Характеристика возрастных особенностей детей: основные этапы развития. Этапы развития ребенка. Раннее развитие

Характеристика возрастных особенностей детей: основные этапы развития. Этапы развития ребенка. Раннее развитие
Что уже умеет?
  • Отличает разные цвета,
  • Отличает звуки,
  • Умеет остановить взгляд на медленно движущемся объекте,
  • Пробует приподнять головку в положении лежа на животе.
Как его развивать?
  • Создать спокойную доброжелательную обстановку,
  • Больше находиться рядом в то время, когда малыш не спит,
  • Пытаться уловить его взгляд, беседовать,
  • Дети, с которыми общаются много, уже к концу 4 недели жизни в ответ могут издавать различные звуки, то есть идут на контакт.

Контакт с водной средой очень важен для гармоничного и быстрого развития ребенка – для того чтобы ребенок не испугался воды сразу, опускать в ванночку его следует очень аккуратно. Полезны совместные купания с мамой или папой. Можно устроить малышу катание «с горки» и аккуратно крутить его по всей площади ванны. Далее можно попробовать освоить отталкивание ножками от стенок ванны. Очень приятное занятие – хождение в воде. Тельце малыша следует слегка наклонить вперед, направить и помочь.

Для стимуляции органов зрения малыша следует взять цветную погремушку в руку, поднести ее на расстояние 60 см. от глаз малыша, подержать до тех пор, пока взгляд не сфокусируется на предмете и медленно двигать из стороны в сторону с амплитудой до 7 сантиметров.
Для развития слуха это же упражнение следует делать с игрушками, издающими различные (приятные ) звуки.

Второй месяц

Что уже умеет?
  • Улыбаться в ответ на появление или голос взрослого,
  • Поворачиваться на звук,
  • Концентрировать внимание на двигающемся объекте,
  • Отчетливо произносить гласные звуки,
  • С бока переворачиваться на спину.
Как его развивать?
  • Очень полезно смотреть в глаза ребенку, придавая процессу игровую форму,
  • Подвешивать игрушки следует на высоту 50 см. от глаз ребенка,
  • На пеленальный столик следует стелить покрывала с разными фактурами и выкладывать на них ребенка. Эта процедура заменяет своеобразный массаж ,
  • Если гипертонуса мускулатуры нет, можно взять малюсенькие бутылочки, налить в них немного воды и аккуратно привязать мягкими резинками к ногам и рукам. Получаются своеобразные гантели. Понемногу можно увеличивать объем воды в бутылочках.
На пальцах и ладонях малыша находятся биологически активные центры, контактирующие с головным мозгом . Воздействуя на эти центры, можно активизировать работу мозга. На третьем месяце жизни малыш будто пытается пощупать все вокруг, схватить. Хватательный рефлекс можно использовать для развития моторики. Берется круглый предмет диаметром до 2,5 см и вкладывается в ручку малышу. Предметы (шарики ) следует брать разные по фактуре, весу. Их нужно привязать на веревочку и по очереди опускать в ручку малышу. Поначалу два одинаковых – в каждую ручку по одному, потом разные.
Вместе с шариками можно использовать цилиндрики.

Для развития слуха взять колокольчик, чтобы малыш его не видел, позвонить несколько раз и присмотреться к реакции. Расстояние между колокольчиком и тельцем малыша должно быть около 70 см.
Можно подвесить колокольчик над кроватью на горизонтальной ленточке. Передвигая ее медленно, следует наблюдать за тем, как движется взгляд малыша.
Такие упражнения можно повторять дважды в сутки три – четыре дня подряд, после чего 7 дней отдых, для закрепления результата упражняться раз в 3 – 7 дней.

Третий месяц

Что уже умеет?
  • Различает лица близких людей,
  • В ответ на обращение взрослых гулит,
  • Умеет выражать свое недовольство капризами,
  • Держит предмет в ручке и тащит в рот, пальчики выпрямляются, кулаки разжимаются,
  • Со спины поворачивается на бочок,
  • Поднимает голову и может ею крутить.
Как его развивать?
  • На этом этапе развития ребенок чаще улыбается и меньше плачет, причем, по мнению ученых, у таких крошек улыбки тоже отличаются,
  • Показывать различные части тела и называть их,
  • Петь ребенку считалочки, песенки,
  • Делать рожицы, это очень нравится детям, и они всегда с удовольствием пытаются подражать.

Первые игры

1. Прятки. Накрыть лицо пеленкой, попросить малыша себя найти. Потом накрыть его и тоже попросить поискать. Обязательно хвалить за любой успех.
2. Использовать в играх предметы с разным звучанием, перемещать их вокруг малыша, комментируя движение: игрушка справа, слева.
3. Повторять за ребенком слоги, которые он произносит.
4. Повесить над кроваткой кольцо с прикрепленными к нему колокольчиками на таком расстоянии, чтобы малыш мог дотянуться до него. Это поможет научиться не только целенаправленно тянуться за предметом, но еще и победить гипертонус мышц.
5. Тем деткам, кто еще не до конца раскрыл ладошку, следует делать массаж пальчиков, рассказывая при этом потешки.

Четвертый месяц

Что уже умеет?
  • Не только различает лица окружающих, но отдает предпочтение маме,
  • Различает голоса близких людей,
  • Висящий предмет удерживает как одной, так и обеими руками,
  • Лежа на спине, слегка приподнимает верхнюю часть тела,
  • Отдает предпочтение каким-то игрушкам,
  • «Помогает» держать бутылочку во время кормления.
Как его развивать?
  • Учимся переворачиваться на бочок. Для этого следует очень привлекательный предмет положить сбоку от малыша чуть дальше, чем он может дотянуться до предмета. Для того чтобы ребенку было интереснее тянуться, можно на ручку прикрепить небольшой колокольчик,
  • Для развития сенсорики сделать несколько плоских подушечек, наполненных поролоном и обшитых различными материалами, которые можно подложить под ладошки малыша, лежащего на животе. На подушечки можно пришивать пуговицы разного размера, исследования подушечек нужно проводить совместно с мамой или папой,
  • Давать ощупывать малышу веревочки с завязанными на них узелками, гладкие ленточки, пытаться вытянуть из рук ребенка веревочку,
  • Можно широко вводить в использование различные потешки, например, положить малыша на спинку, сгибать ножки и приговаривать «Толкачики – рогачики, оп. Перевертушки! » или тянуть за ножки малыша, приговаривая: «Поехали, поехали за солью, за солью »,
  • Уже можно начинать читать малышу коротенькие сказки и стишки. Только делать это следует максимально эмоционально, с чувством. Монотонное чтение не будет интересно малышу.

Пятый месяц

Что уже умеет?
  • Разглядывать крупные картинки, особенно изображающие лица,
  • Тащит, удерживает и кидает игрушки,
  • Может заинтересоваться предметом минут на 5,
  • Реагирует на появление посторонних людей,
  • Умеет упираться на ладошки, лежа на животе.
Как его развивать?
  • Основной навык, наиболее развитый в этот период – это хватание. Именно на него и следует делать упор в занятиях. Можно менять температуру предметов (чуть теплее или холоднее ). Кроме этого, малыш учится бросать предметы, разжимая пальцы,
  • Над кроваткой следует укрепить пластиковые кольца или маленький турничок, ребенок будет подтягиваться, держась за них. Это отлично укрепляет не только руки, но и спинку,
  • Это период освоения собственного тела, малыш ощупывает себя с интересом. Можно помочь ему. Не следует наказывать малыша за то, что он слишком долго изучает на ощупь половые органы. Такое поведение может указывать на физический дискомфорт (например, от детского крема ), на скуку и отсутствие внимания. Не нужно шлепать по ручкам, так как это лишь заострит внимание ребенка на данной области,
  • В играх с малышом следует использовать серии повторяющихся движений, для того чтобы расслабить мускулатуру, избавиться от гипертонуса (если он еще есть ). Можно покачивать головку малыша из стороны в сторону: часики, месить тесто – пошлепывать по спинке, животику, ручкам и ножкам. Сгибать и разгибать ножки, приговаривая при этом: «моторка-моторка еле ползет, моторка-моторка, прибавь-ка ход! Моторка-моторка, полный вперед! »
  • Любимая игра детей этого возраста «ку-ку». Можно прикрывать ладошками глаза малыша или свои, закрывать лицо пеленкой.

