Развитие одежды в античном мире. История развития одежды. Древнейший мир. Одежда пришла к человеку из глубины веков. Тогда она состояла из шкур убитых древним человеком животных. Учёные

Развитие одежды в античном мире. История развития одежды. Древнейший мир. Одежда пришла к человеку из глубины веков. Тогда она состояла из шкур убитых древним человеком животных. Учёные

КОСТЮМ ДРЕВНЕГОМИРА

В раннеклассовых обществах древнего мира основным материалом для изго-товления одежды была ткань (Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древ-няя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим). При этом форма костюма была обусловлена теми климатическими условиями и материалами, которые были характерны для данного региона, а также основными принци-пами формообразования, типами структур, присущими каждой цивилизации (тектоника формы, степень развития пространственного мышления). В зависи-мости от материалов и традиций одежду по-разному закрепляли на фигуре: драпировали вокруг тела, обертывали тело, делали прорезь для головы. Можно выделить три основных типа древней одежды:

1) нешитая (некроеная) одежда, изготовленная из одного куска ткани, зак-репленного на теле, - это драпированная одежда Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, характерная для средиземноморской цивилизации;

2) одежда из куска ткани с прорезанным отверстием для головы (плащи типа пончо вавилонян и ассирийцев);

3) кроеная и шитая одежда - из согнутого пополам полотнища ткани с выкроенным отверстием для головы, сшитого по бокам с оставленными про-резями для рук (туникообразный покрой). На основе этого покроя появилась рубашка с вытканными рукавами (покрой туника) - рубашка-канди асси-рийцев, калазирис эпохи Нового царства в Древнем Египте, туника Древнего Рима ( I - Vbb . н.э.).

Народы Древнего Востока умели изготавливать тонкие и красивые ткани. Особенно славились тончайшие льняные ткани Древнего Египта. Лен, кото-рый рос по берегам Нила, был основным волокном для изготовления тканей, хотя в ранний додинастический период Древнего Египта использовали для этой цели и волокна луба, трав, тростника. Но самыми длинными, тонкими и эластичными были нити, которые получали из волокон незрелого льна. В каж-дом большом хозяйстве (при храме, поместье фараона или крупного вельмо-жи) обязательно имелись ткацкие мастерские. Их называли «дома ткачих», так как в них работали женщины. Там вырабатывали ткани для одежды, покрывал, занавесей. В Древнем Египте были распространены горизонтальные ткацкие станки, на которых получали ткань определенного размера. При сдаче работы куски растягивали над специальными столами стандартного размера, и отли-чившиеся ткачихи получали вознаграждение за куски ткани большего размера и хорошего качества (как правило, в виде серег, куска ткани или расшитого бусинами круглого оплечья - ускх). Затем ткань красили либо отбеливали на солнце, лощили и плиссировали, если она предназначалась для одежд знатных людей. Одежды вышивали золотыми или бирюзовыми бусинами, жемчугом, но особенно ценились прозрачные белые ткани. Сквозь несколько слоев таких тканей просвечивало тело, красоту которого египтяне очень ценили. Художни-ки эпохи Нового царства умели в росписях стен гробниц передавать эффект просвечивания и даже изображали пятна, проступавшие на ткани от обильных умащений тела благовонными маслами.

Не менее искусно древние египтяне умели выделывать кожи жировым спо-собом и красить их в красный, голубой, зеленый, желтый цвета. Такие кожи вывозили в другие страны древнего мира (так, греческие модники и модницы носили красные сандалии, сшитые именно из египетских кож).

Одежда древних египтян была очень простой по крою. До третьего тысячелетия до н.э. одежда мужчин состояла из пояса, набедренной повязки и плаща. Затем набедренные повязки (схенти) все более усложняются. Их длина и форма зависели от социального статуса обладателя. Женская одежда Древне-го царства - калазирис - представляла собой обернутое вокруг тела полотни-ще, зашитое с боков, с пришитыми одной или двумя лямками. Египтяне но-сили круглое оплечье - воротник-ожерелье (ускх), символизирующий Солн-це. В эпоху Нового царства после нашествия гиксосов (XVI в. до н.э.) в египет-скую культуру проникают новые элементы, налаживаются политические, эко-номические и культурные связи с другими странами Древнего Востока. С Вос-тока в Египет проникает новая одежда с элементами кроя - туникообразного типа без рукавов, с короткими или длинными рукавами. Эта новая одежда распространилась среди знати под старым названием «калазирис». Появляются костюмы, состоящие из нескольких кусков прозрачных плиссированных тка-ней (например, мужской костюм сусх, состоящий из калазириса и набедрен-ной повязки синдон, а также плаща; женский костюм, состоящий из калази-риса и покрывала «хаик Изиды»). Эти тончайшие одежды можно было протя-нуть сквозь кольцо. Великолепные льняные ткани вывозили из Египта периода Позднего царства и из эллинистического Египта.

В отличие от Древнего Египта в междуречье Тигра и Евфрата - Месопота-мии - лен рос очень плохо, поэтому ткани из привозного льна были редкос-тью и их носили только цари, жрецы, в том числе верховная жрица - энтум. Основным материалом для изготовления одежды служила шерсть, тем более что в Месопотамии одежда должна была защищать тело человека от холода ночью и от палящих лучей солнца днем, а также от укусов насекомых и от ударов врагов, так как история Месопотамии представляет собой череду не-прерывных военных походов. Поэтому в отличие от прозрачных одежд Древне-го Египта в Месопотамии сложился костюм-футляр, закрывающий тело (правда, рабы ходили вовсе без одежды). Одежда - это знак свободного человека, а ее длина и характер отделки - знак социального положения. В третьем тысячеле-тии до н.э. одежду изготавливали из шкур и войлока. Цари и жрецы носили юбки и плащи из козьих шкур. В Древнем Вавилоне (второе тысячелетие до н.э.) их сменяют ткани из шерсти. Ежегодная обязательная минимальная нор-ма шерсти на одежду для одного человека в огромных храмовых хозяйствах и хозяйствах вельмож составляла 1,5 кг. Для домашних нужд женщины пряли и ткали дома, а при храмах существовали огромные мастерские. В Ассиро-Вави-лонии в первом тысячелетии до н.э. (время расцвета Ассирии - IX-VII вв. до н.э., Нового Вавилона - VII-VI вв. до н.э.) активно развивается товарное производство, и ремеслами занимаются мужчины. В Вавилоне были целые ули-цы ткачей, имевших узкую специализацию, между которыми существовала конкуренция. На горизонтальных и вертикальных ткацких станках они изготав-ливали ткани шириной от 1 до 4 м. В Ассиро-Вавилонии впервые появились ткани, окрашенные пурпуром (хотя пурпур - краситель, получаемый из же-лезистых телец моллюсков-пурпурниц, изобрели финикийцы), и ткани с зо-лотыми нитями. Окрашенные ткани стоили очень дорого, поэтому обычно ис-пользовали ткани, отбеленные на солнце. Пурпурные ткани и отделки при-мерно с XV-XIV вв. до н.э. были знаками социального статуса (пурпурный плащ носил царь). Знаком социального статуса была и бахрома, окрашенная пурпуром (появилась примерно в XXVII в. до н.э.). Бахрома имела символи-ческое значение - ее могли приложить к глиняной табличке вместо личной печати. Позднее появилась вышивка. Особенно славилась вышивка золотыми нитями. Самыми искусными считались вышивальщицы из финикийского го-рода Сидон (современный г. Сайда в Ливане). Их привозили в Ассирию и Вави-лонию в качестве ценного военного трофея, их вышивки украшали драгоцен-ные парадные одежды царей. Золотые вышивки дополняли нашитые на одежду чеканные золотые пластинки, как правило, круглые розетки - знак Солнца.

