Истерика у ребенка: что делать. Детские истерики: полный ликбез молодым родителям

Истерика у ребенка: что делать. Детские истерики: полный ликбез молодым родителям

Как летняя гроза — внезапные и сильные, часто заканчиваются так же быстро, как и начинаются. Вот вы с ребенком отлично проводите время за ужином в ресторане, а в следующую минуту ребенок уже хнычет, ноет, а потом кричит, требуя возвращения домой. Дети в 2 года особенно склонны к таким перепадам настроения.

Вы, конечно, можете беспокоиться, что растите тирана, но мужайтесь — истерики у ребенка в 2 года не используются в качестве манипуляций. Скорее всего, это ответная реакция на какое-то расстройство или разочарование. И зачастую виноваты именно языковые возможности ребенка, точнее — их отсутствие.

Почему дети устраивают истерики

Почему дети устраивают истерики? По словам психологов, дети в 2 года начинают понимать все больше и больше слов, но все еще не могут правильно выразить и описать свои чувства и нужды. В результате, накапливается чувство разочарования, когда ребенок не может выразить, что он чувствует.

Другие эксперты говорят, что изменения в мозгу ребенка может вызывать детские истерики. Независимо от причины, детские истерики у ребенка в 2 года являются нормальными в этом возрасте, и ваш ребенок, вероятно, перерастет их где-то к 3 годам. Как бы вас не смущали такие вспышки эмоций, помните — все родители через это проходят.

Истерика у ребенка 2 года: что делать, если ребенок закатывает истерики

Как успокоить ребенка, если ребенок закатывает истерики? Предлагаем вам 5 правил, которые необходимо соблюдать родителям, если ребенок устраивает истерики.

Не теряйте самообладания

Истерика у ребенка 2 года, конечно, не самая приятная вещь. В дополнение к пинкам, крикам, топаньем или стуком по полу, ребенок может швырять вещи, бить, и даже задерживать дыхание, пока не станет синим. (Не волнуйтесь, в конечном итоге ему понадобится воздух) Если ваш ребенок задерживает дыхание так часто, что вы беспокоитесь об этом, поговорите со своим врачом.

Когда ребенка захлестывает эмоциональная волна истерики, он не может ни слушать, ни думать, но вот негативно реагировать на ваш собственный крик или угрозы может, еще как.

Одна из мам рассказывает, что чем больше она кричала на ребенка, чтобы он успокоился, тем хуже становилась его истерика. Как оказалось, просто присутствие рядом, молча сидя на стуле, помогало гораздо больше.

Какой бы заманчивой не казалась идея просто выйти из комнаты, когда ребенок закатывает истерики, это может заставить его почувствовать себя брошенным. Ребенка может пугать та буря эмоций, которую он испытывает, и ему важно знать, что вы рядом.

: вместо того, чтобы бросить его, молотящим кулаками пол, подойдите к ребенку. Если он не слишком агрессивен в своих действиях, постарайтесь поднять его и прижать к себе. Скорее всего, ваши объятия утешат его и он быстрее придет в себя.

Помните, что вы — взрослый человек

Независимо от того, как долго продолжается истерика, не начинайте глупые уговоры с кричащим ребенком. В общественных местах особенно сильно хочется просто взять и поддаться, лишь бы прекратить неприятную сцену.

Постарайтесь не беспокоиться о том, что думают другие — все родители с таким сталкиваются. Согласие и уступка научит ребенка тому, что можно получить все что хочешь, закатив истерику. Так рождаются уже более серьезные проблемы поведения. Кроме того, истерика пугает ребенка еще больше, если он чувствует, что и вы не в состоянии ее контролировать.

Если доходит до того, что ребенок бьет людей или животных, бросается вещами или безостановочно кричит, возьмите ребенка и быстро перенесите в безопасное место (к примеру, спальню), где он никому, включая себя, не причинит вред. Объясните, почему он оказался там («потому что ты ударил сестренку») и заверьте, что вы побудете рядом, пока он не успокоится. Если вы находитесь в общественном месте — излюбленное место и время для истерических припадков — будьте готовы уйти, пока все не зашло слишком далеко.

«Моя дочка просто взорвалась в кафе, когда ей вместо спагетти без ничего принесли спагетти с петрушкой. Хоть я и понимала, почему она не в себе, я не собиралась позволить ей прервать ужин. Я вывела ее на улицу и мы вернулись обратно, когда она остыла».

Обсудите это позже

Когда шторм утихнет, будьте рядом, чтобы обсудить произошедшее. Постарайтесь помочь ребенку выразить причину своей истерики простыми словами, например: «Ты разозлился, потому что тебе не так приготовили любимое блюдо».

Ребенок должен понять, что как только он научится словами выражать свои эмоции, результат станет лучше. Скажите с улыбкой «Прости, что я тебя не понял/а. Теперь, когда ты перестал кричать, я знаю, чего ты хочешь". Затем обнимите его.

Старайтесь обходить стороной возможные причины истерик

Внимательно следите за тем, что заставляет вашего ребенка слетать с катушек и действуйте с учетом этих наблюдений.

Если ребенок нервничает из-за голода, везде носите с собой какой-то перекус. Если ему сложно переходить с одного вида деятельности к другому, аккуратно предупредите об изменениях. Напоминание о том, что вы скоро уйдете с детской площадки и пойдете обедать («мы пойдем кушать, когда вы с папой закончите»), даст возможность приспособиться, а не заставит резко реагировать.

Ваш ребенок настроен на независимость, поэтому предлагайте выбор, когда можете. Никто не любит, когда ему постоянно указывают, что делать. Предложите на выбор кукурузу или морковь, а не командуйте «Ешь свою кукурузу!» . Это даст ребенку необходимое ощущение контроля.

Следите за тем, как часто вы говорите «Нет». Если вы постоянно разбрасываетесь этой отрицательной частичкой, вы усложняете жизнь и себе, и ребенку. Расслабьтесь и пересмотрите стратегию битвы — в конце концов, нарушат ли ваш график дополнительные пять минут на детской площадке?

Приступы детского гнева или отчаянья, сопровождающиеся криками и слезами, а порой и катанием по земле, или попытками ударить взрослого или нанести повреждения себе — все это ужасное многообразие детских истерик. Милый ангелок в одно мгновение превращается в неуправляемого орущего чертенка – ситуация знакомая каждому родителю. Взрослые в такой ситуации испытывают и стыд, и страх общественного осуждения, и растерянность от незнания как унять разбушевавшегося ребенка.