Шестой месяц

Что уже умеет?
  • Пытается подражать звукам,
  • Пытается вставать с опорой,
  • Поднимает предмет, который бросает сам,
  • Перекладывает предмет из руки в руку,
  • Подползает к предмету, находящемуся на расстоянии полуметра.
Как его развивать?
  • Не следует наказывать ребенка за выброшенные из кроватки предметы. Это важный момент в развитии. Лучше привязать их бечевками к бортику, и он сам будет втаскивать игрушки обратно,
  • Пора выпускать ребенка в «большой свет»: из манежа в путешествие по квартире. Но сначала следует убрать все потенциальные опасности: провода, острые и хрупкие предметы, лекарства,
  • Это период ввода прикорма. Важнейший этап в развитии ребенка. Он уже интересуется едой взрослых. Но введение прикорма следует осуществлять очень осторожно и под руководством педиатра ,
  • Во время передвижения по дому с малышом на руках следует ладошкой ребенка прикасаться ко всем объектам, встречающемся на пути. То же самое можно делать и на улице. Так как ощупывание все еще играет огромную роль в ознакомлении малыша с окружающим миром, следует почаще менять текстуры поверхностей, окружающих его. В этом смысле идеальны одеяла в стиле пэчворк. Они сочетают в себе массу фактур или специальные развивающие коврики,
  • Для тренировки пальчиков и кистей рук используются такие игры: «курочка по зернышку клюет » - пальчики складываются клювиком и тюкают по поверхности, «красим стол » - рука имитирует процесс окрашивания поверхности, движения в разные стороны. Сначала следует водить ручки малыша, со временем он будет пытаться сам повторить движения.

Седьмой месяц

Что уже умеет?
  • Понимает некоторые часто используемые слова,
  • Пьет из стакана и кушает с ложечки,
  • Пугается, когда мама исчезает из поля зрения,
  • Держась за опору, достаточно уверенно шагает и стоит,
  • Переворачивается со спины на животик и наоборот,
  • Умеет засовывать мелкие объекты в более крупные,
  • Играет в простые игры типа «Ладушки ».


Как его развивать?
  • В этот период можно начать приучать ребенка к понятию «нельзя». Но запретов не должно быть слишком много, для такого возраста достаточно трех запретных вещей. Если же запретов больше, ребенок обычно вычеркивает из зоны своего внимания это слово,
  • Развитие ребенка вполне позволяет ему залезть пальцем в розетку или засунуть провод в рот. Поэтому на этом этапе и впредь следует особо внимательно отнестись к окружающей его среде и ее безопасности,
  • В этом возрасте уже вполне можно кормить малыша с ложечки и давать ему ломтики твердых овощей и фруктов.
  • Период появления, так называемого, детского лепета (би-би, пи-пи и так далее ), а также появления первых жестов. На языке жестов можно заострить свое внимание. По мнению некоторых детских психологов , дети, начинающие «говорить» с родителями на этом языке, легче и раньше осваивают и устную речь. Можно использовать простейшие жесты: иди ко мне, пока, кушать, спать .
  • Из пальчиковых игр пользуются большей популярностью «топалки » и «стучалки ». Например: «топал в поле, затопали кони (нужно потихоньку потопать), от топота копыт пыль по полю летит » (усилить топот ).
  • Для развития речи следует повторять малышу простые звуки и слоги. Делать это следует, наклонившись вперед, очень четко и раздельно. За все успехи и попытки повторять слоги следует хвалить малыша.

Восьмой месяц

Что уже умеет?
  • Реагирует на простые просьбы, например, дай мячик ,
  • С удовольствием участвует в простых играх,
  • Очень хорошо бегает на четвереньках и с опорой может ходить,
  • Уверенно сидит,
  • Откусывает от нежестких кусочков еды, ест уже не только перетертые супы и кашки, но и более структурированную пищу,
  • Пугается громких и внезапных звуков.
Как его развивать?
  • У малыша появляются первые страхи и задача родителей грамотно ознакомить его с окружающим миром, бытовой техникой,
  • Для хорошего физического развития очень важно ползать. Делает это каждый малыш по-своему: кто на четвереньках, кто боком или на попке. Ползанье укрепляет мускулатуру ребенка и готовит его к хождению,
  • Для первых попыток ходить лучше использовать специальные помочи (подтяжки ),
  • Это период, когда можно попытаться познакомить ребенка с горшком. Хотя многие педиатры рекомендуют отложить знакомство до полутора лет,
  • Для укрепления мышц спины и тела: положить ребенка в ванну на живот, медленно набирать воду. Это будет стимулировать ребенка к тому, чтобы подняться на четвереньки. Упражнение требует постоянного контроля со стороны родителей, так как ребенок может захлебнуться. Эффективно для лентяев, не желающих самостоятельно вставать и ползать,
  • Хождение на руках. Взрослый держит малыша за ножки, тот поднимается на ручки. Можно покачать немного ребенка вперед – назад.

Девятый месяц

Что уже умеет?
  • Лепет постепенно превращается в более сложные и продолжительные звуки,
  • Может различать и показать разные части тела и лица у себя, а также у игрушек и родителей,
  • Мять и рвать листочки, пластилин,
  • Перелистывать книжку-картонку,
  • Встает, не держась за что-либо,
  • Отлично помнит, где лежит что-то запретное и очень интересное и пытается добраться, например, до мобильного телефона или ключей.
Как его развивать?
  • Можно давать малышу копаться ручками в фасоли , горохе или муке под присмотром родителей. Также полезно перекладывать из одной емкости в другую орешки, камешки. Для пересыпания можно давать малышу ложку или совок,
  • Можно начинать учить малыша снимать носок или шапку, а также самостоятельно умываться и помогать по хозяйству,
  • С ребенком нужно обязательно играть. Если маме и папе неинтересна игра, то и малыш будет к ней равнодушен, не заинтересуется. Играть можно в догонялки, в хлопушки (хлопки в ладошки ). Даже отход ко сну может превратиться в увлекательную игру, если по очереди укладывать ротик, носик, глазки, ушки и так далее. Таким же образом можно и просыпаться,
  • Можно постепенно вводить в обиход рисование мелками, аппликацию. Очень любят дети рисовать пальчиками (для этого есть специальные пальчиковые краски, безопасные для малышей ).

Десять месяцев

Что уже умеет?
  • Внимательно прислушивается к разговорам взрослых, понимает, когда говорят о нем,
  • Больше внимания уделяет маленьким игрушкам и объектам, чем большим,
  • Может использовать один объект для доставания другого,
  • Интересуется сверстниками,
  • Катает мяч, машинки, бросает предметы совершенно осознанно,
  • Пытается подражать взрослым,
  • Интересуется тем, что внутри игрушек,
  • Может лепить кусочки пластилина на картон, размазывая пальчиком, калякать мелком.


Как его развивать?

