Инновационный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста. Материал на тему: Организация работы в дошкольном образовательном учреждении по ранней профориентации дошкольников

Инновационный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста. Материал на тему: Организация работы в дошкольном образовательном учреждении по ранней профориентации дошкольников

МБДОУ детский сад «Березка»

Подготовил: воспитатель Лукьянова Ю.Ф

Игрим

2014

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Б. А. Сухомлинский

Краткая аннотация.

Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Ознакомление ребят с трудом взрослых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблюдают или обсуждают, что способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии.

Цель:

рассмотреть и проанализировать условия формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.

Задачи:

    Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.

    Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.

    Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.

    Учить детей понимать эмоциональные состояния свои и взрослых, выражать собственные эмоции через мимику, позу, слово, жест.

    Рассмотреть теоретический аспект психолого-педагогических условий ранних представлений ребенка о профессиях взрослых;

    В процессе общения с окружающими людьми учить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм.

Гипотеза:

педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда.

Вопросы, направляющие работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.

Основополагающий вопрос

Для чего живет человек?

Проблемные вопросы:

Какой образ жизни вам больше нравится?

Какой должен быть образ жизни человека?

Как трудовая деятельность влияет на человека?

Примерные учебные вопросы:

Что такое труд?

Какие профессии людей ты знаешь?

Какое твое самое любимое занятие?

Ты уже знаешь, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Ты любишь наблюдать, как работают люди?

Ты знаешь кто ухаживает за цветами?

А кто занимается животными?

Кто водит автомобили, поезда, самолеты?

Ты знаешь кто ремонтирует технику?

Кто лечит людей?

А кто учит?

Как называют тех, кто рисует?

Детям дается представление о том, что профессии разделяются на несколько категорий:

    «Человек – природа». Это профессии, труд в которых направлен на предметы живой природы:

    животновод,

    растениевод,

    ветеринар.

    «Человек – человек». Это профессии, труд в которых направлен на человека. Это профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством:

    учитель,

    воспитатель,

    медицинская сестра,

    врач.

    «Человек – знак». Это профессии, труд в которых направлен на обработку условных знаков, цифр, формул, текстов:

    секретарь,

    художник,

    Программист.

Профориентационные курсы

1 курс «На златом крыльце сидели…»

Цель: знакомство детей с разными профессиями; формирование интереса к различным видам труда.

Адресат: МБДОУ детский сад «Березка», дети от 5 до 6 лет .

Мероприятия

Кол-во

Экскурсии .

1 раз в месяц

Цикл занятий:

    1. «Чем пахнут ремесла

      Профессия – воспитатель, учитель

      Профессия – медицинская сестра

      Профессия – повар, завхоз .

      Профессия – прачка, кастелянша .

      Профессия – врач .

      Профессия – милиционер, водитель .

      Профессия – почтальон .

      Праздник труда . Итоговое занятие .

9часов

Общее количество часов:

2 курс «Все профессии важны, все профессии нужны».

Цель: формирование учебно-познавательных мотивов; возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширение представлений о мире профессий.

Адресат: МБДОУ детский сад «Березка», дети от 6 до 7 лет .

Мероприятия

Кол-во

Экскурсии в школу, типографию, администрацию

1 раз в квартал

Встречи с родителями разных профессий

1 раз в квартал

Цикл занятий :

    1. Введение в мир профессий .

      Профессия – учитель .

      Профессия –растениевод.

      Профессия – продавец .

      Профессия – плотник, швея .

      Профессия – руководитель .

      Профессия – корреспондент, журналист .

      Профессия – бухгалтер, экономист .

      Игра «Путешествие на остров мастеров».

Итоговое занятие.

9 часов

Общее количество часов

План работы по ознакомлению дошкольников

с профессиями

группа от 5 до 6 лет

Проводимые

мероприятия

Срок

Что узнали нового

Беседа с детьми о работе воспитателя, учителя

октябрь

Воспитатель и учитель – учат и воспитывают детей.

Экскурсия в школу

октябрь

В школе учитель проводит уроки, есть учителя начальных классов и учителя - предметники, которые преподают только свой предмет (физику, историю, русский язык, биологию и т.д.)