О том, что делать, когда ребенок закатил истерику, о видах и причинах такого поведения будет рассказано в этой статье.

Виды детских истерик

Психологи выделяют два основных вида истерик у детей:

  • манипуляционные,
  • проявления характера.

Истерики первого вида есть не что иное, как манипуляция окружающими. Ребенок, желая получить некую вещь или совершить запрещаемое действие, привлечь внимание устраивает истерику. Психологи советуют игнорировать такое поведение. Исключением могут быть случаи, когда малышу действительно не хватает родительского внимания и любви.

Единожды добившись своего, ребенок будет и дальше использовать этот метод для достижения цели.

Истерики как проявление характера есть не что иное, как попытки снять эмоциональное или нервное напряжение . Это проявление характера ребенка. Подобное состояние случается, когда от ребенка требуется совершить действие, которое сталкивается проблемными чертами характера. Эмоциональное и нервное напряжение в этот момент нарастает и провоцирует истерику. В данной ситуации лучше позаботиться о безопасности ребенка, чтобы он не навредил себе и постараться успокоить, а после проговорить с ним о его чувствах и ситуации в целом.

Причины

Взрослым может казаться, что ребенок устраивает «концерт» на ровном месте и повода для такого поведения нет. Это не так у истерики всегда есть причина. Часто родители считают, что дети малы и многое не понимают, но ребенок остро реагирует на изменения в жизни семьи или конфликтные ситуации в ней. Психологи выделяют несколько основных причин приводящих к детским истерикам:

  • возрастные кризисы,
  • изменение привычной жизни,
  • напряженная, конфликтная обстановка в семье,
  • нехватка родительской любви и заботы,
  • непоследовательное воспитание.

Возрастные кризисы

Ребенок в течение первых лет жизни активно учится, в том числе и понимать свои эмоции, осознавать себя как самостоятельную личность. Различные возрастные изменения приводят к кризисам первого года жизни, двух, трех лет и реже встречающейся кризис 4-5 лет. Подробнее об истериках связанных именно с возрастными кризисами будет рассказано ниже.

Изменение привычной жизни

Для маленьких детей важен распорядок и привычный уклад – это основа для их чувства безопасности. Любые изменения в привычном мироустройстве вызывают у ребенка тревоги, иногда страхи, множество разнообразных эмоций, справится, с которыми ему бывает тяжело, что приводит к истерикам. Переезды, развод родителей, смерть родственников, начало посещения детского сада или его смена – это огромные потрясения для малыша, к которым ему еще нужно привыкнуть. В изменившихся обстоятельствах ребенку требуется повышенная забота и любовь близких.

Напряженная обстановка в семье

Даже скрытые от ребенка ссоры и конфликты, проявляются в холодности общения и напряженной обстановке. Это уже стресс для малыша. А что говорить, когда он становится свидетелям регулярной ругани взрослых. Это расшатывает нервную систему ребенка, вызывает у него массу сильных эмоций. Часто дети в знак протеста устраивают истерики, чтобы прекратить ссоры взрослых. Напряженная обстановка в семье плохо влияет на детскую психику, вызывая не только истерики, но и повышенную тревожность и другие расстройства.

Нехватка родительской любви и заботы

Часто причиной детских истерик становится недостаток внимания. И для ребенка становится не так уж и важно, каким образом на него обратят внимание, приласкав или накричав, лишь бы заметили. Истерика становится своеобразной попыткой напомнить о себе.

Детям важно не количество проведенного с ними времени, а качество. Даже если у родителей нет возможности часами развлекать сына или дочь, достаточно будет провести с ними немного совместного времени, играя, читая или гуляя при условии включенности в процесс, искреннего интереса к ребенку и совместному занятию. Конечно, все дети разные и некоторым требуется полное «погружение» в их жизнь, а кому-то достаточно крепких обнимашек раз в час. Важно качество общения с ребенком, а не количество проведенного совместного времени.

Непоследовательное воспитание

Под непоследовательностью воспитания понимаются ситуации, когда один взрослый запрещает, а другой разрешает. Например, мама не дает сладкое, а бабушка или папа тайком кормят ребенка конфетами. Это «противостояние» приводит к тому, что малыш находит лазейки для получения желаемого и при необходимости использует истерику как метод манипуляции.

Ребенку важны четкие правила, которых придерживаются все члены семьи, тогда они не будут вызывать у него протест. Да и непоследовательность действий взрослых вызывают тревожность у малыша, когда он не знает чего ожидать.

Режим дня тоже важен. Нервное переутомление, вызванное массой новых впечатлений, да и просто физическая усталость могут стать причинами детской истерики. Часто истерики связные со сбившимся режимом дня случаются ночью.


Нужно понимать, что бывают дети легковозбудимые, чья нервная система быстро реагирует на внешние возбудители, но в силу возраста процессы торможения плохо развиты и это может приводить к истерикам. Для таких детей важен четкий распорядок дня и правила, которые поддерживают все члены семьи.

Кризис первого года жизни и истерики связанные с ним

Первые истерики у ребенка, как правило, связаны с кризисом одного года . К этому моменту ребенок освоил основные двигательные навыки и его желание познавать мир самостоятельно велико. Родителям приходится устанавливать правила и запреты, связанные с безопасностью ребенка, что может приводить к вспышкам недовольства и истерикам.

У детей в этом возрасте еще не развито восприятие времени, и именно поэтому они хотят получить желаемое сразу. Сталкиваясь с неудовлетворением потребностей, они испытывают фрустрацию и злость. Неумение выразить эмоции не полное их осознание становятся причиной истерик.

Родителям может быть сложно в этот период справляться с изменившемся поведением сына или дочери, но они должны понимать, не нужно потакать всем желаниям малыша, это нормально. И реакция ребенка на отказ в виде криков и слез это тоже нормально. Спокойствие родителей залог того, что истерики связанные с кризисом первого года жизни не перерастут в манипуляционное поведение в дальнейшем.

Важно не потакать любому капризу, а стараться объяснить причину отказа, объяснять ребенку его чувства. «Ты сейчас злишься», «Ты расстроен» – проговаривая эмоции ребенка, родитель учит его понимать свое состояние.

Ребенку нужно помочь усвоить, что криками и слезами он желаемого не добьется и для выражения чувств ему придется искать другие способы.