  • Пора учить ребенка залазить на низкие диваны и слезать с них,
  • У ребенка появляются любимые занятия, например, рисование или игра с музыкальными игрушками. Исходя из них, можно придумывать ему новые забавы,
  • Необходимо посещать детские площадки, где ребенок будет наблюдать за другими детьми и иногда даже пытаться с ними взаимодействовать,
  • Уже можно активно вводить в обиход игры по развитию мелкой моторики: перекладывание спичек из коробочки или в коробочку, выкладывание рисунков из мелких предметов, отвинчивание крышек, пальчиковое рисование, занятия с ленточками и бечевками, во время таких игр важно, чтобы задействованы были обе ручки, чтобы оба полушария развивались гармонично,
  • Хоровод вдвоем с мамой или втроем с плюшевым мишкой – это первая коллективная игра ребенка. Лучше водить хоровод перед зеркалом, чтобы малыш мог наблюдать за собой со стороны. Поначалу водить хоровод будет очень сложно, постепенно малыш научится, и можно будет усложнять задачу и вводить новые движения.

Одиннадцать месяцев

Что уже умеет?
  • Пытается называть животных и птиц по звукам, издаваемым ими: гав-гав, ква-ква ,
  • При отрицании машет головой, при согласии кивает,
  • Использует простые жесты для прощания,
  • Повторяет какую-либо манипуляцию для того, чтобы научиться выполнять ее лучше,
  • Учится ходить,
  • Висит на турничке почти 60 секунд,
  • Самостоятельно поднимается на 2 - 3 ступеньки приставной лестницы,
  • Говорит первые слова.
Как его развивать?
В этот период очень важны речевые занятия, увеличивающие пассивный запас слов ребенка.
  • Можно научить малыша выбрасывать обертку от конфеты в мусорку или приносить по просьбе разные мелочи. Такое сотрудничество принесет массу положительных эмоций и родителям, и ребенку,
  • Детские игрушки теперь интересуют ребенка меньше, чем предметы из «взрослой» жизни, следует поощрять этот интерес, а опасные или ценные предметы лучше убрать из поля зрения ребенка,
  • Следует поощрять самостоятельность малыша, давая ему возможность помогать делать покупки в магазине, самостоятельно одеваться (носки и тапочки вполне реально ), кушать,
  • Ребенку необходимо общение со сверстниками. Поначалу вполне достаточно часа прогулки в парке или во дворе в компании других детей. Во время таких прогулок детей следует держать под присмотром, но не особо вмешиваться в общение,
  • Книги должны стать обычным предметом в быту. Для приучения ребенка к книгам можно покупать ему специальные жесткие книги с пищащими, шелестящими вставками. Каждый день ребенку нужно читать с интонацией, показывать картинки в книжках. Сеансы чтения должны быть короткими, но интересными.

С года до трех лет

Физическое развитие
Вес мальчиков к годику обычно около 10 килограммов, девочек - чуть меньше.
Начало периода совпадает с первыми самостоятельными шажками. Некоторые дети к этому возрасту уже ходят сами, другие же только учатся. Координация движений пока еще не слишком развита, поэтому вероятно множество падений, непросто будет освоить даже самую низенькую ступеньку. Это умение приходит, приблизительно, к полутора годам.

Любимая игрушка в этот период – мячик. Дает возможность вдоволь подвигаться и одновременно с этим взаимодействовать с окружающими. К двум годам малыш может даже поднять его и кинуть.
К двум годам малыш уже достаточно резво бегает и спокойно преодолевает препятствие высотой в десять сантиметров. Рост мальчика в среднем 88 см, девочки 86 см, вес мальчиков до 13 кг, девочек - около 12,5 кг. Лучшее занятие для детей двух – трех лет это резвая беготня, прыжки на батуте. Малыш уже может сам частично одеться, поднимается по лестнице с высотой ступеней до 20 см.

Интеллектуальное развитие

Время активного познания окружающего. Стремительно развиваются способности на слух, визуально, тактильно осваивать мир. Дети лучше понимают разговор и некоторые даже пытаются самостоятельно говорить. Первых слов обычно не больше десятка, постепенно их становится больше, а речь обогащается и прилагательными (к двум годам ).
Малыш знает любимых сказочных персонажей и может указать на них, может сам причесаться, а также выполнить несложную просьбу взрослого.
Большинство навыков дети получают в игре, поэтому важно, чтобы у малыша была возможность общаться и играть с людьми разного возраста.

Двухлетки уже различают основные цвета, говорят короткими предложениями. Это возраст, когда детям очень нравится собирать из кубиков пирамиды и домики. Некоторые могут выучить несколько строчек из стиха.
Не составляет сложности поесть ложкой и попить из чашки. Детки в таком возрасте очень любят рисовать, хотя разобрать что-то конкретное в этих картинах еще пока довольно сложно.
Важно в этом возрасте приучить ребенка умываться, мыть руки и чистить зубы (с помощью родителей ).

Как помочь ребенку развиваться?
В этом возрасте мозг ребенка моментально схватывает информацию, поэтому все развивающие игры пойдут впрок.

1. Следует взять четыре – пять разных предметов разных окрасок, а также столько же листов цветной бумаги таких же окрасок. После того, как малыш разглядит все игрушки, следует попросить его найти домик каждой из них. И поставить одну на лист аналогичного цвета,

2. Взять три – четыре предмета, сделанных из разных по плотности материалов, налить в ванночку воду и попробовать «угадать» какой из них будет плавать на поверхности. После чего следует опустить все игрушки в ванночку. Когда ребенок будет рассматривать игрушки, ему нужно рассказать, из какого материала они сделаны, и почему тонут. По окончании занятия следует взять тряпочку и вместе с ребенком просушить все игрушки,

3. Необходимо подобрать несколько пар животных: мама и малыш. Это могут быть картинки или мягкие игрушки. Малышу следует рассказать, какие звуки издает каждое животное, особое внимание уделив тому, что мама «говорит» громко, а малыш тихонько. После этого спрятать за спину одну из фигурок и издать присущий ей звук. Малыш же должен отгадать, кто именно спрятан за спину.

В 3 года

Что уже умеет?
  • Различать главные четыре цвета и некоторые второстепенные цвета,
  • Может сложить матрешку или вложить друг в друга емкости разного размера (до шести штук ),
  • Различает и может подобрать простые фигурки (звездочка, сердечко, квадрат, круг, треугольник ), знает их названия,
  • Может различить простые фигурки на ощупь,
  • Легко справляется с большой пирамидкой (из 10 колец ),
  • Различает размеры больший – меньший,
  • Различает твердое и мягкое,
  • Собирает рисунок из двух – трех кусочков,
  • Может дополнить картинку недостающими элементами,
  • Может нарисовать кружок, прямоугольник, закрасить его,
  • Рисует уже выдуманные самостоятельно простые картинки,
  • Лепит шарики, колбаски и лепешки из пластилина, прилепляет один шарик к другому,
  • Охотно играет в ролевые игры (врач, продавец ),
  • Активно взаимодействует со сверстниками,
  • Гордится за свои успехи, радуется похвале, может быть непослушным, любознателен,
  • При неудачах расстраивается, видит и осознает эмоции других людей,
  • Может копировать манеру говорить, выполнять какие-либо действия взрослых и других детей,
  • В таком возрасте ребенок может произносить уже до полутора тысяч слов, отвечает на вопросы о своем имени, возрасте, называет животных, может пересказать сказку, легко учит стишки и потешки.