Беседа с медсестрой детского сада (отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей).

ноябрь

Витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок , делает прививки, составляет меню для воспитанников

Экскурсия в процедурный кабинет (бинт, вата, лейкопластырь, зеленка, шприцы, термометр, таблетки, йод).

ноябрь

Все вакцины в процедурном кабинете хранятся в хо лодильни ке; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.

Беседа с завхозом, поваром детского сада

декабрь

Завхоз занимается заготовкой продуктов питания. Повар – подготовкой продуктов к готовке, приготовлением пищи, раздачей готовой продукции.

Экскурсия на кухню детского сада, в кладовку

декабрь

Узнают, как продукты попадают в кладовку детского сада, как происходит выдача продуктов на кухню, как повара и помощник кухни подготавливают необходимые ингредиенты, как повар готовит, как готовая пища раздается на группы.

Беседа с прачкой,кастеляншей

январь

Постельные принадлежности, инвентарь. (нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина).

Экскурсия в прачечную. Наблюдение за работой прачки (машиниста по стирке белья) и кастеляншей

январь

Узналикак происходит процесс подготовки к стирке, стирка. Глажка сухого белья, его сортировка, хранение, выдача по группам (постельные принадлежности, инвентарь, стиральная машина, гладильный стол, стеллажи для хранения постельных принадлежностей и инвентаря)

Беседа с врачом – педиатром

февраль

Врач лечит людей. Ставит диагноз по заболеванию. Врачи бывают разных специальностей (педиатр, терапевт, хирург, окулист и т.д.)

Экскурсия в больницу

февраль

Фонендоскоп, укол, капельница, ростомер, термометр, бинт, вата, гипс

Беседа с полицейским, инспектором ДПС

март

Чем занимается участковый милиционер. В чем заключается работа следователя.

Где можно и где нельзя играть. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают дорожные знаки.

Экскурсия к светофору, знакомство с машиной ДПС (светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор).

март

Пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки “зебра” и дорожными знаками. Знаки правил дорожного движения – запрещающие и разрешающие.

Беседа с почтальоном

апрель

Почта (журналы, газеты, письма, квитанции на получение посылок, бандероли, телеграммы), узел связи.

Экскурсия на почту

апрель

Узнали как на почту поступают газеты, журналы, посылки. Что делают почтальоны перед тем, как разносить почту гражданам. Для чего надо правильно писать индекс

Экскурсия в библиотеку (формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки).

май

Библиографы устраивают позна вательные, научные, красочные выставки посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

группа от 6 до 7 лет

Проводимые мероприятия

Срок

Что узнали нового

сентябрь

Торжественная линейка, посвящение в ученики (первоклассники), выпускники, поздравления

Беседа о профессии – учитель

октябрь

Учитель пишет план, проводит уроки, проверяет тетради, проводит дополнительные занятия с учениками, участвует в конкурсах, учится на курсах

Встреча с увлеченным человеком – вышивание (пяльцы, мулине, иголки, нитки – ирис, ткань, рисунок).

октябрь

Кроме работы, люди отдыхают, заполняют его интересными занятиями – хобби. Кого-то увлекает шитье, вязание, коллекционирование. Увлечение приносит радость ему и тем, кто видит, любуется готовым произведением, продуктом. Может быть украшением интерьера (рисунки, картины, вышивки, поделки).

Беседа о профессии – растениевод (рассада, удобрения, грядки, семена)

ноябрь

Увлечения , интересы у людей могут быть разные. Кому-то нравится копаться в огороде, собирать ягоды, разводить цветы.

Беседа о животноводах (корова, сено, доильный аппарат, дойка, молоко, поросята, корма, ветеринар).

декабрь

Доярка начинает работу очень рано. Доярки используют в работе современную технику: электропоилки, электрические доильные аппараты. По совету ветеринара : подбирают животным специальный рацион: витамины, добавки к еде ; осуществляют уход за животными

Беседа с работником торговли (товар, покупки, завоз, продажа, электронные весы, чек, кассовый аппарат, супермаркет, магазин)

декабрь

В магазин завозят товар с продуктовой базы или от производителя (молокозавода, мясокомбината). Раскладывают товар на полках, лишнее хранят на складе, соблюдая определенные требования для хранения.