Детские истерики в двухлетнем возрасте

Период с 1.5 до 2.5 лет время очередного возрастного кризиса у детей. Он сопровождается повышенным упрямством, желанием большей самостоятельности, потребностью во внимании.

Истерики двухлеток сопровождаются картинными падениями на пол, сучением ногами, малыши могут начать бить маму или папу, требуя таким образом желаемого.

Неумение справляться со своими эмоциями тоже являются причинами «плохого» поведения.

Дети в двухлетнем возрасте стараются заявить о своей самостоятельности и «отделится» от родителей, но при этом нуждаются во внимании и ласке и этот конфликт потребностей может приводить к взрывам гнева и слезам. Часто чтобы успокоить малыша нужно просто обнять его и приласкать, отвлечь на что-то интересное.

Дети в этом возрасте еще не могут прямо сказать, что устали, хотят спать или есть и часто причиной истерики может стать дискомфорт, вызванный физическим состоянием. Родителям необходимо внимательнее относится к режиму ребенка и если планируется долгая прогулка, стоит прихватить с собой перекус, который может предотвратить «катастрофу».

Так же чрезмерная строгость и большое количество запретов приводят к тому, что, отстаивая свою самостоятельность, ребенок закатывает истерику. Родителям важно в этом случае понимать, что давая свободу действий в рамках разумного, они способствуют развитию ребенка, его уверенности в своих силах. Каждый запрет должен быть пояснен, почему нельзя. Например, нельзя убегать на проезжую часть, потому что можно попасть под машину. Взрослым придется запастись терпением, и объяснять правила по нескольку раз, но это позволит избежать истерик.

Истерики, связанные с кризисом трех лет

Даже если кризисы года и двух прошли «гладко», не заметить кризис трех лет практически ни возможно. Ребенок осознает себя как личность, стремится отстоять свое мнение, но идти на компромиссы не умеет. Ребенок стремится к все большей самостоятельности и «отделению» себя от родителей. Неудовлетворение этих его потребностей приводит к истерикам.

Важно дать ребенку успокоится, а потом обсудить с ним его действия, без ругани и наказаний, научить выражать свои чувства, искать компромиссы.

По мнению Выготского, возраст трех лет – это состояние войны с окружающим миром. Негативизм и проявление принципиальности, попытки защитить свое «Я», отстоять самостоятельность. Родителям важно проявлять терпение и сдержанность, уважительно относится к ребенку, и учить его принимать отказы, находить компромиссы.

Если истерика случилась при «зрителях» нужно отвести ребенка в сторону, остаться с ним наедине и дать возможность прокричаться и выразить гнев и обиду. А после уже обсуждать его поведение.

Истерики в четырехлетнем возрасте

Часто в возрасте 4-5 лет причиной истерики становится неспособность малыша вынести ситуацию, справится с гневом, отчаяньем или обидой. В истерическом состоянии ребенок не воспринимает стороннюю информацию, ему нужно «выпустить пар», получить эмоциональную разрядку, потом начинается фаза горевания, когда ребенку нужна ласка и забота.

Истерики четырех летнего возраста сопровождаются попытками навредить себе (разцарапывание лица, рук других частей тела, попытки биться головой об стену или пол). Они всегда сопровождаются приступами ярости и часто ребенку необходимы «зрители».


Подобные истерики нужно отличать от капризов вызванных воспитательными ошибками и попустительством взрослых, когда любой каприз удовлетворялся по первому требованию. Истерические припадки, случающиеся регулярно могут свидетельствовать о проблемах с психикой или нервной системой. Поэтому стоит обратиться за консультацией к неврологу и детскому психологу.

Если истерики связаны с капризами и промахами в воспитании, то родителям стоит пересмотреть свои действия и начать исправлять ошибки.

Как прекратить истерику ребенка?

Вспышка детского гнева и последующая истерика может случиться в любой момент, и ни один родитель не застрахован от такого поведения в общественном месте. Психологи советуют придерживаться следующих правил поведения:

  • Обеспечить безопасность. Убрать предметы, которыми ребенок может пораниться, увести в тихое место, если истерика случилась на улице или торговом центре.
  • Родителям лучше молчать по возможности обнять ребенка. По мнению психологов, уговоры, попытки отругать не действуют, а лишь усиливают истерику.
  • Детские истерики в общественных местах часто привлекают внимание доброхотов, считающих, что они лучше родителей знают как себя вести с незнакомым ребенком. В случае, когда от «помощи» посторонних больше вреда, чем пользы, нужно спокойно, но твердо попросить их уйти. Высказывания в стиле: «Будешь плакать, я тебя заберу» или «Сейчас позову полицейского» и прочие бессмысленные высказывания могут напугать ребенка, который воспримет информацию буквально, и усилят истерику в разы. Ведь дети в такой момент очень восприимчивы и ранимы.
  • Родителям нужно дождаться, когда гнев и ярость пройдут и ребенок перейдет в фазу горевания. В этот момент ему нужна забота и любовь, чтобы он понимал, что его «срыв» не ухудшил отношение к нему родителей. Объятья и ласка отлично подойдут, а подарки или покупка требуемой игрушки или конфеты лишь убедят малыша в правильности его поведения.
  • «Отвоевавшись» дети могут почувствовать усталость или голод. По возможности нужно удовлетворить эти базовые потребности купить перекус или попить, уложить спать , если истерика случилась дома.
  • Поговорить о случившимся стоит через некоторое время. Назвать ребенку его чувства, мотивы его поведения. «Ты разозлился, потому что тебе не купили очередную игрушку». Важно сказать, о том, что такое поведение не по душе родителям, при этом, не переходя на личность ребенка. «Мне неприятно такое твое поведение». Но не: «Ты не сносный и вредный».

Родителям важно понимать, что истерики могут случиться с любым ребенком и они не одни такие «неправильные», постараться не обращать внимание на мимо проходящих и не злиться на ребенка.

Как предотвратить детские истерики?

Понятно, что от детской истерики не застрахован никто. Но есть несколько советов, которые помогут снизить риск их возникновения:

  • Режим дня подходящий ребенку, дающий ему возможность есть и отдыхать когда ему хочется. Привычный распорядок дел в течение дня. Не нужно брать уставшего или голодного ребенка на прогулку или по магазинам.
  • Постараться обходится без чрезмерных запретов, позволять ребенку говорить «нет» и уважать его выбор.
  • Проговаривать с ребенком его чувства и эмоции, учить лучше их определять. «Ты злишься, потому что тебе не дали очередную конфету», «Ты расстроен, что мультик закончился, а мы договорились посмотреть всего один».
  • Учить ребенка безопасно выражать гнев, рвать бумагу, топать ногами. Не ругать его за подобное поведение.