Одежда Месопотамии была сшитой без застежки (накладной), с элемента-ми кроя и состояла из рубашки без рукавов или с короткими рукавами и на-бедренной повязки, носимой сверху рубашки (в Вавилонии), или рубашки-канди (в Ассирии), длина которой указывала на социальное положение В Ассирии более одной одежды мог носить только царь, его костюм состоял из длинной рубашки, набедренника и плаща конас. Женщины носили рубашки-туники, набедренники и плащи-покрывала. В Ассирии свободные женщины обязаны были закрывать лицо при выходе на улицу специальными покрывала-ми. Костюм дополняли украшения из бус, металлических колец, ножных и ручных браслетов.

Ассирийские воины носили сандалии с твердыми задниками, обмотки и бронзовые шлемы, что делало их костюм наиболее защищенным по сравне-нию с военной одеждой других народов Древнего Востока. Возможно, что они носили и штаны, заимствованные ими у горских племен.

Изобретателями штанов считаются древние персы. Изначально они жили высоко в горах и носили одежду из шкур и войлока, кроеную и сшитую. Впос-ледствии, когда персы спустились с гор и завоевали большую часть государств Древнего Востока, создав огромное Персидское царство, они стали носить одежду, скроенную и сшитую из ткани. Древние персы носили штаны-ногови-цы возможно потому, что были хорошими наездниками, и конница всегда играла огромную роль в персидском войске. Персы были первыми среди наро-дов Древнего Востока, ставшими носить распашную одежду - кафтан «кандис», надеваемый поверх рубахи. Покрой этой одежды и само название «каф-тан» впоследствии широко распространились среди разных народов. Персы в эпоху расцвета их государства носили костюм двух типов: персидско-иранско-го, состоящего из рубахи, штанов-ноговиц (греки называли их анаксариды), кафтана и плаща, и так называемого сузианского (или мидийского), состоя-щего из драпированной юбки и круглой накидки, заложенной складками и заткнутой за пояс. Возможно, что это была не накидка, а кафтан с широкими крылообразными рукавами, так как однозначной реконструкции этой одежды не существует (все персидские рельефы изображают персов в такой одежде в профиль). Эту одежду шили только из ткани, и ее носили знатные люди. Персы любили одежду из ярко окрашенных тканей (черных, оранжевых, желтых, голубых, зеленых), отделанную вышивкой по конструктивным линиям. Цари носили одежду, окрашенную пурпуром и вышитую золотыми нитями и плас-тинками.

Некоторое сходство с костюмом Месопотамии имела одежда, которую но-сили на Крите - острове в Средиземном море, о котором древние греки сло-жили известный миф (о лабиринте и Минотавре). Расцвет культуры на Крите датируется 2600-1250 гг. до н.э. Жители этого острова были искусными ремес-ленниками и строителями огромных дворцов. По сохранившимся фрескам двор-цов и керамическим статуэткам, оттискам печатей можно представить их кос-тюм, который состоял из набедренной повязки, пояса и плаща - у мужчин, юбки и плечевой одежды - у женщин. Особенный интерес представляет кос-тюм жриц великой богини Природы: они носили плечевую одежду - кофты с короткими рукавами и большим декольте, пышные многоярусные юбки и корсеты из кожаных ремней. Это был первый в истории пример каркасного кос-тюма, корсеты появятся вновь спустя почти три тысячелетия в европейском костюме. Ткани, в основном из шерсти (возможно, носили и привозной еги-петский лен - находки в гробницах Египта и на Крите свидетельствуют об их торговых связях), ткали женщины дома, на женской половине, а также в ма-стерских при огромных дворцовых хозяйствах. Ткани окрашивали; самыми цен-ными красителями были шафран (священное растение) и пурпур.

Культура древнего Крита оказывала огромное влияние на культуру Греции со второй половины XV в. до н.э., когда греки-ахейцы впервые появились на Крите. Греки-ахейцы, переселившиеся на Пелопонесский полуостров в XXII - XX вв. до н.э., заимствовали на Крите многое: линейное письмо, ставшее ос-новой греческого алфавита, элементы костюма. Города-государства греков-ахей- цев: Микены, Пилос, Тиринф, Спарта, защищенные стенами из огромных каменных блоков, были окружены поселениями «нижнего города», где жили ремесленники, находящиеся на государственной службе. Ремеслу обучали и пленных женщин-рабынь - в надписях сохранились упоминания о прядиль-щицах, обрабатывающих шерсть, ткачихах, швеях. Шерстяные и льняные тка-ни окрашивали и украшали вышивкой. Часть шерстяной пряжи перерабатыва-ли вязанием. Парадные одежды правителей и их свиты расшивались золотыми бляшками, дополнялись диадемами, серьгами, кольцами, браслетами из зо-лота, ожерельями из янтаря и гранатов. Женский и мужской костюм греков-ахейцев напоминал костюм жителей древнего Крита: набедренные повязки, плащи, юбки и плечевая одежда. В качестве церемониальной носили туникооб-разную одежду, которую для сохранения формы укрепляли специальной про-волокой из свинца. Одежда стоила очень дорого и ее даже использовали в каче-стве дара.