Экскурсия в магазин

декабрь

Покупатель, продавец, кассир, отделы магазина: продуктовый, кондитерский, колбасный. В супермаркетах можно купить все – и продукты питания, и канцтовары, и парфюмерию. Но есть и специализированные магазины, в которых можно купить только: продукты, одежду, обувь, парфюмерию, канцтовары и т.д.

Беседа о профессиях: плотника и швеи (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка; разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало).

январь

Ателье – большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. Впримерочной делают примерк у одежды.

В своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу.

Экскурсия в школу, в кабинет труда (для девочек), в мастерскую (для мальчиков)

январь

На примере девочкиувидели как и из чего создают постельное белье: наволочки, пододеяльники, простыни. Как используя выкройки шьют ночные сорочки.

Мальчики узнали как дерево сделать гладким, что из него можно изготовить. Как правильно забить гвоздь.

Беседа о профессии – руководитель

февраль

Заведующий детским садом, директор школы, глава администрации – это все руководители. Они несут ответственность за людей, работу, вверенное им учреждение или предприятие, даже страну (президент)

Экскурсия в администрацию поселкового совета.

февраль

Приемная, секретарь, запись, кабинет специалистов, архив и другое.

Встреча с родителями

Беседа с банковским работником (банкноты, инкасаторская машина, банкомат, банк, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка).

март

Банк дает покупателям деньги в долг для важных дел и покупок: квартиры, мебели, на обучение, для покупки домашней или бытовой техники. Затем покупатели возвращают банку деньги каждый месяц небольшими суммами.

Беседа о профессии - корреспондент, журналист

март

Очерк, статья, рассказ, повесть, титульный лист, обложка, автор, содержание.

Экскурсия в типографию

апрель

Как составляется газета для печати. Рассказ специалистов о подборе информации для номера, размещение статей в газете.

Беседа о труде бухгалтера, экономиста.

Встреча со специалистом

апрель

Учет, сложение, вычитание, расход – приход. Что очень важно учитывать растраты и приобретение. Прежде чем истратить надо определить, а рационально ли это. Часто можно и нужно обходиться без лишних и не нужных покупок.

Встреча с парикмахером (ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, мелирование, модельная стрижка)

май

Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Когда у человека ухоженный вид ему приятно смотреть на себя в зеркало, комфортно в обществе друзей, коллег.

Экскурсия в милицию

январь

Дежурная часть, следственный отдел, отдел с экономическими преступлениями, отдел по работе с несовершеннолетними

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого человека к труду.

Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить свой словарный запас.

Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге – позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, детского сада, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, в мастерскую школы, в магазин, дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской дети обратили внимание на общий порядок, что все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети решили, что дома они будут помогать своим папам.

Некоторых мальчиков очень увлекла работа плотника, они решили стать плотниками, когда вырастут большими. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС. Дети решили охранять порядок на улицах города.

Для усиления эмоционального воздействия на детей были использованы: детская художественная литература, подборка фотографий и картинок с изображением различных профессий.

Детям дали понимание того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться, иметь красивую прическу. Что труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Дети восхищались теми чудесными превращениями, которые происходили в результате труда: шершавая доска превращалась в гладкую; кусок ткани в руках швеи превращался в предмет одежды, разноцветные нитки в руках увлеченного человека рисуют замысловатый узор, из маленького зернышка вырастает красивый цветок.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Вывод.

Целью педагогической работы по формированию у старших дошкольников положительного отношения к труду является: создание условий для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам, способствующим формированию системных знаний о трудовом процессе, как единице труда

Задачи для педагогов в дальнейшей работе по ознакомлению старших дошкольников с профессиями:

    формировать нравственно-трудовые качества детей

    способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда,

    создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы,

    побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых

    способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации

Задачи для детей :

    узнавать о труде людей, о разных профессиях

    уважать тех, кто трудиться

    стараться научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым в труде

    знать разные виды труда и как обращаться с инструментами и бытовой техникой

    относиться к предметам и вещам бережно

    учиться дружить, заботиться о товарищах,

    быть трудолюбивыми, самостоятельными

В группах общеразвивающей направленности от 5 до 7 лет следует:

    обобщать детские представления о труде взрослых на основе знакомства с азами сельского хозяйства, транспорта, промышленности и т.п.;

    обеспечивать дальнейшее ознакомление с современной техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей.