Детские истерики могут быть вызваны разными причинами, но родителям важно не ругать ребенка за них, а постараться помочь справится с чрезмерно сильными эмоциями.

Истерика у ребенка: он топает ногами, кричит, плачет и ничего не хочет слышать. Или однотонно ноет, хнычет и канючит. Каждый родитель хоть раз сталкивался с подобным поведением своего чада. Но обычно проблема масштабнее, чем кажется, и затрагивает 9 из 10 семей, которым приходится воспитывать истеричного ребенка. Да и сами истерики – не разовое явление, так они происходят систематически. Мамы и папы в растерянности, они злятся, переживают, не знают, как все это прекратить. Что делать взрослым, если у ребенка истерика?


Что такое детская истерика?

Истерика – это особое эмоциональное состояние крайнего возбуждения. Ребенок кричит, рыдает, падает на пол, может биться о стены или царапать себе лицо. Он совершенно не восприимчив к словам и действиям окружающих и практически не чувствует боли. Остановить это крайне сложно. Такое поведение пугает и озадачивает родителей, особенно если, по их мнению, и причин-то особых для такого поведения у малыша не было. Что взрослые сделали не так?


Истерика, как правило, хоть и развивается стремительно, но как любой процесс в нашем организме, протекает в несколько стадий. Даже если кажется, что все началось внезапно, поверьте, симптомы начинающегося «концерта» были, и их нужно научиться узнавать. Часто малыш начинает сопеть, хныкать, замолкает. Это затишье перед бурей. Если вовремя отреагировать, истерики можно избежать. Порой для этого достаточно ласково обнять обидевшегося на весь мир малыша, спросить, что его так огорчило. Если дело в сломавшейся игрушке, предложить починить ее вместе.

Некоторых детей для профилактики истерики достаточно переключить на другое занятие. Не получается собрать конструктор? Не плачь, мы сейчас порисуем, а потом обязательно соберем из упрямых деталей домик или паровоз. Если предвестники разглядеть не удалось или взрослые не придали им должного значения, начинается сама истерика.


Справиться с предстоящей истерикой помогут вовремя замеченные ее симптомы

  • Первая стадия – голосовая. Ребенок, стараясь обратить на себя внимание, начинает хныкать или сразу кричать.
  • Вторая стадия – моторная. Она характеризуется возбужденными активными движениями малыша. Он может начать бросать игрушки, топать, кататься по полу. Это самая опасная стадия – ребенок может травмироваться.
  • Третья стадия - остаточная. Это своеобразный выход из «пике» - уставший физически и морально ребенок заливается слезами, обводит присутствующих несчастным взглядом и судорожно всхлипывает. Длиться стадия может до нескольких часов.


Почему ребенок так делает?

Надо сказать, что не всегда дети истерят «из вредности». И советы типа «Меньше внимания – быстрее успокоится» или «Ремня ему хорошего!» не только бесполезны, но и вредны.

Истерики у детей бывают двух видов – произвольные и непроизвольные. В первом случае малыш действительно показывает характер, что-то хочет получить и просто не видит другого способа. Он кричит, стучит ногами и руками, трясет головой, при это прекрасно отдавая себе отчет в том, что именно он делает. Если однажды ребенок добился своего путем такой истерики, он возьмет это на вооружение, и будет манипулировать родителями все чаще и чаще. Что делать в этой ситуации? Предоставить карапузу право выбора. Спокойно объяснить, что вам не нравится такое его поведение, предупредить о возможном наказании (например, лишении возможности посмотреть мультики или пойти в парк), а потом, если малыш не успокоился, осуществить наказание. Таким образом, у ребенка есть выбор – кричать дальше и лишиться чего-то приятного или взять себя в руки и разрешить конфликт миром.

Физически в этой ситуации наказывать нельзя! Это сделает малыша еще более агрессивным. Убедившись в неэффективности истерики как инструмента для получения личной выгоды, ребенок постепенно перестанет капризничать.


Прекратить произвольную истерику проще, чем ту, что зависит от выброса гормона, т.к. в первом случае ребенок способен контролировать свои эмоции

Непроизвольные истерики – процесс, протекающий на гормональном уровне. Малыш не в состоянии контролировать свое поведение и свое тело из-за резкого выброса гормонов стресса. Уговаривать в этой ситуации бесполезно , так как ребенок попросту вас не слышит. Что делать? Опять же успокоиться. И только потом переходить к делу.

В состоянии неконтролируемой истерики ребенку важен тактильный контакт. Попробуйте взять его на руки, обнять, погладить по голове. Говорите с ним тихим, успокаивающим голосом, описывайте что-то не имеющее отношения к происходящему : «Вон птички на окошко сели», «Смотри, какое сегодня солнышко, может, погуляем?». Не так важно, что именно вы будете говорить. Главное - тактильный контакт. Когда ребенок успокоится, нужно обязательно постараться выяснить, что произошло. Используйте для этого наводящие вопросы: «Тебя что-то расстроило?», «Ты испугался?» и т.д.


В случае с непроизвольными истериками важно иметь терпение и способность эмоционально успокоить малыша, при таком поведении ребенок быстрее начнет справляться с приступами

Кто подвержен истерикам?

Склонность к истерикам – врожденная особенность. Все зависит от типа организации нервной системы малыша:

  • Слабый тип. Это пугливые, неуверенные в себе дети. Они подвержены частой смене настроения. У них нестабильный аппетит и плохой сон. Они возбудимы, часто повышают голос. Очень подвержены истерикам, пребывая в которых ведут себя непредсказуемо. Успокаиваются относительно быстро.
  • Сильный тип. Ребята с таким типом нервной системы чаще пребывают в благодушном настроении, легко увлекаются, часто не доводят начатое до конца. В сильной стрессовой ситуации могут закатить истерику, но это маловероятно. Да и «погасить» такую истерику будет довольно просто.
  • Неуравновешенный тип. Это тревожные дети. Их часто мучают страхи, сомнения. Они спят «поверхностным» сном, за ночь могут просыпаться по несколько раз. Могут быть шумными в обществе, так как любят быть в центре внимания, но болезненно относятся к любой критике. Истерика у таких ребят может начаться внезапно и сопровождается проявлениями агрессии . Успокоить их трудно.
  • Медлительный тип. Это очень спокойные, рассудительные дети. Любят заниматься чем-то в одиночестве. Их трудно расшевелить. По причине замедленных процессов возбуждения и торможения в нервной системе практически не устраивают истерик. Могли бы, но пока до их мозга это доходит, необходимость в крике уже отпадает.

