготовлении пирогов для кукол из солёного теста.

Дети вместе с родителями приняли участие в изготовлении карельских калиток.

Дети стали бережно, с уважением относиться к хлебу, как главному продукту на столе.

В ходе проектирования дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. У детей формировались навыки опытно – экспериментальной деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам,приобретает опыт общения и сотрудничества.

Я считаю, что наш проект удался, оправдал наши ожидания, вызвал бурю положительных эмоций у детей, родителей, коллег и дал большой толчок в познавательном и творческом развитии детей.

Слайд 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №113 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Групповой проект «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
Руководители проекта: Воспитатель Анищенко Г.Н., Воспитатель Никифорова И.Ф., Учитель-логопед Величко Т.Н.

Слайд 2

Хлеб и человек… Хлеб и жизнь… Эти понятия неразделимы. Нет на свете продукта более нужного. Есть хлеб – будет и песня. Есть хлеб – будет и мир.
Хлеб – это история нашей Родины; это наше сытное время. Надо знать цену хлеба, уметь его экономить, быть бережливыми и рачительными хозяевами. В хлебе древний человек видел дитя, порожденное Землёй. Чем лучше мы живём, тем настойчивее надо прививать уважение к труду хлеборобов. Хлеб не терпит равнодушия.

Слайд 3

Презентация направлений
ПРОБЛЕМА «Хлеб – всему голова». Мы очень часто слышим эту фразу в жизни и, нам стало интересно, почему же хлеб считается самым главным продуктом питания и, почему не смотря на то, что все об этом знают, зачастую мы видим такое небрежное отношение к хлебу. Иногда можно увидеть брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные булочки, буханки хлеба в мусоросборниках, беззаботных школьников, кидающих друг в друга оставшиеся от обеда горбушки хлеба. Почему так бывает? В чём ценность хлеба? Мы решили найти ответы на эти несложные вопросы.
ГИПОТЕЗА Мы предположили, что такое небрежное отношение к хлебу большинства ребят связано с тем, что ребята не знают, истории хлеба, сколько труда потрачено и сколько людей разных профессий задействовано в приготовлении хлеба.

Слайд 4

Направление - Историческое
*** Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовёт Самой первой святыней Золотые слова Забывать мы не вправе «Хлеб всему голова!» В поле, в доме, в державе.

Слайд 5

Направление - Историческое
Учёные археологи разных стран подтвердили, что действительно первым «хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали для приготовления хлеба ещё в древности.

Слайд 6

Направление - Историческое
Сначала люди питались сырыми зёрнами. Затем, приспособив два камня, человек создал нечто вроде мельничного жернова и научился делать муку. Замесив, измельчённое зерно с водой, он открыл новый вид пищи – кашу.

Слайд 7

Направление - Историческое
Считается, что именно каша была первой «праматерью» хлеба. Открытие огня позволило человеку усовершенствовать свою пищу. И вот однажды зарядил дождь, мужчины раньше пришли с поля, женщина на скорую руку начала готовить кашу, каша получилась очень густая. Не успела оглянуться – разведённая в воде мука перестала растекаться. Получился румяный кругляш. Так был испечён первый хлеб.

Слайд 8

Направление - Историческое
Первым сельскохозяйственным орудием была палка. Дальше придумали к палке привязывать острый камень. Получился топор. Далее была каменная мотыга. Новая радость охватила земледельца, когда он приручил быка и лошадь и впряг их в плуг – очень большая мотыга. Ещё существовало много различных орудий труда соха, борона, серп.

Слайд 9

Орудие труда
Соха – тоже большая мотыга. Главное её отличие от плуга в том, что у неё сошник наклонный, а у плуга горизонтальный – лемех. Соха – изобретение восточных славян. Появилась она в конце первого тысячелетия нашей эры в северной местности, где города Старая Ладога, Псков, Новгород.

Слайд 10

Орудие труда
Борона После вспашки на поле оставались комья земли. Чтобы мельчить их, придумали борону. Бороной же заделывали в почву посеянные зёрна. Оказалось, заборонованная почва меньше испаряет влагу. Так что борона ещё и охранительница влаги.