Около 1200 г. до н.э. произошло очередное нашествие на Грецию северных племен - дорийцев, которые принесли с собой совершенно новый тип одеж-ды - кусок ткани, задрапированной вокруг тела. На протяжении XI - X вв. до н.э. происходит становление нового костюма на основе слияния старых и но-вых форм. Еще в VI в. до н.э. в костюме Древней Греции сохранялись некоторые элементы ахейской одежды: набедренные повязки - у мужчин, юбки поверх хитонов - у женщин. Но побеждают новые формы - драпированная одежда, созданная из одного куска ткани. Из простых, как правило, прямоугольных кусков ткани древние греки создавали самые разнообразные формы: доричес-кий и ионический хитон, пеплос, гиматий, хламида и т.д.. Впослед-ствии в европейской культуре греческий костюм станет эталоном гармонии между прекрасным телом и одеждой, подчеркивающей его движения. При том, что костюм представлял собой лишь кусок ткани, индивидуальность человека, его носившего, проявлялась в манере ношения, в искусстве драпировки. Дра-пированная одежда отличала цивилизованного человека, принадлежащего сре-диземноморской культуре, от варвара.

Живя на скудной земле, которая с трудом могла прокормить растущие го-рода-государства метрополии, древние греки ориентировали свою экономику на экспорт, обменивая оливковое масло, вино и произведения ремесла на необходимые товары. Поэтому греческие мастера достигли высочайшего мас-терства и славились во всех странах древнего мира. Наряду с маслом, вином, керамикой важной статьей экспорта была шерсть. Ее вывозили из греческих колоний на побережье Малой Азии. В Милете, например, в эпоху классики ( VI - V вв. до н.э.) ткали одежду из фригийской шерсти, в эпоху архаики ( VIII - VII вв. до н.э.) предметом роскоши считались тонкие льняные ткани из Егип-та, в эпоху эллинизма ( IV - III вв. до н.э.) после похода Александра Македон-ского в Индию появились индийские ткани из хлопка, а также шелковые ткани из Китая. Пряли пряжу и ткали в основном женшины дома, на женской половине - в гинекее. Работой руководили сама хозяйка дома, ей помогали служанки и рабыни, тем более, что для работы на греческом вертикальном ткацком станке, на котором ткали ткани большой ширины и эластичности, требовалась дополнительная работница для регулирования плотности изделия. Чтобы выткать куски ткани меньшей ширины, использовали и более простой горизонтальный ткацкий станок. На вертикальном станке ткать узоры было очень сложно, поэтому чаще всего их вышивали. В эпоху архаики хитоны были почти сплошь покрыты вышивкой. Самые широкие ионические хитоны плис-сировали - их смачивали водой и укладывали мелкими складками.

В эпоху эллинизма с развитием крупного товарного производства возникают крупные мастерские-эргастерии, где работают мужчины-ремесленники. В этих мастерских уже существовало разделение труда между работниками-рабами.

Драпированные одежды носили и в древней Этрурии. Этруски появились на севере Аппенинского полуострова около 1200 г. до н.э. Точно установить, откуда они переселились, пока не удалось. Возможно, это были троянцы. По крайней мере, многие черты в их обычаях указывают на их происхождение из Малой Азии. Расцвет культуры этрусков приходится на конец VIII-VI вв. до н.э., а в V в. до н.э. этрусские города-государства были окончательно завоеваны римлянами. Многие элементы этрусской культуры были заимствованы в Древнем Риме: например, обычай справлять военные триумфы, знаки патрицианского достоинства, оторо-ченные пурпурной каймой плащи, пурпурный вышитый плащ и пурпурная туни- ка, расшитая пальмовыми листьями, которую носили военные вожди. Этруски носили одежду из льна и шерсти - хитоны или короткие облегающие рубашки-туники и плащи (мужчины), юбки и лиф с рукавами (женщины).

В Древнем Риме (VIII в. до н.э. - V в. н.э.) сложился особый костюм, указы-вающий на римское гражданство. Только граждане города Рима (по мере расширения государства права гражданства будут распространены и на полноправных жителей других итальянских городов, и представителей знати в провинциях, завоеванных Римом) могли носить тогу. Как и одежда древних греков, одежда римлян была одеждой рабовладельцев. Она не была предназна-чена для активной деятельности, в ней удобно было вести политические или философские дискуссии, выступать в Сенате и т.п. Для войны существовал особый, более удобный и функциональный костюм. Римская тога, бывшая символом римского гражданства и мирного времени, представляла собой ку-сок шерстяной ткани в форме эллипса или сегмента большого размера, кото-рый драпировали определенным образом. (Самые большие тоги (2x5,6 м) но-сили в I- И вв. н.э.) Кроме того, тога указывала и на официальный статус: определенные должностные лица и жрецы носили белые тоги с пурпурной полосой (тога претекста). Полководец-триумфатор, возвращаясь в Рим с вой-ны с победой, облачался в пурпурную тогу, позднее ее будут носить императо-ры. Римляне носили и тунику (сенаторы - с одной широкой полосой спереди и сзади, всадники - с двумя узкими полосами), которая в эпоху Республики (конец VI-I вв. до н.э.) напоминала греческий дорический хитон. По мере того, как Рим завоевывал на Востоке провинцию за провинцией, в костюме появляется все больше восточных черт, и римская туника начинает напоми-нать восточную рубашку с рукавами. Римляне заимствовали новые элементы одежды и у варваров на севере: у галлов римские легионеры переняли рубашку (камизу) и штаны (бракка). Кроме официальной одежды (тога, туника) в Древ-нем Риме существовало и мно-жество видов повседневной одежды, например, разнооб-разные плащи: лацерна, воен-ный плащ сагум, пенула и т.д. Простой народ (плебс) ходил в туниках. В III-V вв. н.э. тра-диционные римские формы одежды (прежде всего тога) ус-тупают место более удобной одежде - тунике с длинными рукавами (далматика), импера-тор же вместо пурпурной тоги носит пурпурный плащ палу-даментум.

Женский костюм отличал-ся от мужского не только осо-быми формами (тогу со II в. до н.э. носили только уличные женщины, а полноправные за-мужние женщины носили ту-нику, столу, институ (плисси-рованную юбку поверх столы) и покрывало палла, напоминав- шее греческий гиматий), но и цветом. Только женщинам в Древнем Риме было прилич-но носить одежду из окрашен-ных тканей (мужская одежда должна была иметь естественные цвета овечьей шерсти), но определенных цветов: желтого, зеленого, коричневого, оранжевого.