Таким образом, чаще всего на детские истерики жалуются родители ребят со слабым и неуравновешенным типами нервной системы.



Ночные истерики

Особняком стоят ночные истерики. Они всегда носят характер непроизвольных и могут быть вызваны рядом причин: страхами, приснившимися кошмарами, дневным перевозбуждением и обилием впечатлений. Малыш просто просыпается и сразу начинает кричать. Угомонить его сложно, он выгибает спину, стучит ногами и руками, пытается убежать.

Если малыша оставить без внимания, то он может покалечиться. Здесь важно обеспечить тактильный контакт, устранить причину страхов – включить ночник, убрать пугающий предмет из комнаты.

Я в свое время столкнулась с ночными истериками у своего двухлетнего сына. Не помогало ничего. Тогда нашлось нестандартное решение, которое теперь я рекомендую многим мамам. Мы обсудили с малышом «страшные тени и привидения», которые не дают ему спать, после чего пошли и купили в магазине небольшого ярко-желтого плюшевого очень смешного кота. Мы дали ему имя – Смельчак.

По рассказанной мной легенде, смелый солнечный кот по ночам охраняет мальчиков и девочек от теней и других злодеев. Сын стал спокойнее засыпать, потому что верил мне и Смельчаку. Через пару недель он вообще перестал просыпаться по ночам. Но Смельчака (уже изрядно потрепанного) и сейчас, полтора года спустя, в обязательном порядке берет с собой в постель. Заведите такого друга своему малышу. Пусть это будет добрый, очень яркий персонаж обязательно с большими глазами или широкой улыбкой. Сочините о нем сказку. Ваш ребенок в нее тоже поверит.

Возрастные истерики

Возрастные истерики – это следствие «настройки» детской нервной системы. В разные этапы своей жизни малыш по мере узнавания нового должен приспосабливаться к этому новому. Безболезненно получается не всегда и далеко не у всех.

  • До 1 года малыши истерят редко. Истерика у них всегда имеет свою причину: мокрые штанишки, усталость в промежутках между периодами сна, голод, скука и т.д. В этом возрасте причиной для частого и требовательного плача может послужить и повышенное внутричерепное давление. Подтвердить или исключить такую проблему поможет консультация врача- невролога. Психические отклонения в этом возрасте диагностировать практически невозможно.
  • Если ребенку уже 1,5 года, его истерики - еще не способ манипуляции, а всего лишь следствие перенапряжения неустоявшейся еще психики. Успокоить малыша довольно просто. Достаточно взять его на руки и переключить его внимание.


  • В 2 года детская истерика вызвана, как правило, желанием ребенка получить больше внимания от взрослых. Он уже умеет дифференцировать себя как отдельную личность. И часто с помощью истерики пытается объяснить, что ему что-то не нравится. Двухлетние детки могут капризничать от избытка впечатлений, от усталости, из-за болезни. В этом возрасте поводом для систематических истерик может стать рождение еще одного ребенка в семье. И очень часто истерики случаются на почве необходимости идти в детский сад. Как успокоить малыша? Способ зависит от причины истерики. Если устал – обеспечить ему отдых. Если «ревнует » к брату или сестре – уделить больше внимания.
  • В 3 года начинается так называемый «кризис трех лет». «Я сам!» - именно это чаще всего слышат родители трехлетних малышей. Малыш настойчиво требует уважения к своим убеждениям, яростно протестует, истерит по поводу и без. Трехлетние малыши невероятно упрямы. Они еще не умеют идти на компромисс. Успокоить их трудно. В некоторых случаях без помощи психолога не обойтись. Ребята – большие индивидуумы, и подход к их истерикам требуется индивидуальный.
  • Обычно к 4 годам детские истерики сходят на нет, но если в возрасте 4-5 лет они все еще случаются, это может свидетельствовать, увы, о пробелах в воспитании. Если ребенок не знает слова «нет» или не ощущает границ дозволенного, винить его в этом нельзя. Это дело рук взрослых. Истерики уже вполне контролируемые, малыш осваивает способы манипуляции: если мама запрещает что-то, то можно попросить папу, если и он не даст желаемого, перед громкой истерикой уж точно не устоят бабушка и дедушка. Если у малыша к 4-5 годам не выявлено неврологических или психических заболеваний, то доктор Комаровский советует по возможности оставлять истерящего ребенка в одиночестве. В изоляции нет зрителей, а значит, устраивать представление не интересно.


  • В 6 лет наступает время повышенных требований и довольно жестких ограничений. У ребенка появляются обязанности. Он понимает необходимость вести себя в рамках приличия. Парадоксально, но факт – в этом возрасте истерики снова становятся непроизвольными. Это связано с тем, что в течение дня малыш вынужден хорошо себя вести в детском саду. Но к вечеру он устает. И после садика закатывает истерики. Это протест и неумение «сбросить» нервное напряжение. Помочь ему можно, интересно организовав вечерний досуг.
  • Кризис семи лет – это второй ощутимый возрастной кризис в жизни человека. В 7 лет ребенок переходит от младшего возраста к школьному. Он болезненно воспринимает крутые перемены в жизни (необходимость учиться, соблюдать распорядок дня). Истерики в этом возрасте спонтанны. Бороться с ними нужно вместе со взрослыми, осваивая такое понятие как «сотрудничество».

Многие мамы и папы оказываются в растерянности, когда их прежде спокойный и послушный малыш вдруг становится совершенно неуправляемым, закатывая истерики по малейшему поводу. Чаще всего это происходит, когда кроха перешагивает двухлетний рубеж. Истерики у детей 2–3 лет – явление совершенно нормальное, но, чтобы быть к ним готовым, лучше знать заранее, почему они случаются и как на них реагировать.

Причины детских истерик

Ребенок растет быстро и в какой-то момент начинает осознавать, что он личность, со своими собственными желаниями, далеко не всегда совпадающими с мнением и желаниями взрослых. Период становления собственного «Я» чаще всего приходится на 2–3 года, этим и объясняется пик истеричности в данном возрасте.