В 4 года

Что уже умеет?
  • Словарный запас уже около двух тысяч слов,
  • Речь приобретает интонации,
  • Любят разгадывать загадки, с удовольствием повторяют фразы из мультиков, песенок и стишков,
  • Задают массу вопросов,
  • Одно занятие может увлекать до 20 минут,
  • Знают времена суток и года, правую и левую сторону,
  • Ближе к пяти годам могут подбирать рифмы,
  • Лепить фигурки из глины или пластилина, собирать мозаику, фигурки из конструкторов типа Лего,
  • Шнуровать ботинки,
  • Складывать пополам лист бумаги,
  • Нанизывать на леску крупные бусинки.

В 5 лет

Рост мальчиков 105 – 115 см, девочек 105 – 112 см.
В этом возрасте дети с удовольствием и много двигаются, поэтому можно отдавать их в спортивные секции, дома поощрять занятия спортом и физкультурой. Очень хороши занятия с мячиком, шведской стенкой.
Очень важно подготовить для ребенка рабочее место для подготовки к школе и будущей учебы. В комнате ребенка следует часто проветривать, содержать ее в порядке и позаботиться о достаточном освещении.

Что уже умеет?

  • Считает не меньше чем до 10, некоторые дети знают алфавит,
  • Знают цвета и оттенки, могут подбирать гаммы цветов,
  • Концентрирует свое внимание только на одном предмете или задаче,
  • Выражает свои мысли очень хорошо, длинными и сложными предложениями,
  • В словаре у пятилетки до трех тысяч слов,
  • Может пересказать услышанную сказку,
  • Отличается доверчивостью к окружающим людям, старается во всем походить на взрослых и вести себя на равных,
  • Уже есть друзья,
  • В этом возрасте дети часто испытывают различные страхи, быстро возбуждаются.
Что ему необходимо?
  • Это возраст, когда дети не только берут любовь родителей, но и постигают азы отдачи любви. Поэтому очень важно не скрывать свои чувства, уделять малышу больше времени,
  • Чтобы не вырастить неуверенного в себе человека, нужно меньше ругать и больше хвалить ребенка,
  • Его следует учить правилам поведения в транспотре, магазине, на улице, так как такие дети еще не понимают опасностей, связанных с окружающим миром и чужими людьми,
  • Важно тренировать память ребенка, просить рассказать, как прошел день в детском саду. Это поможет в будущем легче усваивать знания,
  • Уже теперь можно купить тетрадку и заниматься письмом. Это будут очень простые занятия, которые подготовят малыша к школе. Например, заполнить строчку в тетради черточками под разным углом, написать целую строчку запятых. Занятия не должны длиться дольше 20 минут,
  • Очень полезно складывание пазлов, а также картинок из отдельных частей,
  • Хороши игры на развитие логики, ролевые игры.

В 6 - 7 лет

Возраст 6 – 7 лет называется возрастом первого физиологического вытяжения. То есть за год рост и вес ребенка значительно увеличивается (рост, в среднем, на 8 см ).
Меняется течение и многих физиологических процессов в детском организме, развивается ребенок физически.
У мальчиков немного увеличиваются тестикулы (яички ), что указывает на скорое начало периода полового созревания . Теперь мальчик может стать «колючим», не допускает ласк со стороны мамы, а также вступает в конфронтацию с девочками – сверстницами. Такая конфронтация является подсознательным прикрытием интереса к противоположному полу.

Скелет ребенка в этот период испытывает большую нагрузку, так как значительно увеличивается мышечная масса. Формируется осанка ребенка. Необходимо создать удобное рабочее место для выполнения домашних заданий.
Это период окончательного формирования внутренних органов: легких , бронхов. Меняется расположение ребер, увеличивается вес и объем сердца . Уменьшается частота дыхания, а давление увеличивается. В связи с этими изменениями ребенок реже болеет воспалительными заболеваниями дыхательной системы, а также ОРВИ .
Начинается смена молочных зубов на постоянные. Рацион должен быть как можно более разнообразным и полноценным.

Раннее развитие детей

Согласно мнению специалистов по раннему развитию, первые занятия можно начинать уже с шестимесячного возраста. Именно в этом возрасте создается основа будущего развития способностей ребенка.

Упор делается на развитие:

  • Слуха,
  • Зрения,
  • Концентрации,
  • Тактильного восприятия,
  • Моторики (в том числе и мелкой ).
Малышей учат:
  • Различать цвета,
  • Различать звуки,
  • Различать формы,
  • Различать размеры.

Пособия для раннего развития

1. Кубики Зайцева. Несмотря на то, что кубики созданы для обучения чтению по слогам, они могут использоваться для развития даже самых маленьких. Кубики имеют разный цвет, размер, а также звучание (если потрясти ),

2. Шнуровки. Бывают очень разными, подходящими даже для самых маленьких. Делают их из пластика, из мягких материалов, дерева. Замечательно развивают мелкую моторику рук, готовят ребенка к будущим «взрослым» занятиям, а также активизируют работу головного мозга. Самые простые шнуровки – это крупные деревянные фрукты с дырочками – ходами и приложенными к ним червячками со шнурками. С такой шнуровкой справится даже малыш, не достигший годовалого возраста. Более сложные варианты – это крупные пуговицы их можно использовать для годовасиков, и совсем сложные варианты – это картинка, к которой следует с помощью шнурков присоединить недостающие детали (например, шляпку к грибочку ),

3. Пособия Монтессори. Эти пособия рассчитаны на детей с двух лет. Создано множество различных пособий для развития разных качеств и способностей ребенка. Например, для развития моторики и координации существует «Розовая башня » - десять кубиков одинакового розового цвета разного размера. Размер граней 1 - 10 см. Используется чаще всего после трех лет. «Рамки с застежками » - на деревянных рамочках прикреплены самые разные застежки, завязки, липучки, кнопки, пуговицы. Это поможет облегчить процесс одевания, а также научит концентрироваться, улучшит моторику,

4. Пособия можно сделать и собственными руками из предметов, которые есть в каждом доме. Например, если скрепить между собой несколько спичечных коробков, малыш будет с удовольствием закрывать и открывать их, прятать в ящички мелкие предметы. Можно дать ребенку одну баночку и несколько разных крышек, чтобы он подобрал подходящую по размеру. Трубочки от старых фломастеров можно поделить на несколько частей и нанизывать на бечевку или леску.

Многие специалисты предупреждают, что слишком ранняя загрузка ребенка точными знаниями (чтением, письмом, языками, занятиями на компьютере… ) могут помешать гармоничному развитию головного мозга. Так как все вышеперечисленные виды деятельности способствуют развитию правого полушария. Левое же, отвечающее за творчество, образное мышление, начинает активно развиваться только после 5 лет. Перегрузка правого полушария может плохо сказаться на развитии левого.

Системы развития детей

1. Методика Глена Домана
Изначально методика была создана для малышей, тормозящих в развитии. Но сегодня используется для раннего развития совершенно здоровых детей и дает хорошие результаты. Основа методики – визуальное восприятие объектов. Главное пособие для обучения – это специальные карточки, на которых рисуется предмет, обводится рамочкой и внизу пишется крупными печатными буквами его название. Лучше всего делать рамки и надписи красного цвета. Также есть карточки с несколькими предметами и буквенной надписью количества предметов.
Урок заключается в том, что родитель показывает картинку на протяжении одной секунды и вслух произносит название объекта. Сначала лучше показывать карточки с короткими словами.

2. Методика Монтессори
Основана на утверждении, что не нужно мешать малышу развиваться, следует создать для этого наилучшие условия, в которых каждый возьмет то, что ему интересно. Не следует показывать пример действий, а лишь подтолкнуть ребенка к нужному решению или действию. Методика позволяет ребенку стать самостоятельной личностью. Методика предполагает использование большого количества пособий и вспомогательных предметов, которые можно сделать своими руками из простых бытовых объектов.