Изначально древнеримские ткани в основном были шерстяными, но в эпо-ху Империи из стран Востока стали привозить драгоценные ткани с золотыми нитями, а после завоевания Египта в моду вошли тончайшие прозрачные тка- ни из льна, а потом и из шелка, которые производили на острове Кос в Сре- диземном море. В другие регионы из Рима вывозили шерстяные ткани. В эпоху Империи существовало разделение труда между отдельными провинциями. Из Сирии везли пурпурные ткани и стеклянные изделия, из Египта - льняные ткани и папирус, из Галлии - льняные ткани, керамику и вина. Шерстяные ткани вырабатывали на юге Италии. В Кампании центром переработки шерсти был город Помпеи - до своей трагической гибели во время извержения вул- кана Везувий. В Древнем Риме ремесленники были объединены в коллегии, которые имели узкую специализацию. Так, сукноделы подразделялись на кол- легию фуллонов (валяли сукна), оффекторов (подновляли краски на полиняв- ших тканях), инфекторов (красили ткани), ланифрикариев (мыли и чистили шерстяную одежду), коактилариев (валяли войлок).

Изначально прядение и ткачество были занятиями женщин, которые пряли пряжу, ткали ткани и одежду для всей семьи с помощью служанок. Даже жены императоров умели прясть и ткать (император Август носил одежду, соткан-ную его женой Ливией). В свадебной процессии за невестой несли веретено и прялку как символ высокого положения хозяйки дома. Ткали одежду на боль-ших вертикальных станках сразу нужной конфигурации, тунику ткали сразу вместе с рукавами. Но с изменением образа жизни и нравов в эпоху Империи знатные римские женщины перестали заниматься домашним трудом. С разви- тием товарного производства изготовление тканей стало обязанностью муж- чин; ремесленники-ткачи работали в ткацких мастерских - текстринах.


Древнейший мир. Одежда пришла к человеку из глубины веков. Тогда она состояла из шкур убитых древним человеком животных. Учёные считают, что первыми, кто надел шкуры животных в виде набедренной повязки были неандертальцы. Холод вынуждал древних людей согреваться шкурами животных.


Древний Египет. Костюмы знатных египтян отличались живописностью, богатством. мужчины носили набедренную повязку, так называемый «передник», а женщины – калазирис- задрапированное полотнище ткани, которое удерживалось двумя или одной лямкой. Костюм дополнялся различными украшениями: серьгами, браслетами для рук и ног, бусами, воротником – ожерельем.


Древняя Греция Искусство Древней Греции дало иной идеал прекрасного. Воплощением красоты считался человек сильный, мужественный. Это представление определило характер одежды, не скрывавшей, а наоборот, подчёркивающей прекрасные линии тела. Одежда мужчин и женщин состояла из прямоугольных кусков ткани, драпировавшихся на теле. Костюм мужчин был простым и удобным, а женский отличался богатством драпировок, подчеркивая красоту естественных пропорций тела. Длинные, красивые волосы женщины укладывали в узел, украшали диадемой, гребнями, шпильками.


Средние века. В период раннего средневековья женщины носили полностью скрывавшее тело платье с длинными рукавами, поверх которого надевали другое, несколько короче первого, с короткими рукавами. Замужние женщины поверх платья носили покрывала. А волосы собирали высоко на голове.




Эпоха Возрождения. В 17 веке в моду вошли огромные воротники и туго затягивающие талию корсеты. юбки платьев шили из самой дорогой ткани, украшали драгоценностями, кружевами, оборками. платья были очень тяжёлыми. Форма платьев менялась в зависимости от моды. Они были и полукруглыми, и прямоугольными, и конусовидными.


Век просвещения. Роскошные платья 19 века были по – прежнему пышными и огромными. Но и в них произошли изменения – каркас юбки был из обручей, затем - на каркасе из китового уса, после – на проволочном каркасе, а в середине века - поддерживался множеством юбок.


Век империализма. в 20 веке во многих странах создавались общества, которые пропагандировали новый образ жизни и новый костюм для женщины. Создавались самые разные формы одежды, в том числе и шаровары, и юбки – брюки. В конце 19 в, с появлением женщин – служащих, студенток, в моду вошел костюм «тальер» – юбка и длинный жакет. Под влиянием спорта создавались костюмы для прогулок, для занятий спортом. Большая реформа произошла во время первой мировой войны.


Крупные политические события 20 века, бурное развитие промышленности, новые веяния в искусстве, изменения условий жизни определили дальнейшее развитие моды. Мода начала XX века заявила о женщине как о сильной и волевой. В нашем веке носят и юбку, разной длины и считавшиеся раньше исключительно мужской одеждой брюки, и женственные платья и джинсы. Мода - это вечное изменение, постоянное стремление к новизне. Но при этом она не забывает о так называемом золотом фонде, или о вечных ценностях в мире моды. Чем сенсационнее новый всплеск, тем быстрее он проходит. Модельеры часто возвращаются к старым изысканным и бессмертным образам классики. Любая новая идея разбивается Кутюрье на сотни и даже тысячи элементов. И никто не берётся предсказать, что именно будет модно в следующем сезоне.

Одежда первобытного человека

С начала эпохи мезолита (десятое—восьмое тысячелетия до н.э.) на Земле начинают меняться климатические условия, и первобытные общины ущут новые источники пропитания и приспосабливаются к новым условиям. В эту эпоху происходит переход человека от собирательства и охоты к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству - «неолитической революции», ставшей началом истории цивилизации древнего мира. В это время зарождается первая одежда.

Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил. О том, какой была одежда в первобытную эпоху, мы можем составить некоторое представление не только по археологическим данным, но и на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в некоторых труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

Еще до одежды

Внешность человека всегда являлась одним из способов самовыражения и самосознания, определяющим место индивида в окружающем мире, объектом творчества, формой выражения представлений о прекрасном. Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Об этом свидетельствует тот факт, что раскраска и татуировка распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды.

Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых и должна была наводить ужас на противника в бою. Грим (смесь жира с краской) был известен уже в каменном веке: в палеолите людям было известно около 17 красок. Самые основные: белила (мел, известь), черная (древесный уголь, марганцевая руда), охра, которая позволяла получать оттенки от светло-желтого до оранжевого и красного. Раскраска тела и лица была магическим обрядом, часто являлась признаком взрослого мужчины-воина и впервые наносилась во время обряда инициации (посвящения во взрослые полноправные члены племени).

Раскраска несла и информационную функцию — сообщала о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя. Татуировка (наколотый или вырезанный на коже узор), в отличие от раскраски, была постоянным украшением и также обозначала племенную принадлежность и социальное положение человека, а также могла быть своеобразной летописью индивидуальных достижений в течение жизни.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой, главным образом длинные волосы женщины (поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показываться на людях с непокрытой головой). Все манипуляции с волосами имели магический смысл, так как считалось, что в волосах сосредоточена жизненная сила. Изменение прически всегда означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, возможно, появился как часть церемониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов. У всех народов головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения.

Таким же древнейшим видом одежды, как и грим, являются украшения, которые первоначально выполняли магическую функцию в виде амулетов и оберегов. Одновременно древние украшения выполняли функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Первобытные украшения изготавливались из самых разнообразных материалов: костей животных и птиц, костей человека (у тех племен, где существовал каннибализм), клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, птичьих клювов, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов.

Таким образом, вероятнее всего, символическая и эстетическая функции одежды предшествовали ее практическому назначению — предохранению тела от воздействий внешней среды. Украшения могли нести и информационную функцию, являясь у некоторых народов своеобразными письменами (например, у южноафриканского племени зулу были распространены «говорящие» ожерелья при отсутствии письменности).

Возникновение одежды и моды

Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, тапа - материя из обработанного луба у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки.

С похолоданием во многих регионах возникла необходимость защиты тела от холода, что привело к появлению одежды из шкур — древнейшего материала для изготовления одежды у племен, занимающихся охотой. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов.

Охотники последнего ледникового периода были, вероятно, первыми людьми, носившими одежду.Одежду делали из шкур животных, сшитых вместе полосками кожи. Шкуры животных сперва закрепляли на колышках и выскабливали, затем мыли и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не стягивались при высыхании. Жёсткую сухую кожу после этого размягчали и разрезали, чтобы сделать из нее одежду.

Одежду вырезали, а по краям остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря дыркам было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой. Доисторические люди делали булавки и иголки из осколков кости и оленьего рога, которые затем полировали, шлифуя их о камень. Выскобленные шкуры также использовали для изготовления палаток, сумок и спальных принадлежностей.

Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками. Животные давали шкуру - ткани, сухожилия - нитки и кости - иголки. Одежда, сделанная из шкур животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере.

Через какое-то время после начала земледелия на Ближнем Востоке из шерсти стали изготовлять ткань. В других частях света для этих целей использовали растительные волокна, как, например, лен, хлопчатник, луб и кактус. Ткань красили и декорировали растительными красителями.

Для получения красителей люди каменного века использовали цветки, стебли, кору и листья многочисленных растений. Цветки дрока красильного и пупавки красильной давали целый спектр цветов - от ярко-желтого до коричневато-зеленого.

Растения вроде индигоноски и вайды давали насыщенный синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха обеспечивали красновато-коричневый цвет. Растения также использовались для выделки шкур: кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой.

И мужчины и женщины в каменном веке носили украшения. Ожерелья и подвески делались из всевозможных природных материалов - бивня слона или мамонта. Считалось, что ношение ожерелья из костей леопарда давало магическую силу. Ярко окрашенные камушки, раковины улиток, рыбьи кости, зубы животных, морские ракушки, яичная скорлупа, орехи и семена, бивни мамонтов и моржей, рыбьи кости и птичьи перья - использовалось все. О разнообразии материалов для украшений нам известно по наскальной росписи в пещерах и орнаментам, обнаруженным в захоронениях.

Позже стали также делать бусы - из полудрагоценного янтаря и жадеита, гагата и глины. Бусины нанизывали на тонкие полоски кожи или бечевки, сделанные из растительных волокон. Женщины заплетали волосы в косы и закалывали их гребнями и булавками, нитки ракушек и зубов превращали в красивые украшения для головы. Люди, вероятно, разукрашивали свои тела и подводили глаза красящими веществами, вроде красной охры, делали себе татуировки и пирсинг.

Шкуры, снятые с убитых животных, обрабатывали, как правило, женщины, с помощью специальных скребков, сделанных из камня, костей, раковин. При обработке шкуры сперва соскребали остатки мяса и сухожилий с внутренней поверхности кожи, затем удаляли волосы самыми разными способами, в зависимости от региона. Например, первобытные народы Африки зарывали шкуры в землю вместе с золой и листьями, в Арктике — вымачивали в моче (таким же способом обрабатывали шкуры в Древней Греции и Древнем Риме), затем кожу дубили для придания ей прочности, а также катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности.

Вообще, способов дубления кожи известно немало: с помощью отваров коры дуба и ивы, в России, например, квасовали — вымачивали в кислых хлебных растворах, в Сибири и на Дальнем Востоке в кожу втирали рыбью желчь, мочу, печень и мозг животных. Кочевые скотоводческие народы использовали для этой цели кисломолочные продукты, вареную печень животных, соль, чай. Если с кожи жирового дубления удаляли верхний лицевой слой, то получали замшу.

Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом для изготовления одежды, но, все-таки, великим изобретением стало использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие народы использовали шерсть. Вероятно, что самым древним способом обработки шерсти было валяние: древние шумеры в третьем тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока.

Множество предметов из войлока (головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в Пазырыкских курганах Горного Алтая (VI—V вв. до н.э.). Войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко было распространено у кочевых народов Евразии, у которых он служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у казахов).

У тех народов, которые занимались собирательством, а затем стали земледельцами, была известна одежда из специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. У некоторых народов Африки, Индонезии и Полинезии такая ткань из коры называется «тапа» и украшается разноцветными узорами с помощью краски, наносимой специальными штампами.

Возникновение ткачества

Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда сопровождалось и выделением ремесел. В земледельческих и скотоводческих племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды из тканей и кож (в частности, иглы из костей рыб и животных или металла).

Научившись в эпоху неолита искусству прядения и ткачества, человек первоначально использовал волокна дикорастущих растений, но происшедший переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка). Из них сначала плели корзины, навесы, сети, силки, веревки, а затем простое сплетение стеблей, лубяных волокон или меховых полосок превратилось в ткачество. Для ткачества требовалась длинная, тонкая и равномерная по толщине нить, свитая из различных волокон.