Желания есть, а выразить их, а тем более обосновать малыш пока не в состоянии. Он начинает упрямиться, противиться мнению взрослых. И при неумении облечь свой протест в словесную форму пользуется способом, к которому привык еще в младенчестве, – начинает громко плакать.

Ребенок с огромной скоростью познает мир, приобретает все новые навыки, начинает понимать все большее количество слов. И зачастую детская психика просто не в состоянии справиться с подобными изменениями, малышу требуется эмоциональная разрядка.

Что может спровоцировать истерику

Взрослым может казаться, что порой истерика возникает у ребенка на пустом месте. Но существуют определенные факторы, способные спровоцировать подобные состояния:

  • Конфликты в семье . Ребенок испытывает сильный стресс, когда ссорятся важные для него люди. Постепенно накапливается напряжение, которое может закончиться истерикой. Иногда таким способом кроха неосознанно пытается отвлечь взрослых от конфликта, переключая внимание на себя.
  • Изменения в привычном течении жизни . Дети – большие консерваторы, и внезапные изменения способны выбить их из колеи. Малыш впервые пошел в детский сад, семья переехала на новое место, родился младший брат или сестра – любое из этих событий вызывает эмоции и переживания, с которыми дети не всегда в состоянии справиться.
  • Потребность в родительской любви и внимании . Ребенок нуждается в ощущении близости и подтверждении любви к нему родных людей. Если родители, занятые своими проблемами, уделяют малышу недостаточно внимания, он не способен объяснить им свои переживания, но вполне может их показать, устраивая «концерты».
  • Непоследовательность в воспитании . Когда один из взрослых членов семьи запрещает что-либо, другим также следует придерживаться подобной линии поведения. В противном случае ребенок быстро поймет, кем можно манипулировать с помощью истерик. Запреты и правила должны быть выработаны в семье и неукоснительно соблюдаться.
  • Избыток впечатлений . Даже если они положительные, детской психике иногда трудно бывает справиться с большим объемом информации. Малыш утомляется, перевозбуждается, и результатом нервного перенапряжения может стать истерика.

Классификация истерик

Родителям следует научиться различать детские истерики разных видов:

  • Произвольные . В этом случае ребенок четко осознает, что и для чего он делает, он знает, какого результата хочет достичь. Это именно тот вид истерик, который нуждается в применении мер воспитания. При неправильной реакции и потакании со стороны взрослых истерики с целью манипуляции могут оказать негативное влияние на формировании характера ребенка.
  • Непроизвольные, или неконтролируемые . Они похожи на состояние аффекта, когда малыш практически ничего не видит, не слышит и не ощущает. В такой ситуации он способен нанести серьезный вред себе или окружающим. Объяснять что-либо ребенку в момент непроизвольной истерики бесполезно: слова просто не дойдут до его сознания.

Началось: правила поведения для родителей

  • При первых признаках возникновения истерики, когда ребенок начинает капризничать и проявлять недовольство чем-либо, нужно постараться отвлечь его внимание. Предложить ему игрушку, книжку, показать, что происходит за окном. Детская психика функционально подвижная, благодаря чему малыши могут быстро переходить из одного настроения в другое. Бывает достаточно показать крохе что-либо интересное, чтобы его внимание переключилось.
  • Необходимо сохранять полное спокойствие. Истерика произвольного типа всегда рассчитана на публику, которой являются родители. Если мама с папой игнорируют несносное поведение своего чада, истерическое состояние постепенно сойдет на нет. Здесь главное – не переусердствовать, чтобы не довести ребенка до отчаяния своим безразличием.
  • Нельзя идти на уступки. Уступив один раз, можно спровоцировать частые истерики в дальнейшем. Карапуз, получив желаемый результат, будет прибегать к проверенному способу снова и снова.
  • Не следует ругать малыша, шлепать, стыдить или повышать на него голос, это неверная тактика при любом типе истерики. Если ребенок громким плачем добивается чего-либо, эффекта такое родительское поведение иметь не будет, оно лишь покажет малышу, что мама с папой тоже не всегда в состоянии контролировать свои эмоции. Если же истерика непроизвольная, то ребенок просто ничего не услышит и не поймет.
  • При непроизвольной истерике единственная возможность прекратить ее – это снять психическое напряжение, чтобы малыш смог быстрее прийти в себя. Здесь важен тактильный контакт, хорошим способом будет взять кроху на руки, обнять покрепче и ласково поглаживать. Только после того, как ребенок успокоится и будет способен воспринимать слова, можно начинать с ним диалог.

Способы предотвращения истерик

Развиваясь, ребенок еще только учится управлять своим поведением и контролировать эмоции, поэтому всем детям приходится пройти через истерические приступы. Однако в силах родителей уменьшить частоту и тяжесть таких эмоциональных всплесков.

  • Соблюдать распорядок дня . Маленьким детям необходимо придерживаться четкого режима, это создает у них ощущение безопасности. Если ребенок голоден, устал и хочет спать, он с большой вероятностью может устроить истерику.
  • Предупреждать о грядущих переменах . В случае когда в жизни семьи и ребенка планируются какие-либо изменения, необходимо заранее подготовить к ним малыша. Если он должен впервые пойти в детский сад, следует заранее это обсудить, рассказать, чем он будет там заниматься, для чего это нужно. Таким образом, у крохи будет время приспособиться, что поможет снизить вероятность истерик.

    Когда в семье ожидается пополнение, ребенку следует объяснить, что ему не нужно ревновать к братику или сестричке, что мама с папой будут любить его по-прежнему. Разумеется, нужно уделять старшему достаточно внимания как до, так и после рождения второго малыша.