3. Методика Никитиных
Основа ее – это большое количество развивающих игр, заставляющих малышей думать, ставить себе более сложные задачи. Согласно этой методике родитель обязательно участвует во всех занятиях. Больший упор ставится на развитие логического мышления, поэтому желательно комбинировать упражнения по Никитиным с упражнениями из других развивающих методик.

Игры для развития детей

Игра в жизни детей занимает важнейшее место, так как именно в процессе игр дети учатся и развиваются, постигают необходимые навыки. При выборе игры следует учитывать не только возраст ребенка, но и задачи, которые необходимо решить с помощью игры.

1. Птичка . Для детей 15 – 18 месяцев. Ребенок учится подражать животным и птицам, лучше двигается. Малыш должен присесть на корточки и имитировать движение птичек. Родитель в это время читает стишок: «Села птичка на окошко, посиди у нас немножко, посиди не улетай, улетела птичка – ай!» На последних звуках ребенку следует встать, замахать «крылышками» и улететь,

2. Поезд . Для детей 18 – 24 месяцев. Дети учатся двигаться одновременно и выполнять совместные действия, быть самостоятельными. Играть нужно как минимум с двумя детьми. Родитель - локомотив, а дети – вагоны паровоза. Двигаться следует сначала потихоньку, потом быстрее, по кругу или по прямоугольнику. При движении следует делать характерные движения руками и произносить «чу-чу »,

3. Колобок . Для детей 18 – 36 месяцев. Игра позволяет укрепить мускулатуру, позвоночник , расслабиться. Малыши должны представить себе, что они колобки. Лежа на спине, они поднимают руки вверх, вытягивают ноги и катятся вправо, после чего катятся влево. Родитель в это время говорит потешку: «вот и покатился колобок. Катится, катится, не догнать его »,

4. Дорисуй картинку . Для детей от 12 до 36 месяцев. Родитель рисует начало простой картинки, например, тучу, а малыш должен дорисовать недостающие элементы (дождь или солнце ),

5. Разноцветные снежки . Для детей от 12 до 36 месяцев. Сделать два – три плотных снежка, принести домой и быстро раскрасить в разные цвета. Можно разрезать снежки тупым ножом и показать малышу, как краска впитывается в снег,

6. Рыбалка . Для малышей до 12 месяцев. Набрать таз воды, пустить в плаванье небольшие легкие предметы. Малышу дать сито и попросить его выловить ситом все плавающие объекты,

7. Собери лужу . Для детей от 12 до 36 месяцев. Перед ребенком поставить две неглубокие емкости: одну пустую, другую с водой. Дать ему губку и попросить перенести всю воду с помощью губки из полной емкости в пустую и постараться не «потерять» воду по пути.

. Такое заключение основано на том, что различные модификации периодизации не всегда учитывают функциональные возможности организма, которые позволяют ему адекватно реагировать на многочисленные факторы внешней среды.

В настоящее время в педиатрии используется следующая классификация.

А.Внутриутробный этап :

а) фаза эмбрионального развития (2-3 мес);

б) фаза плацентарного развития (с 3 мес до рождения).

Б.Внеутробный этап :

а) период новорожденности (до 1 мес жизни);

б) грудной возраст (до 1 года);

в) преддошкольный (старший ясельный) период - от 1 года до 3 лет;

г) дошкольный период (от З до 6 лет);

д) школьный возраст: младший (от 7 до 10 лет), средний (от 11 до 14 лет), старший - подростковый (от 14 до 18 лет).

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) организуются для детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет; группы комплектуются с учетом возраста детей (табл. 1).

Таблица 2.1

Распределение детей по группам в зависимости от возраста

Группы

Возраст

1. Ясельные:

первая группа раннего возраста

вторая группа раннего возраста

2. Дошкольные:

первая младшая группа

вторая младшая группа

средняя группа

старшая группа

подготовительная к школе группа

От 2 мес до 1 года

От 1 года до 2 лет

От 2 до 3 лет

От З до 4 лет

От 4 до 5 лет

От 5 до 6 лет

до 7 лет

Период новорожденности начинается с крика, который знаменует первый вдох ребенка. С этого момента начинается адаптация ребенка к условиям внешней среды. На этом этапе проводят объективное определение состояния новорожденного по шкале

Таблица 2.1.1

Критерии оценки новорожденного по шкале Апгар

Признак

Шкала Апгар

Число сердечных сокращений

Отсутствуют

Менее 100 уд./мин

Более 100 уд./мин

Дыхание

Отсутствует

Слабый крик; гиповенти- ляция

Хорошее; сильный крик

Мышечный тонус

Вялый

Отдельные движения

Активные движения

Рефлексы

Не определяются

Гримаса

Крик или активные движения

Цвет

Синий или белый

Выраженный акроцианоз

Полностью розовый

Апгар (табл. 2.1) в зависимости от того, как он адаптируется к новым условиям окружающей среды (вне утробы матери). Оценивают в баллах по пяти клиническим признакам на 1-й и 5-й минутах после рождения частоту сердечных сокращений, глубину и адекватность дыхания, рефлекторную возбудимость, состояние мышечного тонуса, окраску кожных покровов. Хорошо выраженный признак оценивается в 2 балла, недостаточно выраженный - 1 балл, отсутствие признака - 0 баллов. При оценке 7 баллов и более новорожденных признают практически здоровыми, с хорошим прогнозом в отношении жизнеспособности и нервно-психического развития. И. А. Аршавский считает необходимым при оценке состояния ребенка после рождения учитывать время прикладывания к груди матери.

Дети, имеющие оценку 5-6 баллов, расцениваются как родившиеся в состоянии легкой асфиксии, 1-4 балла - тяжелой. Этих детей относят к группе риска, так как у них может возникнуть отставание или задержка умственного и физического развития, которые могут иметь стойкий характер.

Достаточно большие трудности в росте и развитии испытывают недоношенные дети. К ним относятся дети, родившиеся в сроки между 28-й и 38-й неделями внутриутробного развития. Различают 4 степени недоношенности: I степень - масса тела 2001 - 2500 г ; II степень - 1051-2000 г; III степень - 1001-1500 г; IV степень - менее 1000 г . Наиболее частыми причинами недоношенности являются предшествующие искусственные прерывания беременности, многоплодная беременность, токсикозы беременных, физические и психические травмы и пр. К основным признакам недоношенности относят массу тела менее 2500 г , недостаточное развитие подкожного жирового слоя, морщинистую кожу, покрытую пушком, тонкие ногти, не всегда прикрывающие ногтевые ложа.

У здоровых новорожденных определяют врожденные рефлексы: сосательный, мигательный, болевой, температурный, хватательный, тонический (оборонительный), искательный, шагающий, рефлекс Моро, подошвенный. В течение первого года жизни эти рефлексы претерпевают определенные изменения.

Впервые 2-4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как снижение массы тела (на 6- 10 % от показателя при рождении), желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи, иногда сопровождающееся ее шелушением), недостаточная терморегуляция (температура тела изменяется в зависимости от температуры окружающего воздуха), в результате чего ребенок может перегреться или переохладиться. К концу 1-й - началу 2-й недели при нормальных условиях питания и ухода большинство нарушений почти полностью исчезают.

Заболевания детей данного периода могут быть связаны с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, врожденные уродства, пороки сердца), последствиями родовых травм (внутричерепные кровоизлияния, родовые опухоли, переломы костей) или с отягощенной наследственностью. Грудное молоко в этом периоде представляет основную и единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное развитие ребенка.