Изменение характера мышления старшего дошкольника позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых, через рассказы, беседы, чтение детских книг. Следует обучать детей умению строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса.

Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых должно строиться на диалоге с взрослым, труд которого наблюдают дети. Воспитатель побуждает детей к вопросам, высказыванию предположений.

Неоценимую помощь в ознакомлении детей с миром профессий оказывают родители. Следует приглашать родителей для рассказа о своей профессии в группу, заранее договариваясь о примерном содержании беседы, педагог советует что принести, показать.

Яркие впечатления, полученные в процессе проектной деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с родителями, чтение книг и рассказов воспитателем, праздники и утренники, где воспеваются люди труда и величие Родины, существенно обогащают игровую деятельность, которая является зеркалом развития внутреннего мира детей.

Проведенная работа в этом направлении позволила ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра - это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов)
Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение. (Фабр Ж.)
В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.)
Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Корчак Я.)
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. (Макаренко А.С.)
Игра - отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).
Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
4. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.
На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
– обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Нижняя Салда, воспитывать интерес к промышленным предприятиям нашего города;
– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
В основу работы положена организационно-содержательная модель ранней профориентации дошкольников.
Организационно-содержательная модель
ранней профориентации дошкольников

Как интересно рассказать детям о разных профессиях?
- Показать детям, как трудятся взрослые.
Добиться качества образовательных услуг в области ранней профориентации дошкольников без создания специальных условий тесного сотрудничества с социальными институтами практически сложно.
Под социальными партнерами мы понимаем конкретных людей профессионалов своего дела, на образах которых будущие дошкольники смогут познакомиться с разнообразием профессий в нашем городе!
Рекомендации по организации социального партнерства - на слайде

Тесное взаимодействие с социальными партнерами позволит выйти на новый, инновационный уровень развития системы дошкольного образования, поможет создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных требований для развития детей.

«Счастье в профессии – это когда ты делаешь то, что у тебя очень хорошо получается, тебе нравится это делать, это нужно другим людям и тебе за это платят».
Собственно, именно в этой формуле и заложен перечень вопросов, которые обычно задают оптантам – молодым людям, совершающим свой первый профессиональный выбор.

Итак, вот эти 3 самых важных вопроса.
Вопрос 1. Что ты умеешь делать лучше других?
Вопрос 2. Чем тебе нравится заниматься?
Вопрос 3. Чем ты можешь быть полезен другим людям?
Что делать с этими 3 списками?
Каждый из этих трёх списков вряд ли можно составить за один раз, лучше пополнять их в течение месяца. Потом проранжировать ответы в каждом списке. Те «конкурентные преимущества», «привлекательные занятия» и «полезные дела», которые заняли места с 1 по 10, могут рассматриваться как 3 основания для профессионального самоопределения.
«Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.» (Оноре де Бальзак).

Наталия Карташова
Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий, и все хороши, каждый способен найти для души!»

Слайд 1. Проект по профориентации дошкольников «, !» (знакомство с профессиями родителей ) .

Слайд 2. Актуальность. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации» . У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей . В этом случае углубленное изучение профессий , через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда . Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий , требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Поэтому и возникла идея создания данного проекта . Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей . Знакомство детей с профессиями , их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированой с учетом ФГОС ДО.

Слайд 3. Цель : Определение значимости профессий для ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях , орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей ; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи : Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека .

Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей , выявить свои стремления, желания и наклонности.

Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

Развивать коммуникативные способности . Обогащать словарный запас детей.

Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий .

Слайд 4. Участники проекта : дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель

Вид, тип проекта : творческий, познавательный, информационный.

Место проведения : МДОУ детский сад №1 «Аленушка» , г. Тейково.

Сроки проведения : краткосрочный, январь – апрель 2016 г.

Возраст детей : 6 лет.

Слайд 5. Условия реализации проекта .

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника , обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.

Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Слайд 6. Планируемый результат

Для детей :

Наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

Обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

Понимание детьми значения слово «профессия » , проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей) .

Сформированность знаний о некоторых профессиях родителей , их назначении, особенностях;

Пополнение лексики воспитанников;

Умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей :

Успешное взаимодействие со своими детьми;

Повышение психолого-педагогических компетенций.

Для воспитателя :

Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта ;

Совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

Повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

После завершения проекта дошкольники смогут :

Узнавать и называть профессии и место работы родителей.

Владеть обобщающим понятием «профессия » .

Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут.

Обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.

Слайд 7. План реализации проекта (этапы работы) .

Работа была спланирована в следующих формах : занятия (с использованием мультимедийных презентаций, дидактические и сюжетно-ролевые игры, мастер-классы, беседы, экскурсии, выставки, тематическое развлечение.

I этап – подготовительный (диагностическо-прогностический) : выявление проблемы.

Включал :

Определение темы проекта и перечня профессий родителей для ознакомления с ними детей;

Формулировка цели и задач;

Составление плана деятельности по реализации проекта и определение форм работы с детьми;

Анализ психолого-педагогической и методической литературы;

Создание предметно-развивающей среды;

Сотрудничество с родителями и интеграция с работниками ДОУ;

Планирование деятельности по реализации проекта ;

Подбор музыкальных произведений, цикла бесед и рассказов для детей, конспектов занятий;

Подбор дидактического материала для мультимедийных презентаций и интерактивных игр;

Пополнение предметно – пространственной развивающей среды

Слайд 8. Методы сбора информации :

Анализ современных образовательных программ ДО.

Анкетирование родителей.

Обследование предметно-пространственной развивающей среды.

Анализ планирования.

Беседы с детьми.

Наблюдение за играми детей.

Слайд 9. (выбор профессий для ознакомления ) . Модель (метод) трех вопросов

Профессий много есть на свете , это знают даже дети.

И профессий нет не важных – вам об этом скажет каждый !

Полицейский.

Медицинская сестра.

Врач-стоматолог.

Парикмахер.

Слайд 11. План выполнения проекта (интеграция образовательных областей) .

Социально – нравственное воспитание : Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям (повар, полицейский, парикмахер, стоматолог, медицинская сестра) ; рассказы о разных профессиях ; экскурсии с детьми по профильной ориентации .

Познавательное развитие : Знакомство с профессиями родителей ; встречи с интересными людьми.

Речевое развитие : чтение художественной литературы (Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» , С. Михалков «А что у вас?» , «Дядя Стёпа» , В. Маяковский «Кем быть?» и другие); беседы (на тему «Какие профессии дети вы знаете , «Кем работает мама, папа?» , «Происхождение профессий » , «Кем бы ты хотел стать когда вырастешь?» ).

Художественно-эстетическое развитие : изодеятельность (на темы «Кем я стану когда вырасту» , «Кем работают мои родители» ); прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.

Физическое развитие : Развлечения, конкурсы (тематические) .

Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры («Кухня» , «Парикмахерская» , «Больница» , «На перекрестке» и др.); дидактические игры («Кем быть» , «Кому, что нужно для работы» , «Профессии » и др.).

Работа с родителями : встречи с интересными людьми (родителями) ; рассказы родителей о своей профессии ; папка-передвижка «Профессии » ; привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта .

Слайд 12. 2 этап – основной, организационно-практический.

Реализация проекта «Сколько профессий и все хороши , каждый способен найти для души ! Профессии моих родителей », через организацию различных видов деятельности детей и взрослых.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов, приемов и форм работы по расширению знаний дошкольников о таких профессиях родителей , как повар, полицейский, стоматолог, медицинская сестра, парикмахер.

Слайд 13. Формирование обобщенных представлений о значимости труда людей требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой деятельностью родителей имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости его в жизни общества. Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде своих родителей. Ознакомление с трудом и профессиями родителей должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели.

Образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Слайд 14. Формы работы с детьми, в рамках реализации проекта .

Образовательная деятельность с детьми (с использовании ИКТ) .

Беседы с детьми по профориентации .