  • Твердо стоять на своем . Ребенок должен четко понимать, что с помощью истерик он не может манипулировать родителями. Если решение принято, оно не должно быть изменено под воздействием поведения малыша.
  • Запрещать только тогда, когда это необходимо . Прежде чем отказать ребенку в просьбе, следует подумать над тем, является ли запрет необходимым в данном случае. Например, если кроха не хочет гулять в парке, а рвется играть на детскую площадку, почему бы не пойти ему навстречу? Не нужно применять правила исключительно ради правил.
  • Предоставлять право выбора . Лучше избегать прямых указаний: это верная дорога к детскому бунту. Ребенок хочет самостоятельности, и родители вполне могут ее предоставить. Разумеется, в определенных пределах. Например, предложить малышу самому выбрать на завтрак кашу, которую ему хочется, или другую полезную альтернативу. Предлагая выбор, главное – правильно поставить вопрос, он должен включать конкретные варианты. Не нужно спрашивать кроху: «Что бы ты хотел съесть на завтрак?», иначе его ответ может совершенно не устроить маму.
  • Уделять достаточно внимания . Малышу необходимы родительское внимание и забота. Никакие игрушки, и уж тем более современные гаджеты не в состоянии удовлетворить эту потребность. Общение с родителями доставит ребенку гораздо больше радости и положительных эмоций, чем любая покупка.
  • Предоставлять время для игр . У маленького человека обязательно должно быть достаточно времени для самостоятельной игры. Во время этого процесса никто не должен отвлекать его и мешать, ведь он занят ответственным делом.
  • Использовать просьбы . Если ребенок начинает капризничать, можно подозвать его к себе и дать какую-нибудь вещь (игрушку, книжку и т. д.), попросив отнести ее папе или убрать куда-либо. Как вариант – попросить помочь в чем-то, малыш с удовольствием окажет посильную помощь, почувствовав себя взрослым и забыв о капризах.
  • Прояснять чувства . Ребенок часто не в состоянии выразить свои чувства. Родители могут помочь малышу, проговаривая и давая понять, что они их разделяют. Например: «Я понимаю, что ты злишься», «Я думаю, ты устал, мы долго гуляли». Это поможет крохе осознавать свои чувства, научиться говорить о них и контролировать их. Однако он должен знать, что есть ситуации, в которых определенное поведение недопустимо.

В каких случаях необходимо обратиться к врачу

Истерикам подвержены абсолютно здоровые дети, но есть ситуации, на которые следует обратить особое внимание. В отдельных случаях истерические приступы могут быть начальными признаками серьезных патологий, в частности аутизма. Необходима консультация врача, если:

  • есть факторы, которые могли привести к нарушению развития центральной нервной системы ребенка (выявление патологий во время беременности, тяжелые или ранние роды и т. д.);
  • малыш отстает в физическом, психическом развитии, присутствует темповая задержка в развитии речи;
  • ребенок слабо интересуется окружающим, может в играх часами повторять одни и те же движения, неадекватно реагирует на любое вмешательство в игру.

Частые истерики у малыша в определенном возрасте не являются признаком каких-либо отклонений, они свидетельствуют о возникновении у ребенка потребности в самостоятельности, в принятии собственных решений. Взрослым необходимо разобраться в причинах и выработать правильную тактику поведения. И тогда непростой период детских истерик пройдет не так болезненно для малыша и его родителей.

Истерика у ребенка 2 года: что делать? Довольно распространенным явлением среди детей до 2-3 лет являются . Дети кричат, ложатся на пол, топают ногами, разбрасывают различные вещи. В такие моменты взрослые, которые не так давно стали родителями, находятся в замешательстве, и хотят это поскорее прекратить. Как реагировать на истерики? Половина взрослых очень теряются в данной ситуации — истерический плач 2-5-летнего ребенка может вывести из себя кого угодно. Для того чтобы умело справляться с такими состояниями, важно понимать их причину и знать несколько методов устранения.

Даже самый покладистый ребенок в 2-3 года время от времени перестает слушаться, а иногда устраивает истерики по любому поводу. Родителям надо понимать, что это является нормальной частью процесса развития. Малыши 2-3 лет пытаются понять мир, и когда не в состоянии выполнить эту задачу, используют лишь тот инструмент, который они имеют в своем распоряжении. Истерики у детей часто наступают в результате разочарования.

Первопричиной можно обозначить то, что малыши до 5 года развития еще не в состоянии полностью управлять всеми эмоциями, которые у них возникают. В результате получаются такие, часто неконтролируемые проявления.

В процессе взросления детей меняется их сознание. И они тяжело воспринимают тот факт, что раньше , пожелания и прочие потребности. А сейчас появились правила, которым нужно следовать. Это обижает малыша и часто приводит к протестам, которые проявляются истериками.
С течением времени дети начинают осознавать, что есть определенные правила, за рамки которых выходить нельзя, но пока они свыкнутся с этим, можно часто наблюдать такие состояния. Как успокоить малыша?

Как вести себя во время истерик?

  • Проявлять понимание. Не следует забывать, что дети еще не в состоянии контролировать свои эмоции, а вы можете.
  • Вести себя спокойно и уверенно. Если вы столкнулись с таким проявлением, важна уравновешенность. Истерики ребенка не должны выводить вас из себя.
  • . Если хоть раз дать понять ребенку, что, закатив истерику, он получит желаемое, истерики будут постоянно.
  • Быть терпеливыми. Не нужно надеяться, что малыш быстро успокоится, особенно если родители уже поддавались на его манипуляции. Необходимо спокойно и последовательно вести себя в каждой такой ситуации и давать понять, что вы не собираетесь менять свою позицию. Тогда со временем ребенок поймет, что его манипуляции не имеют смысла.
  • Очень важно сохранять последовательность во всех действиях. Если существует такая проблема, когда малыш не понимает, что допустимо делать, а что недопустимо, это значит — взрослые непоследовательны в своих решениях и запретах. Родители позволили ребенку усомниться в своем слове.
  • Когда истерика уже в самом разгаре, борьба не имеет смысла, можно попытаться взять на руки кроху и успокоить. Крики и наказания в этой ситуации неуместны.
  • Можно попробовать отвлечь ребенка или отвести в комнату и сказать, что не можете общаться с ним в таком состоянии, и обязательно поговорите, когда успокоится.
  • Когда дети много играют на публику и устраивают множество истерик на людях, важно перейти туда, где никого нет, и надобность в истерике отпадет. Если же вы поддадитесь, повторных ситуаций будет сложно избежать.
  • В любом случае помните, что рано или поздно при правильном подходе истерики 2-3 лет закончатся. Ребенок вырастет, научится управлять эмоциями и выражать свои желания по-взрослому — словами и просьбами. Поэтому родителям нужно запастись терпением и следовать этим несложным советам.
  • Если , то приготовьте ему успокоительный чай с липой, ромашкой и медом, проведите с ним немного времени перед сном, почитайте сказку. Ваш спокойный голос поможет малышу успокоиться и заснуть.
  • Если ребенок закатывает истерики после садика, то это означает, что там, скорее всего, он сдерживает свои эмоции. Помогите малышу наладить — дома можно устроить для ребенка небольшой праздник и пригласить его сверстников — детей 2-5 лет.
  • Истерический плач малыша часто мешает не только родителям, но и всем, кто проживает в доме. Попросите их тоже проявить понимание. Если ребенок без истерики не может уснуть, постарайтесь максимально звукоизолировать его комнату, чтобы не мешать спать старшим детям.