По окончании периода новорожденности у ребенкагрудного возраста наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. Особенно ярко эта закономерность проявляется при рассмотрении изменения длины и массы тела ребенка. Так, если при рождении у доношенного ребенка в 95 % случаев длина тела в среднем составляет 45-50 см, а масса тела 2,5-4,6 кг, то уже к концу первого года жизни эти параметры возрастают соответственно до 75 см и 11- 12 кг . Для обеспечения усиленного роста и развития детямпервого года жизни необходимо большее количество пищи (на 1 кг массы тела), чем старшим детям или взрослым. Вместе с тем пищеварительный тракт в этом возрасте недостаточно развит, и при малейшем нарушении режима питания, изменении качества или количества пищи у детей могут возникнуть как острые, так и хронические расстройства пищеварения и питания, авитаминозы, аномалии конституции (неправильная реакция организма на нормальные условия жизни и питания), проявляющиеся чаще всего в виде атопического дерматита. В первые 4-5 мес. жизни основной пищей ребенка остается грудное молоко.

Ткани у детей грудного возраста отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легкоранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, обеспечивающих хорошее питание их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых. Воспалительная (защитная) реакция на проникновение болезнетворных микроорганизмов у детей грудного возраста выражена слабо, почти отсутствует защитная реакция со стороны регионарных (периферических) лимфатических узлов, поэтому на любое местное заболевание организм ребенка очень часто отвечает общей реакцией. дети в этом возрасте склонны к гнойничковым поражениям кожи, которые при плохом уходе за ребенком могут давать серьезные осложнения вплоть до сепсиса.

При недостатке в пище витаминов, в первую очередь витамина D , а также ряда минеральных солей, недостаточной солнечной инсоляции у ребенка этого возраста может возникнуть рахит.

У детей грудного возраста происходит энергичный рост и окостенение скелета, развиваются мышцы туловища и ног. К концу первого года зарастает самый большой передний родничок, расположенный в месте соединения венечного и продольного швов.. Позвоночник новорожденного почти прямой (рис.2.1). Со 2-го месяца жизни формируются физиологические изгибы позвоночного столба (рис. 2.2-2. 4 ).

Шейный лордоз появляется сразу после того, как ребенок начинает держать головку. Затем происходит формирование грудного кифоза - в 6-7 мес, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть. Поясничный лордоз становится заметным к тому моменту, когда ребенок устойчиво стоит, а к концу года начинает ходить.К концу года жизни здоровый ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако движения его еще недостаточно координированны.

Следует подчеркнуть, что окончательное формирование позвоночного столба заканчивается в школьные годы. Несоблюдение гигиенических требований к формированию правильной осанки, начиная с раннего возраста, может привести к патологическим изменениям формы позвоночного столба.

Инфекционные заболевания у детей грудного возраста, особенно в первые месяцы их жизни, редки.

Корь, краснуха, скарлатина почти не встречаются; дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и др. протекают своеобразно, часто без характерных симптомов.

Это зависит, с одной стороны, от иммунитета, приобретенного ребенком в период его утробной жизни через плаценту и полученного с молоком матери, с другой - от незаконченности строения многих органов и систем, особенно центральной и периферической нервных систем.

Дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы быстро приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам головного мозга, вызывает сон.

Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь. Недифференцированные звуки - гуление - постепенно сменяются слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь окружающих его взрослых, сам произносит 5- 10 простых слов.

Преддошкольный возраст - от 1 года до 3 лет. В этот период темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8-10 см, массы тела - 4-6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение количества пищеварительных соков и повышение их концентрации служат основанием для перевода ребенка с грудного вскармливания на общий стол.

У детей второго года жизни происходят интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов достигает 200-300), он произносит не только отдельные слова, но и целые фразы.

Более широкое общение с окружающим миром создает и большую возможность соприкосновения здоровых детей с детьми, заболевшими инфекционными болезнями. Кроме того, с возрастом пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает. Вследствие этого значительно возрастает угроза инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и др.).

Дошкольный возраст (от З до 7 лет) отличается от предыдущего больше количественными, чем качественными, признаками. Наблюдается более медленный темп роста ребенка. За 1 год рост увеличивается в среднем на 5-8 см, масса тела - примерно на 2 кг . Пропорции тела заметно меняются. К 6-7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела. В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей происходит перемещение средней точки длины тела. У доношенного новорожденного эта точка находится почти на пупке, у ребенка 6 лет - на середине между пупком и симфизом (лобком), у взрослого - на лобке.

Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты.

В этом возрасте повышается способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии, процессы отрицательной индукции в коре головного мозга несколько усиливаются, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью.

На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает; речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка. Развитию речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов и песен, общение детей со взрослыми. Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедление развития речи у ребенка.

Дети 3-5 лет еще слабо владеют речевой моторикой, поэтому им свойственны физиологические недостатки звукопроизношения (неправильное произношение шипящих, свистящих звуков, а также звуковр ил ). При правильном обучении звуковой культуре речи эти нарушения с возрастом обычно проходят (см. Приложение7 ).

Среди острых заболеваний первое место занимают заболевания органов дыхания, особенно острые респираторные вирусные инфекции и грипп, которые составляют почти 70 % в структуре заболеваний детей этого возраста. Пневмония чаще отмечается в первые 2 года жизни, частота ее снижается к 7 годам. В связи с большей устойчивостью ферментативных процессов заболевания желудочно-кишечного тракта отступают на второй план. Благодаря высокой эффективности прививок и профилактических мероприятий число детских инфекционных заболеваний постепенно снижается, однако у детей старше 2-3 лет они все же занимают второе место в структуре острых заболеваний. К 6 годам постепенно увеличивается число аллергических болезней и реакций. В возрасте 6-7 лет начинают чаще регистрироваться случаи травматизма.

В распространении хронических заболеваний у дошкольников имеются определенные особенности. С возрастом учащаются заболевания органов пищеварения, в первую очередь за счет кариеса зубов, который занимает первое место в структуре заболеваемости детей 5-7 лет; на втором - болезни нервной системы и органов чувств (невротические реакции, энурез, отит); на третьем месте - болезни органов дыхания, в основном хронические заболевания глотки и носоглотки; на четвертом - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (плоскостопие, нарушение осанки); на пятом - заболевание кожи (атопический дерматит).

Особого внимания требует своевременное выявление нарушений опорно-двигательного аппарата. Следует учитывать, что в возрасте от 4 до 7 лет количество детей с нарушением осанки возрастает, а с плоскостопием уменьшается, что связано с процессом формирования стопы в этом возрасте. Распространенность заболеваний глаз также увеличивается. Прежде всего это относится к миопии , которая у детей в возрасте 7 лет встречается в 2 раза чаще, чем у 3-летних. С возрастом число детей с атопическим дерматитом (экссудативный диатез) значительно уменьшается.

Непосредственным отражением функционального состояния центральной нервной системы (ЦИС) является поведение ребенка, определяемое многими параметрами. Большинство детей дошкольного возраста (77-84 %) не имеет отклонений в поведении. Возникающие отклонения: нарушение дневного или ночного сна, недостаточная двигательная активность, снижение аппетита вплоть до анорексии , появление неадекватных реакций (плаксивость, повышенная раздражительность, драчливость), быстрая утомляемость и большая отвлекаемость во время занятий, неустойчивое, часто пониженное, подавленное настроение - свидетельствуют о функциональных нарушениях ЦНС.