Слайд 11

Орудие труда
Серп Пшеницу срезали каменным ножом. Заметили: изогнутый нож в такой работе лучше. Сверху стебли пшеницы сжимает рука жнеца. Подрезая их снизу, кривой нож собирает стебли в пучок и внизу. Пучок к пучку – получается сноп. Ещё заметили: лезвие с зазубринами легче режет соломины. Так родился серп – изогнутый нож с зубчиками.

Слайд 12

История Хлеба
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен.

Слайд 13

Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
История Хлеба

Слайд 14

ХЛЕБ – ЭТО ДАР

Слайд 15

Направление - Литературное
*** Прожить не трудно без котлет Кисель не часто нужен Но плохо, если хлеба нет В обед, на завтрак, в ужин. Он – царь еды, хоть скромен вид От древности доныне Средь блюд различных хлеб стоит В почёте посредине. Ему десятки тысяч лет Веками бились люди Пока не стал таким наш хлеб Каким лежит на блюде
Его найдёшь ты на столе У римляне и грека В войну, в годину лютых бед Спасал хлеб человека И ныне кормит хлеб людей Врачей, солдат, рабочих И этот дар земли своей Должны беречь мы очень!

Слайд 16

Устное народное творчество о ХЛЕБЕ
На Руси, как и во всём мире, всегда было особое поклонение хлебу, высокое почитание его. Воспитывалось оно с самого раннего детства и передавалось из поколения в поколение, при помощи поговорок, притч, сказок. Они всегда отражали быт людей, Свидетельствовали о нравственных ценностях, учили будущие поколения и помогали поддерживать на протяжении лет знания о том, что есть добро, труд, богатство, ум, удача, гостеприимство …

Слайд 17

А вот фразеологические обороты, в состав которых входит слово ХЛЕБ:
Даром хлеб есть (Жить напрасно, не принося никакой пользы). Хлеб да соль! (Приятного, хорошего аппетита) Что означает? И когда его говорят? Хлеб насущный (Необходимые средства для жизни) Хлеб – соль (Угощение) Что означает? И когда говорим?

Слайд 18

Крылатые выражения о хлебе:
1. «Сбоку припёка» Комментарий: Припёка, или припёк, у пекарей – пригоревшие кусочки теста, прилипающие снаружи к хлебным изделиям, то есть нечто ненужное, излишнее. 2. «Отрезанный ломоть» Комментарий: Был каравай целый, стал початый, и ломоть отдельно. Потому и стали называть отрезанным ломтём ушедших из семьи членов. Дочка, выгнанная в чужие люди, отделившийся и заживший своим домом сын, - всё это отрезанные ломти. 3. «Тёртый калач» Комментарий: Есть такой сорт белого хлеба – тёртый калач. Выпекают его из очень круто замешанного теста, который нужно долго разминать. «Ни тёрт, ни мят, не будет калач», - гласит народная пословица, что следует понимать как «беды уму учат». А в переносном смысле «тёртый калач» - опытный, бывалый человек, которого на мякине не проведёшь.

Слайд 19

Направление - Художественное
Художники во все времена стремились рисовать человека – труженика. Чтобы показать не только как ему тяжело, но и наоборот, насколько красив человек, когда он работает.

Слайд 20

Венецианов Алексей Гаврилович 1780 – 1847 Выдающийся русский художник, один из основоположников бытового жанра русской живописи. Родился в Москве в семье купца. Свою художественную деятельность Венецианов начал с портретов. В начале 1820 года художник переселился в деревню и обратился к отображению на своих полотнах сцен из крестьянской жизни.

Слайд 21

Картина А. Г. Венецианова «На пашне. Весна»

Слайд 22

Яблонская Татьяна Николаевна 1917 - 2007 Родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске. Её отец был преподавателем словесности в смоленской классической гимназии, а также известным в городе художником. В 1928 году семья Яблонских переехала на Украину. С 1935 года по 1941 год Таня Яблонская учится в Киевском художественном институте. После Великой Отечественной войны началась её творческая и преподавательская работа в Киеве: она работала в том же институте, в котором ранее училась. Большую известность Татьяне Ниловне Яблонской принесла картина «Хлеб», написанная в 1949 году.