В эпоху неолита появилось великое изобретение — веретено (принцип его действия — скручивание волокон — сохраняется и в современных прядильных машинах). Прядение было занятием женщин, которые занимались и изготовлением одежды, поэтому у многих народов веретено было символом женщины и ее роли хозяйки дома.

Ткачество также было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка. В древности было известно три вида примитивных ткацких станков:

1. Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити обеспечивалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков).

2. Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенного размера (такие станки были у древних египтян).

3. Станок с вращающимися валами-навоями.

Ткани изготавливали из бананового луба, волокон конопли и крапивы, льна, шерсти, шелка — в зависимости от региона, климата и традиций.

В первобытных общинах и обществах Древнего Востока существовало строгое и рациональное распределение труда между мужчинами и женщинами. Изготовлением одежды, как правило, занимались женщины: они пряли нити, ткали ткани, сшивали кожи и шкуры, украшали одежду вышивкой, аппликацией, рисунками, нанесенными с помощью штампов и т.д.

Виды одежды первобытного человека

Шитой одежде предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь — сандалии, или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

Одежда обычно была приспособлена к условиям географической среды и в разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) — набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежды Крайнего Севера (последняя — сплошь меховая).

Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс одежды из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы.

Формы одежды тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип одежды, удобной для верховой езды, — широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества различия общественного и семейного положения усиливали влияние на одежду. Начали отличаться одежды мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и другие одежды. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды, уже на ранних этапах истории одежда отражает этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшем - и общенациональные.

В статье использованы материалы сайта www.Costumehistory.ru

Оценить материал:

1. Костюм древнего Египта, эстетический идеал красоты

В Древнем царстве одежду мужчин составлял передник из льна или кожи, укрепляемый на поясе. Назывался он схенти. Схенти на статуе Ранэфера украшает боковая плиссировка, которая отличала одежду фараона и знати от одежды простых египтян. Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни. Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани

Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей - уреем - символом власти, и клафт - большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани. Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса. Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка. И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой. Бороду крепили завязками современных очков.

2. Костюм древней Греции, эстетический идеал красоты

Греческий костюм больше, чем у любого другого народа, связан с выражением эстетического общественного идеала. Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляла драпировка - основа античного греческого костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, прекрасно подчеркивал гармонию тела и одежды. Искусство одевания и умение носить одежду входило в обязательный курс обучения молодежи имущих классов

Мужской костюм

Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. В соответствии с нашими представлениями хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками - фибулами. Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. По талии завязывали пояс, образуя напуск. Самой распространенной верхней одеждой был гиматий - прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7x4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Обувь греков - повторяющая форму ступни, на пробковой или веревочной подошве, с ремешками, переплетавшимися на икрах. Так же как и в других странах древнего мира, носила ее только знать.. Головные уборы носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с полями и низкой тульей - наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке отброшенной за плечи. В классический период прическа мужчины состояла из коротко остриженных волос, круглой бородки и усов. Юноши брили лицо и носили длинные завитые локоны, подхваченные обручем. Греки считали бороду достоинством мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же подчеркивали бородой.

Женский костюм

Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее. Отличительной особенностью женского хитона раннего времени (хитона дорического) является отворот его верхнего края, так называемый диплоидий. Он играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Прически гречанки делали из длинных и коротких волос. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб (между бровями и волосами расстояние не больше ширины двух пальцев) и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке. Короткие стрижки украшали обручем или лентой. Украшениями к прическе были также сетки из золоченых шнуров, диадемы, шпильки, гребни. Дополнениями к костюму служили зонтик от солнца и веер в виде листа. В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме образцами металлического литья, филиграни, гравировки. Это - серьги, ожерелья, интальи, камеи, пряжки, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента. Костюм женщин бедных слоев общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знатных слоев, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины.

3. Костюм древнего Рима, эстетический идеал красоты

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми.

Цветовая гамма в римском костюме - яркая красочная, основные цвета - пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Мужской костюм

В основе римского мужского костюма лежали два вида одежды: нижняя - туника и верхняя - тога. По своему назначению они сходны с греческими хитоном и гиматием, однако их конструктивное решение различно: хитон - драпированная одежда, которой обертывали тело, туника - накладная, надеваемая через голову одежда. Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде - тоге - римляне придавали глубоко символическое значение. Иностранцы и рабы не имели права носить тогу. Разновидностью плаща, небольшого по объему, длиной до коленей, был палудаментум, набрасываемый на спину и левое плечо и застегиваемый на правом. Палудаментум - костюм императора и знати - возродился впоследствии в пурпурной мантии королей.

Женский костюм

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV в. н.э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком. Женская туника по покрою не отличалась от мужской. Обычно она выполнялась из шерстяной ткани и была различной по ширине и длине рукавов. Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. Если у гречанки нижняя одежда была из тонкой, а верхняя из плотной ткани, то у римлянки, наоборот, туника делалась из плотной ткани, а стола - из тонкой, прозрачной. Если туника была с рукавами, стола - без них, и наоборот. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции. Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ, напоминающий по форме греческий гиматий, - палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы. В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камнейОбувь римлянок - мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

Оде́жда — совокупность изделий (чаще тканые или вязаные из различных материалов), которые люди надевают на себя для прикрытия тела.

Одежда бывает природного происхождения (у первобытных племён одежда изготавливается из листьев растений). Следует отметить, что одежда традиционно соответствует полу носителя одежды. Поэтому чаще всего по одежде можно опознать мужчину или женщину.

История костюма Древнего Мира
Необходимость в одежде появилась еще в первобытном обществе. Это обу-славливалось в основном климатическими условиями, а также развитием чувства эстетики и красоты у древнего человека. Каждая нация имеет свою историю, в том числе и костюма. Одежда древних говорит нам о многом. На-пример, с ее помощью можно определять к какому сословию принадлежал человек, или каким видом деятельности он занимался. Каждая народность имеет свои отличительные черты, которые отражаются и на их одеянии.

Древняя Греция
Расцвет Древней Греции припадает на VII - I века до н.э. Именно этот период принято считать началом существования древней империи.

По сравнению с другими государствами, Греция имела совершенно другое политическое устройство. Основой древнего государства была демократия - управление народного собрания, а также существовал рабовладельческий строй.