Кризис 2-3-летнего возраста

Возраст 2-3 года — критичный в психологическом плане. Примерно к 2-3-летнему возрасту большинство родителей сталкиваются с резкими изменениями в поведении ребенка. Постоянные истерики у ребенка в 2 года, бесконечное нет на все вопросы, отказы от привычных повседневных ритуалов. Первая мысль: ну вот, разбаловали. Но не спешите винить себя, ведь такое поведение для ребенка 2 лет является психологической нормой. Кризис двух лет у ребенка — в чем его причины и как себя вести в таких ситуациях?

Истерика у ребенка 2 лет часто возникает потому, что он начинает в этом возрасте прощупывать границы. Если до двух лет ребенок психологически ассоциирует себя со своими родителями, представляя этот организм единым целым, то к двум годам начинается его отделение в самостоятельную личность. И тут у него возникает закономерный вопрос: что может отдельная личность? Можно ли все, что захочется, или есть какие-то границы? Можно ли получить много? Кто может остановить? Малыш начинает исследование, и, конечно, его результаты далеко не всегда ему по нраву. Ведь так обидно, когда кто-то несколький встает на пути к такой желанной цели. Вот тут-то и начинаются истерики и противостояния.

Как бороться с истериками? Для того чтобы помочь ребенку освоиться в этом мире, дать ему опыт различных коммуникаций, сделать этот период наименее болезненным и для себя, и для ребенка, психологи рекомендуют родителям разделить возникающие ситуации на три зоны.

Ситуации категорического нет или нельзя

К таким ситуациям однозначно относится любое поведение, которое угрожает жизни или здоровью ребенка. Например, ребенку 2-5 лет нужно четко знать, что от мамы убегать никогда нельзя. Сюда же относятся какие-то ваши личные запреты, которые вы по каким-то своим соображениям хотите установить для ребенка. Да, здесь будут слезы. Но и этот опыт бесценен для ребенка, ведь он будет знать, что не все в этой жизни происходит исключительно по его желанию, и научится это принимать.

Как успокоить ребенка и облегчить ситуацию? Если вы хотите отвести обиду ребенка от себя, вы можете придумать какое-то третье лицо, например, доктора, который не разрешает есть мороженое, и вы ничего с этим не можете поделать. Кроме того, зачастую, чтобы прекратить слезы, достаточно аргументированного объяснения, почему вы запрещаете данное действие, многие дети в этом возрасте уже готовы принимать ваши аргументы и понимают их.

Важно понимать в этой зоне родителям следующие факторы. Первое: если вы поставили запрет, его надо выполнять всегда, без исключения, в противном случае ребенок перестанет понимать, чего от него хотят. Второе: чем больше вы ставите правил и запретов, тем сложнее будет вашему ребенку во взрослой жизни принимать самостоятельные решения. Истерики у ребенка 2 лет не должны мешать вам размышлять здраво.

Ситуации гибкости

Такие ситуации необходимы ребенку для получения жизненно-важного навыка гибкости, коммуникаций и переговоров. Бесценный опыт. В каких ситуациях это уместно? Например, в таком извечно сложном вопросе, как просмотр мультфильмов.

Все родители сталкиваются с одной и той же ситуацией: р , вы включаете, а дальше он категорически не дает их выключить и устраивает истерику. Ведь в 2 года ребенок еще не понимает, почему только что можно было, а теперь вдруг стало нельзя. Попробуйте дать ребенку возможность сдвинуть оговоренные границы. Например, после просмотра одного мультика малыш плачет и требует еще, спросите его какой еще он мультик хочет посмотреть и договоритесь, что вы ему разрешите, но после этого все-таки выключите планшет. Понятно, что после второго мультика он, скорее всего, опять начнет плакать, и, как ни странно, но и здесь вы можете пойти еще на одну уступку, с двухлетними малышами это вполне допустимо, но желательно делать не больше двух уступок. После второй уступки все-таки выключите планшет, несмотря на слезы.

Вы удивитесь, когда обнаружите, как быстро у ребенка истерика закончится, даже несмотря на то, что вы все выключили. А просто пока вы уступали, вы сделали две очень важных вещи: во-первых, вы дали ребенку возможность самому хоть как-то повлиять на ситуацию, сдвинуть границы, а во-вторых, за время уступок он успел свыкнуться с мыслью, что рано или поздно все равно придется попрощаться с мультиками.

Такие ситуации можно предупреждать, т.е. не ждать, когда ребенок впадает в истерику по окончании мультика, а подойти к нему, пока мультик еще не закончился, и начать с ним договариваться, пока он еще не начал плакать.

Если ребенок в 2 года не слушается, еще одним полезным устройством для родителей в этой зоне может стать обыкновенный будильник. Договаривайтесь с малышом, что он будет чем-то заниматься, пока не зазвонит будильник. Дальше можно этот будильник, например, передвигать при необходимости. При таком подходе вы снизите направленный на себя негатив, ведь вы же не виноваты, что будильник уже зазвонил. Очень полезно для детей 2-5 лет иметь свой режим дня — спать и гулять малыш должен в одно и то же время, по расписанию.

Ситуации без границ

Именно этот опыт позволяет нам во взрослой жизни принимать самостоятельные решения, совершать удивительные открытия, достигать амбициозных целей. Он хочет разбросать все игрушки по комнате? Разрешите ему, почему нет? Пусть побудет властелином игрушек и своих желаний, даже если он отказался сейчас их складывать обратно. А если хотите быть мудрее, не убирайте их, и предложите ему еще раз их сложить, но попозже. Если он согласится, то получит опыт того, что его желания и решения имеют еще и последствия.

Все три описанные зоны очень важны для формирования жизненного опыта ребенка. Конечно, очень сложно всегда принимать правильные решения, найти ту тонкую грань между допустимостью и вседозволенностью, если ребенок в 2 года постоянно истерит. Еще сложнее это сделать, когда у ребенка истеричный плач, ведь это всегда испытание для родителей, разве можно спокойно смотреть на слезы своего любимого малыша. Но от того, насколько грамотно родителям удастся пройти этот сложный для них и малыша период, во многом зависит то, как сложится их дальнейшее взаимодействие с ребенком.




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top