Слайд 23

Картина Т.Н. Яблонской «Хлеб»

Слайд 24

Направление - Сельскохозяйственное
Рассказ о пшенице: Пшеница растет в поле: длинные тонкие стебли, на них – колосья, и в каждом колосе – зерна. Осенью пшеницу срезают – жнут. Затем выбивают – вымолачивают из колосьев зерна. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается белая мука.

Слайд 25

Рассказ о пшенице:
Из муки делают тесто, а из теста – белый хлеб, булки, печенье, баранки. И еще делают из пшеницы манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками и вот готова манная крупа – можно варить кашу.

Слайд 26

Рассказ о ржи:
А чёрный хлеб из чего делают? Чёрный хлеб делают из ржи, поэтому он и называется ржаной. Рожь очень похожа на пшеницу, а всё – таки не совсем такая же. Колос пшеницы потолще, а ржи – потоньше. Зёрна пшеницы покруглей, а ржи – подлиней.

Слайд 27

Рассказ о ржи:
Рожь, так же как и пшеница, растёт в поле, и осенью её жнут, вымолачивают из колосьев зёрна и мелют на мельнице. Только мука из ржи получается не такая белая, как из пшеницы. Из ржаной муки тоже делают тесто, но из этого теста пекут не белые булочки, а чёрный хлеб.

Слайд 28

комбайнер
Как выращивают хлеб С начало зернышко хлеба сажают в землю специальными машинами –сеялками. Дальше на полях вырастет рожь или пшеница. Потом, после созревания колосьев комбайнеры их скашивают и одновременно обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполниться зерном, подъезжает грузовая автомашина, и зерно с помощью специального устройства пересыпают в ее кузов. Комбайны продолжают работать, а машины с зерном идут на приемные пункты.
сеялка

Слайд 29

Как выращивают хлеб На приемных пунктах решают куда отправить зерно на мельницу или элеватор. Элеваторы – это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может храниться несколько лет, до тех пор пока оно не потребуется, пока не придет время заменить его новым урожаем. Из зерна, поступившего на мельницы, мелют муку. Ее отправляют в хлебопекарни и магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб на продажу населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

Фадеева Ольга Михайловна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №9» п. Черусти, Шатурский район, Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 10.05.2018г.

Познавательно-информационный проект

«Хлеб - всему голова»

(средняя разновозрастная группа «Солнышко»)

Вид проекта : Познавательно-информационный, игровой.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Актуальность проекта: Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Ещё с давних времён принято было встречать дорогих гостей с хлебом и солью, показывая уважение и гостеприимство. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Каждый по – своему помнит, воспринимает и ценит его.

Проблема: Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски). Мне хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий, вырастивших его.

Цель: Формирование у детей представлений о том, что хлеб – это ценный продукт, производство которого требует большого труда.

Задачи проекта:

Познакомить с процессом выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней;

Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих профессий людей;

Приобщать детей к художественной литературе: знакомить с рассказами, стихами, сказками, пословицами и поговорками о хлебе;

Показать значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;

Помочь проследить процесс превращения маленького зёрнышка до буханки хлеба;

Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность;

Расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий;

Развивать любознательность к процессу изготовления солёного теста;

Вызвать интерес к лепке кондитерских и кулинарных изделий из солёного теста для обыгрывания в сюжетно – ролевых играх;

Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки; активизировать приёмы декорирования лепных образов;

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве;

Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной трудовой деятельности.

Этапы реализации проекта
1) Подготовительный.

1.Определение цели и задач проекта.
2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Разработка комплексно - тематического плана работы
4. Создание условий для организации работы в групповой комнате.
2) Основной.
1. Чтение художественной литературы.
2. Беседы с детьми по теме.

3. Игры.

4. Художественно-творческая деятельность.

5. Познавательная деятельность

6. Изготовление альбома «От зернышка до булочки»
3) Заключительный.
1. Анализ полученных результатов.
2. Презентация проекта «_________».

3. Совместный конкурс поделок из солёного теста детей с

родителями «Чудо тесто»

4. Создание мини –музея «Хлеб-всему голова»

Основные направления реализации цели проекта:

I. Подготовительный этап

Деятельность педагога:

Деятельность детей:

Взаимодействие с семьей.