Характер греческого искусства можно назвать реалистичным или правдоподобным. Уже в те далекие времена людьми осознавалась вся красота и ценность человеческого существования. Люди верили в необъятные творческие способности людей, а язык художников был прост и доступен каждому. Картины отражали только правдивость действительности. И благодаря именно этим чертам древнего искусства, греческое искусство и стало таким важным для всей европейской культуры будущего.

Древний Рим
Рим всегда считался территорией настоящих воинов, а спустя несколько веков небольшой город стал центром могучего государства, власти которого покорились территории современного Египта, Европы и Малой Азии. Имея классовую дифференциацию, роскошь и богатство с одной стороны, бедность и бесправие с другой, ведя захватнические войны, Рим становится могучей державой, которая теряет все общие черты с античной Грецией.

Существует условное разделение римского искусства - искусство Республики (IV - I вв. до н.э.) и искусство Империи (I-V вв. н.э.). Греция была завоевана Римом в период Республики (II в. до н.э.) и с этого времени греческая культура и искусство оказывают значительное влияние на культуру и искусство римлян.

Древние Персы

Изначальное назначение персидской одежды было очень простым, она в основном играла роль защиты для тела. А так как древние персы являлись отличными скотоводами и охотниками, их одеждой были плащи, сделанные из шкур животных. Только спустя некоторое время, когда персам удалось добыть сказочные богатства, завоевать и поработить соседние народы, они смогли узнать что такое роскошь, а их наряды стали намного богаче и пестрее.
Из-за суровых горных условий и влияния континентального климата персы были вынуждены носить одежду, которая закрывала все тело. Древнеперсидская одежда была весьма удобной и выкраивалась она так же, как и у шумеров. В будущем это станет толчком в развитии европейской одежды.
Одежда персов - смесь культур

Мужской наряд древних персов составляли анаксариды - меховые или кожаные штаны и кожаный кафтан с поясом. В тех местностях, где климат был более мягким, кафтаны и анаксариды изготавливались из тугой шерстяной ткани.
И даже после того, как царем Киром была покорена Мидия, а при дворе была введена мода на мидийские костюмы (которые позже стали официальными), простые люди не прекращали одеваться в свои прежние одежды. Верхняя одежда мидийцев изготавливалась из тонких шелковых и шерстяных тканей, цвет которых зачастую был темно-красным или пурпурным. Еще одним отличием было то, что медийская одежда была весьма длинной и широкой. Один наряд состоял из штанов, кафтана-халата и накидки.

Кафтан медийцев имел очень длинные полы (их подбирали и подпоясывали), а также он был довольно широким. Рукава самого кафтана также отличались своей шириной, а в их внутренней части образовывались лучеобразные складки. В некоторых случаях складки рукавов выполняли из ткани иного цвета. Медийские костюмы позволялось носить только высшим придворным чиновникам и приближенным царя Кира. Также эту одежду царь мог жаловать низшим чинам в качестве награды за верную службу.

По свидетельству Геродота персидский народ подвергался влиянию сторонних нравов больше, чем какой либо другой народ. Цари Персии не остановились только на том, что позаимствовали у мидийцев костюм, они себе много чего перебрали от других народов. Также персы отдавали предпочтения костюмам вавилонян, лидийцев, ассирийцев и фригийцев.

Со временем кожаную одежду простолюдинов сменили костюмы, которые шились из мягкой шерстяной ткани, а узкие кожаные штаны были заменены на шаровары.

Медийская одежда членов царствующей династии и знатных придворных была пурпурного цвета, а головной убор украшала бело-голубая повязка, такая же, как и у самого царя. У придворных менее высокого сана, вид одежды был таким же, отличалась она только цветом.

Благодаря древнеперсидским и древнеассирийским барельефам можно четко проследить за видами мужской одежды, но, к сожалению, женщины на этих барельефах не изображались. Можно предположить, что у древних персов женщинам было запрещено публично показываться, поэтому изображения женских фигур также запрещались. Узнать хоть что-то о древнеперсидском костюме женщины можно по изображениям на древнегреческих вазах, конечно же, к костюму были добавлены греческие гиматии.

Знатные персиянки носили костюмы, которые очень были похожи на мужской мидийско-ассирийский костюм. Женские костюмы были весьма длинные и широкие. Они изготавливались из дорогих тонких тканей, имели рукава, расцветки были весьма пестрыми, а отделывалась такая одежда каймой. Жены царей носили затканные золотом, пурпурные одежды и царскую тиару.

Древнеперсидская обувь являла собой обыкновенные кожаные сапоги и высокие кожаные сапоги. На женской обуви была богатая вышивка.

Древний Египет

Крупные черты лица, высокий рост, узкие талия и бедра, широкие плечи - у древних египтян это были черты идеального образа, а схематические изображения египетского народа на стенах храмов и колонн тому подтверждение. В Древнем Египте женским идеалом красоты считалась грациозная и стройная женщина с узкими бедрами и талией, которая обладала тонкими чертами лица, огромными глазами и полными губами. Нефертити была именно такой женщиной, а ее имя в переводе означало - “Красавица пришла”. В Египте, еще в пятом тысячелетии до н.э. люди уже знали, что такое грим, а модницы тех времен обильно его использовали.

Изобретение белил, пудры, всевозможных притираний и мазей, принадлежит именно египтянам. Египетские женщины капали в глаза сок белладонны - это придавало глазам блеск. Краска из углекислой меди использовалась в качестве подводки для век, а также ей подрисовывали длинные и толстые брови.

Легендарная правительница династии Птолемеев - Клеопатра, отлично разбиралась в косметических средствах и даже написала трактат “О лекарствах для лица”. Но историки утверждают, что титул красавицы достался Клеопатре незаслуженно, все это благодаря картинам итальянского живописца Тьеполо и фламандца Рубенса. У “настоящей» же Клеопатры были тонкие и злые губы, а также довольно длинный нос.

Георг Эберс (немецкий египтолог XIX века) в своем романе “Уарда” описал внешность одной из героинь, по которой можно увидеть, что именно считалось признаком идеальной женской красоты в Древнем Египте: “В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами”.