Такие явления могут наблюдаться во время адаптации к до- школьному учреждению, в период реконвалесценции после острых заболеваний. Отклонения в поведении нередко сочетаются и с другими функциональными нарушениями в состоянии организма, такими, как частые острые заболевания, аллергическая предрасположенность, начальная стадия рахита, снижение уровня гемоглобина до нижней границы нормы, гипотрофия, ожирение, аномалии рефракции и др. Скарлатина, ангина, катары верхних дыхательных путей создают предпосылку к возникновению у детей ревматоидных заболеваний.

Вшкольном возрасте (от 6-7 до 17 лет) все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, происходят дальнейшее окостенение скелета и рост мускулатуры.

Благодаря усиленному интеллектуальному развитию в этот период ребенок становится более самостоятельным. С 6-7 лет начинается обязательное обучение в школе.

В настоящее время по эмпирическим формулам, можно определить длину тела (рост) у детей дошкольного возраста. Так, длину тела ( L ) у детей старше 1 года рассчитывают по формуле: L = L 1 + (5 х n ) , где L 1 - длина тела годовалого ребенка, равная 75 см ; 5 см - среднегодовая прибавка длины тела; n - число лет жизни. Некоторые авторы предлагают принимать L 1 = 77 см , а среднегодовое увеличение длины тела - 6 см .

Массу тела М можно определить у детей первого года жизни по следующей формуле: М = (9 + n ) : 2 , где n - число месяцев жизни. У детей старше года ориентировочную массу тела можно рассчитать следующим образом: М = М1 + ( 2 кг х n ) , гдеМ1 - масса тела годовалого ребенка, равная примерно 10,5- 11 кг ; 2 кг - ежегодная прибавка массы тела; n - число лет. Массу тела детей от 1 года до 6 лет можно определить и другим способом: М= n х 2 + 8 , а детей от 7 до 12 лет по следующей формуле: М = ( n х 7 - 5): 2 , где n - число лет жизни. Окружность головы в тот или иной период развития у детей первого года жизни определяют по формуле: ( L + 19) : 2 .

Чтобы грамотно развивать и обучать своего ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества. В этой статье мы кратко познакомим наших читателей с основными этапами, которые проходит ребенок в своем развитии от первых дней жизни до подросткового возраста.

1. Период младенчества.

Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка ; и, ближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.

Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.

2. Период раннего детства.

В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: "ребенок – предмет – взрослый".

Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку , собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.

В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнен
ие своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Вспомним, «Я сам» - главная составляющая кризиса трех лет.

Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи , которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.

3. Младший дошкольный возраст (3 - 5 лет).

Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие. Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:

  1. произвольность (возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);
  2. способность к обобщению переживаний (начинает появляться стойкое отношение к чему-либо, т.е. развитие чувств);
  3. в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное;
  4. в нравственном развитии осуществляется переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию.

Младший дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи . Именно в период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения.К4-м годам малыш начинает активно овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Ребенок осваивает предлоги, сложные союзы. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, способны пересказать сказку или рассказ, построить рассказ по серии картин, обосновывать ответы на вопросы. В этот период важно не упустить время и регулярно проводить с малышом занятия на развитие речи: беседы по картинке, упражнения на развитие дикции, театральные игры .

К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы.

4. Старший дошкольный возраст (5 - 7 лет).

Возраст 5 – 7 лет – это время подготовки к школе, воспитания самостоятельности, независимости от взрослого, время, когда усложняются отношения ребенка с окружающими и когда он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, и они уже способны делать серьезные логические выводы и научно-экспериментальные наблюдения. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.

Главной заботой родителей в этот период становится подготовка ребенка к школе . При этом нужно помнить, что подготовка должна быть комплексной и включать в себя не только развитие речи, памяти, логического мышления, обучение чтению и азам математики , но и развитие способностей ребенка к успешной коммуникации и, как ни банально это звучит, воспитание так называемых «полезных привычек». Обязательность, пунктуальность, опрятность, умение следить за собой (например, убирать постель; приходя домой, переодеваться в домашнюю одежду; соблюдать режим дня без напоминаний мамы или папы), вежливость, умение вести себя в общественных местах – выработав у ребенка эти полезные привычки, вы сможете со спокойной душой отпускать ребенка на занятия.

Ребенок старшего дошкольного возраста испытывает огромную потребность общения с други

В развитии речи ребенка в это время происходит смещение акцентов. Если раньше главными были рост словарного запаса, правильное звукопроизношение и освоение грамматической структуры речи (на уровне построения простых и сложных, вопросительных и повествовательных предложений), то сейчас на первое место выходит умение воспринимать и понимать речь на слух и умение вести беседу. Количество слов, известных ребенку, к этому времени доходит до 5 - 6 тысяч. Но как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Кроме того, далеко не все из знакомых ему слов ребенок активно использует в разговоре. Теперь задача взрослого – научить ребенка использовать не только бытовые, но и абстрактные слова и выражения в своей речи. В школе значительную часть весьма абстрактной информации ребенок должен будет усваивать на слух. Поэтому важно развивать слуховое восприятие и память. Кроме того, нужно подготовить его к системе «вопрос-ответ», научить его грамотно составлять устные ответы, обосновывать, доказывать, приводить примеры. Границами некоторых возрастных периодов детства являются возрастные кризисы, зная о которых можно избежать многих неприятных моментов и помочь ребенку перейти в новый период развития более мягко. Во всех случаях кризисные периоды возникают во время кардинальных психологических изменений и смены ведущей деятельности. Практически все возрастные кризисы сопровождаются капризностью, неуправляемостью, упрямством ребенка, его общей эмоциональной неустойчивостью. Ребенок сопротивляется всему, что исходит от взрослого, часто его мучают дневные и ночные страхи, которые могут привести даже к психосоматическим расстройствам. 7 лет – один из таких кризисных периодов. В это время нужно отнестись к ребенку с большим вниманием, при наблюдении нарушений сна, дневного поведения и т.п. обязательно обращаться к детскому психологу.

5. Младший школьный возраст (7 – 11 лет)

Даже если ребенок ходил на подготовительные занятия и привык к дисциплине и регулярной учебе уже в дошкольном возрасте, школа, как правило, кардинально изменяет его жизнь. Что уж говорить о ребенке, родители которого не уделяли особого внимания подготовке к школе. Школьная дисциплина, стандартный подход ко всем детям, необходимость выстраивать свои взаимоотношения с коллективом и т.п. оказывают сильнейшее воздействие на психику ребенка, и при этом он часто не может получить той эмоциональной поддержки, которую получал раньше. Переход в школьный возраст означает определенный этап взросления, и дабы воспитать «сильную личность», родители строги и неуклонны во всем, что касается учебы и дисциплины. Чтобы понять своего ребенка и его проблемы в этот период, следует учесть несколько новых особенностей, появившихся в психической жизни ребенка: Родители перестают быть единственным безусловным авторитетом ребенка. В системе отношений появляется учитель - «чужой взрослый», наделенный также непререкаемой властью. Ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом». Ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам. Взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских. Преодолевается реализм и предметность мышления, что позволяет видеть закономерности, не представленные восприятием. Ведущая деятельность ребенка в этот период – учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". В результате происходит формирование теоретического мышления, возникает рефлексия как осознание своих собственных изменений и, наконец, воспитывается способность к планированию. У ребенка этого возраста интеллект начинает играть ведущую роль – он опосредует развитие всех остальных функций. Таким образом, возникает осознание и произвольность действий и процессов. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Во-первых, память теперь подчинена совершенно определенной задаче – задаче обучения, «хранения» информационного материала. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия также происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит быстрое развитие волевых процессов.

6. Подростковый возраст (11 – 14 лет).