Сюжетно-ролевые, дидактические и интерактивные игры профессиональной направленности .

Чтение литературных произведений по теме проекта и выбору профессий (стихи, загадки, рассказы) .

Рассматривание иллюстрации, картин о профессиях – (повар, стоматолог, парикмахер, полицейский и медицинская сестра) .

Трудовая деятельность детей и взрослого (кружковая работа) .

Художественно-творческая (продуктивная) деятельность.

Мастер – классы родителей с детьми «Наши мамы и папы могут рассказать много интересного о своей работе» .

Экскурсии «Все работы хороши , по знакомству детей с профессиями родителей .

Встречи с людьми разных профессий или приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях , а иногда и с результатами своего труда - самое яркое событие для детей.

Наблюдения за трудом взрослых обеспечит наибольшую отчетливость приобретаемых детьми знаний профнаправленности .

Слайд 15. Алгоритм ознакомления с профессией

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Форменная одежда

Орудия труда

Трудовые действия

Личностные качества

Результат труда

Польза труда для общества

Слайд 16. «Расскажи – ка о профессии (схема) .

Слайд 17. Знакомство с профессией – «Повар» (фото) .

Слайд 18. Знакомство с профессией – «Парикмахер» (фото) .

Слайд 19. Знакомство с профессией – «Полицейский» (фото) .

Слайд 20. Знакомство с профессией – «Врач - стоматолог» (фото) .

Слайд 21. Знакомство с профессией – «Медицинская сестра» (фото) .

Слайд 22. 3 этап – заключительный :

Цель - призван наглядно продемонстрировать единение и атмосферу сотрудничества всех участников проекта и его результат .

Входит :

Создание мультимедийной презентации. Представление проекта .

Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей (выставка детских работ) .

Дидактические игры на закрепление полученных знаний о пяти профессиях родителей .

Продолжение знакомства с другими профессиями родителей .

Слайд 23. Рефлексия.

Вопросы к детям : Какие профессии ты знаешь ? С какими профессиями ты ближе познакомился? Кем работает твоя мама? Кем работает твой папа? Как ты хочешь стать, когда вырастешь?

Дидактические игры - на закрепление полученных знаний о пяти профессиях родителей .

Слайд 24. Продолжение знакомства детей с другими профессиями родителей : «Хочу знать, кем работают мои родители?» (выбор профессий для ознакомления ) . Модель (метод) трех вопросов : Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Откуда можно узнать?

Слайд 25. Итог работы. Вывод.

Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства ! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей . Думаю, что после реализации данного проекта вопрос , кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых . Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Нужно рассказывать детям о профессии родителей . Постараться объяснять суть их труда, его важность для других людей. Рассказывать, что людям нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они познакомятся с различным инструментами и приспособлениями , понять кто и что делает на работе. Экскурсии познакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться.

Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопится не стоит. Но это заблуждение. Многие придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в дошкольном детстве . В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.

Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.

Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии , так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе.

Слайд 27. Ресурсное обеспечение :

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.

2. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника : Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.

3. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании . – М.: УЦ «Перспектива» . 2013. – 104 С.

4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей . Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)

5. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.

6. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников . - М., 1988.

7. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие. - Балашов : Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.

8. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника : программно-методическое пособие. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.

9. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.

10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н . Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3е изд., исправ. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.

11. Петрова В. И., Стульник Т. Д Этические беседы с детьми 4-7 лет : Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М. ,: Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.

12. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях . - М.: Сфера, 2005 – 64 с.

13. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет . М.: ТЦ Сфера, 2008.

14. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост . В. Н. Журавлева : Учитель, 2011.- 202 с.

15. Шадрина Л. Г., Фомина Е. П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)

16. Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями , Детство- Пресс, 2012, 207с.

17. Шорыгина Т. А. Профессии , какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

18. Беседы с ребенком. Профессии . Картинки с заданиями. М., 2013

19. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ .

20. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

21. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет , М., 2010

22. Профессии . Демонстрационный материал. М., 2013

23. Профессии . Демонстрационный плакат М., 2013

24. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей

старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3

25. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях . Метод. Пособие М., 2014

26. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М. ТЦ Сфера 2014.

Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра - отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.





Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top