Ассирийцы

Платье с разрезом сбоку - это классический вид костюма зажиточных ассирийцев. Сверху на рубашку солидный ассириец мог надеть цветную ткань из шерсти, вышитую и украшенную бахромой или дорогим пурпуром. Шеи ассирийцев были украшены ожерельями, на руках красовались мощные браслеты, золотые, бронзовые или серебряные запястья, а в ушах были серьги. Платья, которые носили ассирийцы, были очень длинными и доходили до пят, а вокруг талии обвивался широкий пояс.
У землевладельцев воинов и ремесленников одеяния были куда проще. Рубашка-туника по длине доходила до колена и, таким образом, не стесняла движений.

Ассирийский царь носил весьма богатую и роскошную парадную одежду. Зачастую она состояла из верхнего платья темно-синего цвета, которое было расшито красными розетками. На талии это платье стягивалось широким поясом, с правильно сложенными тремя складками. Нижний край пояса обшивался бахромой, окончанием на каждой кисточке которой были четыре нитки стеклянных бус. Сверху на тунику одевалось что-то похожее на епанчу - верхняя одежда с короткими рукавами или вовсе без них. Вся она расшивалась узорами так, что материю за ними и вовсе не было видно, по длине же она доходила до поясницы. Голову царя украшала тиара, которая имела форму усеченного конуса, и она плотно прилегала к вискам и очертаниям его лба. В руке царя находился большой скипетр высотой в человеческий рост, а за ним вслед рабы несли большое опахало из перьев и зонт.

Одежде соответствовали украшения из драгоценных металлов. Обычай носить серьги в ушах мужчины тщетно берегли. На каждую руку одевалось по два браслета, один из которых носился выше локтя. Каждое из украшений это шедевр искусства. Все рисунки размещены со вкусом, очень выразительны головки льва, а сочетания узоров довольно оригинальны.

Древние евреи

В то время, когда евреи были покорены Египтом, в их одежде нельзя было увидеть ничего роскошного. И даже, находясь на Земле обетованной, они на протяжении многих лет сохраняли простоту одеяния. Частые столкновения с противником для евреев, были куда важнее забот о внешнем виде их одежд. Ситуация оставалась неизменной даже во времена судей. Но как только началась эпоха царей, одежда стала выглядеть значительно богаче (это в зависимости от социального статуса человека конечно). Главным отличием бедных от богатых было качество одежды и внешний вид человека. У бедных слоев населения для женщин и мужчин был общий вид одежды, это была рубашка с короткими рукавами, плащ или накидка и сандалии, которые имели самую простую форму. Одежда для неимущих шилась из козьей, овечьей и верблюжьей шерсти, также использовали грубый посконный холст.

Одежда богатых и знатных людей значительно отличалась от одежды простолюдинов. Материалом для изготовления такой одежды зачастую были хлопчатобумажные или тонкие шерстяные ткани, которые производились в государстве или же привозились из других стран. Такие одежды зачастую имели либо снежно-белый цвет, либо пурпурный, в то время это стоило не малых денег. За время правления Давида, а уж тем более Соломона, еврейская одежда заметно преобразовалась, стали появляться роскошные образцы, которые были подвергнуты влиянию вавилонян, ассирийцев, а со временем римлян и греков. Пояс являлся одним из самых важных атрибутов еврейской одежды, нижняя одежда подпоясывалась именно поясом. Пояса знати изготавливались из льняной материи или шерсти, их вышивали золотом, а в некоторых случаях золотыми пряжками и драгоценными камнями. У людей рабочего класса пояса были сделаны из кожи или войлока. Зачастую богатые люди носили на поясах письменные приборы (писец и книжник), кинжал или нож, а также пояс выполнял функцию кармана. Чуть позже в обиход вошло пенулу - римское дорожное зимнее платье, а также хламида - легкий плащ. Интересным фактом является то, что штаны, которые были позаимствованы у вавилонян и ассирийцев, имелись практически в каждом гардеробе знати, но большой популярностью они никогда не пользовались. Зачастую их носили только те евреи, которые заседали высокие должности.

Право на ношение обуви было только у знати (вне дома конечно же). Обувь тогда представляла собой красивые сандалии и башмаки, которые шились в других странах. Хотя и знать нередко ходила босиком, а обувь за ними несли их слуги. Бедная часть населения была вынуждена ходить либо босой, либо в грубых башмаках из дерева и кожи. Головные уборы знатных людей, а тем более женщин, зачастую украшались большим количеством драгоценных камней и золотых изделий. Весьма большое внимание уделялось евреями украшениям. Женщины носили кольца, браслеты, ожерелья, серьги (как в ушах, так и в носу), брошки и др. Мужчины украшали свои руки золотыми перстнями-печатками.

Также у евреев в отдельных случаях одежда служила в качестве определенного символа. Так, например, женщина, которая изменила мужу, представала перед священником на суде в черном платье, которое подпоясывалось грубой веревкой.
Наряд царя значительно отличался от нарядов знати по своей пышности и роскошности. Царь Соломон и Давид позаимствовали у царей Тира манеру шитья одежды, их мантии и их одеяния пурпурного цвета, которые украшались драгоценными камнями и были пропитаны благоуханиями. А также были позаимствованы знаки царской власти - венец и золотой скипетр.

Очень четко было описано облачение первосвященника Иосифом Флавием: роскошная пурпурная риза, драгоценный эфод, наперсник. Переднюю половину эфода украшала самая дорогая и важная принадлежность первосвященника, и называлась она - “урим и гуммим”. Урим и гуммим - это коробочка, которая выполнена из чистого золота и украшена 12-ю драгоценными камнями. Камни идут в следующем порядке: рубин, топаз, изумруд, карбункул, сапфир, алмаз, яхонт, агат, аметист, кризолин, оникс, яспис. На каждом из выше перечисленных камней было вырезано название одного из 12 еврейских колен.

Внутри этой золотой коробочки находилось 12 алмазных жребиев, которые высыпались на скинию завета первосвященником, в зависимости от того какое они занимали местоположение, первосвященник выносил свое решение. Между прочим, данный обряд очень ярко описан в романе Лиона Фейхтвангера “Иеффай и его дочь”. Кидар - это головной убор первосвященника, который украшался диадемой. Свадьбы богачей и знати также отличались пышностью нарядов. Жених представал перед невестой в узорчатых одеждах, а на невесту надевалось длинное платье со шлейфом, поверх которого надевали дорогой кафтан. В сопровождении музыки и танцев, закутанную в пурпурное одеяло новобрачную отправляют в дом к мужу, где происходит пиршество, за все время празднования на голове у новобрачного находится венок.


Дополнительно


Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top