- Беседы с детьми по теме.
- Составление плана работы над проектом.
- Сбор материала необходимого для реализации проекта.
- Чтение художественной литературы
- Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
- Изготовление дидактических игр и пособий.

Рассматривание иллюстративного материала.

Сбор необходимого материала для создания альбома.
- Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

II . Основной этап - практическая работа

Деятельность педагога:

Деятельность детей:

Совместная деятельность взрослых и детей:

Беседа с детьми познавательного характера.
- Организация предметно – развивающей среды по теме.
- Подготовка информации для родительских уголков.

Продуктивная деятельность.

Игровая, двигательная деятельность.
- Участие в практической деятельности.

Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
- Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о хлебе и его изготовлении.

III . Заключительный этап- подведение итогов.

Деятельность педагога:

Деятельность детей:

Распространение опыта:

Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
- Презентация проекта.
- Представление опыта.

Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

Участие в презентации проекта «От зернышка до булочки»

Ознакомление педагогов МБДОУ с

удачно выполненной работой.

Оформление альбомов,

фотовыставок для родителей

Размещение материала на сайте

ДОУ, личных сайтах педагогов.

Мероприятия по реализации проекта.

Беседы

Вводная беседа «Что мы знаем о хлебе?».

«Пахота»

«Сев»

«Как хлеб на стол пришел?».

«Как выращивают хлеб»

«Как мы можем беречь хлеб?»

«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

Занятия по теме

«Знакомство с трудом хлебороба».

Аппликация «Колосок» (из салфеток)

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Что из чего?», «Узнай на вкус»,

«Кто больше назовет», «От зернышка до булочки»,

«Какой хлеб?», «Что сначала, что потом?»

СРИ «Хлебный магазин», «Пекарня», «Угостим кукол чаем».

Игра малой подвижности: «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!»
«Из муки – не из муки».

Хороводная игра «Каравай».

Художественно-творческая деятельность

Рисование по сказке «Колобок».

Лепка «Бублики, баранки, сушки для кукол».

Слушание: песен «Колосок» Пение песенок «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку», отрывок из песни «К нам гости пришли»

Хоровод «Каравай»

Речевое развитие

Рассматривание: альбомов «Злаки»,

«Хлеб и хлебобулочные изделия», фотографий.

Чтение и обсуждение: И. Токмакова «Что такое хлеб»;

Б. Вовк. «Мякиш».

Чтение рассказа М. Пришвина «Колосок»

Русская народная сказка «Колобок».

М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Шорыгина «Какой хлеб лучше?».

Стихотворения: «Ломоть хлеба»,

«Зернышко пшеницы» В. Орлов

«Хлебушек душистый» С. Погореловский

Чтение и заучивание потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях.

Загадки.

Пословицы и поговорки.

Познавательное развитие

Экскурсия на кухню детского сада

Посадка семян пшеницы, ржи, овса.

Наблюдения за прорастанием семян (пшеницы, ржи) в разных условиях (земля, песок).

опыт «Превращение зерна в муку» с помощью кофемолки.

Презентация «От зернышка до булочки»

Работа с родителями

Предложить родителям вместе с детьми найти и

выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

Участие в выставке фотографий «Готовим с мамой»

Консультация «Хлеб – всему голова»

Итоговые мероприятия:

1. Совместный конкурс поделок из солёного теста детей с

родителями «Чудо тесто»

2. Создание мини –музея «Хлеб-всему голова»

Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.
3. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности.
Родители:

Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.

Предполагаемые результаты:

1. Расширение и систематизирования знаний детей о том, как и из чего делают хлеб.

2. Развитие активной речи, обогащение словарного запаса слов.

3. Развитие психических процессов: внимание, памяти, мышления.

4. Развитие мелкой моторики рук в процессе художественной деятельности: рисовании, аппликации, лепке.

5. Расширились представления детей о многообразии хлебных продуктов;

6. Формирование представления о ценности хлеба.

7. Улучшение работы по взаимодействию с родителями.

Полученные результаты :

В ходе проектирования дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. У детей формировались навыки опытно – экспериментальной деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам, приобретает опыт общения и сотрудничества.




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top