Подростковый возраст можно условно разделить на два основных периода. Это собственно подростковый возраст (11 – 14 лет) и юношество (14 – 18 лет). В силу специфики нашего сайта, мы не будем затрагивать здесь тему старшего школьного возраста, рассмотрим лишь период до 14 лет, которым и завершим описание основных периодов психического развития ребенка. 11 – 13 лет – критический возраст, проблемы которого многие из нас помнят еще из собственного детства. С одной стороны, ребенок начинает осознавать, что он уже "взрослый". С другой, детство не теряет для него своей привлекательности: ведь на ребенке лежит гораздо меньше ответственности, чем на взрослом. Получается, что подросток хочет расстаться с детством и, одновременно, психически еще совершенно не готов к этому. Именно это является причиной частых стычек с родителями, упрямства, стремления противоречить. Очень часто подросток совершает бессознательные и безответственные поступки, нарушает запреты только ради того, чтобы "нарушить границы", не принимая на себя ответственности за последствия. Стремление подростка к независимости обыкновенно сталкивается в семье с тем, что родители относятся к нему еще как к «ребенку». В этом случае, растущее "чувство взрослости" подростка вступает в противоречие со взглядом родителей. Лучше всего в этой ситуации использовать это новообразование на пользу ребенку. В этом возрасте человек начинает выстраивать собственное мировоззрение и планы будущей жизни. Он уже не просто моделирует, кем он станет в будущем, а предпринимает конкретные шаги в построении своей будущей жизни. Помощь в выстраивании системы мотиваций в это время может иметь решающее значение. Станет ли подросток целеустремленной и гармоничной личностью или будет раздавлен бесконечной борьбой с окружающими и с самим собой – это зависит не только от него, но и от политики взаимодействия, которую изберут его родители. Как и ребенок младшего школьного возраста, подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. У него меняется отношение к школе: она становиться местом активных взаимоотношений. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, мораль и законы. Основное новообразование этого возраста – перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание себя как части общества (иначе сказать, переосмысленный и переработанный опыт социальных отношений). Эта новая компонента способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития. Осознание себя в качестве члена общества является необходимой ступенькой к самоопределению, к пониманию своего места в мире. У ребенка происходит быстрое расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя. Подросток старается конкретизировать свое положение в мире, найти свое место в обществе и определить значимость той или иной социальной позиции. Нравственные представления в этот период превращаются в развитую систему убеждений, которая приносит качественные сдвиги во всей системе потребностей и стремлений подростка. При использовании статьи или отдельных ее частей ссылка на первоисточник (с указанием автора и места публикации) обязательна!

Во время роста организм человека претерпевает множество изменений, в определенные периоды – кризисные. Значение слова «кризис» с медицинской точки зрения, отличается от общепринятого в социуме. Для экономики это крайне неблагоприятное время, после которого сложно ожидать немедленных положительных сдвигов. В медицине используется первоначальное значение греческого слова «krinein» – «разделяю». То есть кризисом является резкий переход из одного состояния в иное, качественно измененное. В педиатрии этапы развития ребенка разделяются между собой критическими периодами. Это наиболее уязвимое время для организма, но вслед за кризисом организм приобретает новые качества, выходит на совершенно другой уровень существования. Изменяются анатомо-физиологические показатели, ребенок растет и приближается к взрослому уровню жизни.

Существуют различные классификации, которые пытаются отразить этапы развития ребенка применительно к своей отрасли:

  • Педагогической;
  • Юридической;
  • Психологической;
  • Медицинской.

Педагоги определяют возрастные возможности для обучения детей, степень их интеллектуального развития. Большое значение имеют этапы развития речи ребенка как второй сигнальной системы высшей нервной деятельности.

Юридическая классификация определяет степень ответственности перед законом и обеспечивает имущественные и другие права несовершеннолетних.

Психология рассматривает этапы развития ребенка в плане формирования личности, с учетом наследственных и приобретенных навыков общения в социуме.

Медицинская классификация рассматривает период детства как начальный отрезок жизни, в котором дети определенных возрастных групп имеют собственные анатомо-физиологические особенности. С точки зрения генетики, этапы развития ребенка включают самый начальный период существования, с момента образования зиготы. Это и есть первый кризис в жизни человека. Завершение детского возраста с точки зрения медицины заканчивается половым созреванием.

Возрастные этапы развития ребенка

Соответственно возрасту человека детские годы жизни подразделяются на определенные отрезки времени. Медицинская классификация учитывает анатомо-физиологические особенности организма, применительно к медицинским методам диагностики и лечения. Многие разделы кажутся не приемлемыми для общества, педагогики, юрисдикции, но возрастные этапы развития ребенка, так или иначе, начинаются с первой минуты после зачатия и подразделяются на следующие периоды:

  • Эмбриональный;
  • Перинатальный;
  • Грудной;
  • Преддошкольный;
  • Дошкольный;
  • Школьный: младший и старший (пубертатный).

Внутриутробный этап развития ребенка продолжается в течение 280 дней, что составляет 10 лунных месяцев. В этот период жизни определяются три кризисных точки развития плода:

  • Образование зиготы;
  • Формирование плаценты;
  • Роды.

На каждом отрезке внутриутробной жизни человека происходят процессы закладки и формирования внутренних органов. Это имеет громадное значение для профилактики врожденных заболеваний. Исключаются вредные факторы, подбираются необходимые и безопасные медикаменты для будущей матери.

Неонатальный этап развития ребенка охватывает первые четыре недели жизни человека. Это период новорожденности, который характеризуется адаптацией к жизни после внутриутробного пребывания. В это время организм ребенка находится в непрерывной борьбе с агрессивными факторами внешней среды.

В грудном возрасте происходит дальнейшая адаптация. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, более устойчивы к инфекциям, поскольку находятся под защитой иммунитета матери. Тем не менее, многие процессы в организме малыша в это время склонны к генерализации. Так, лихорадочная реакция почти у всех детей сопровождается судорожным синдромом. К одному году жизни грудной этап развития ребенка заканчивается. Ребенок полностью адаптируется к окружающей среде.

Преддошкольный период развития продолжается от одного до трёх лет. Дети подвержены возрастным инфекциям за счет увеличения контактов со сверстниками. За столь короткий период времени проходят все этапы развития речи ребенка, поэтому дети подлежат обязательному обследованию логопеда. Это время детских инфекций: ветряной оспы, кори, скарлатины, инфекционного паротита и др.

Дошкольный этап развития ребенка продолжается от трёх до семи лет. Происходит заметное снижение роста массы тела, но продолжается рост конечностей. В шесть лет начинается замена молочных зубов постоянными. Патологические процессы теряют системный характер, и заболевания ограничиваются поражением отдельных органов.

В младшем школьном периоде детства наибольшей нагрузке подвергается костная система, проводится профилактика искривления позвоночника. Изменение питания на этом этапе развития ребенка провоцирует развитие патологии желудочно-кишечного тракта. Дети страдают из-за несоблюдения правил гигиены, что проявляется болезнями «грязных рук»: кишечными инфекциями, гельминтозами, острыми гепатитами.

Пубертатный период, то есть, завершающий этап развития ребенка, характеризуется развитием вторичных половых органов, начинающимся с 12 лет. К 16 годам клинические проявления всех заболеваний подростков протекают так же, как и у взрослых людей.

Основные этапы развития ребенка

Критические периоды определяют переходы от одного состояния детского организма к другому. Поэтому основные этапы развития ребенка разделяются следующими кризисами:

  • Новорожденности;
  • Первого года жизни;
  • Трехлетнего возраста;
  • Семилетнего возраста;
  • Семнадцати лет.

В некоторых странах законодательно определяют возраст совершеннолетия в 21 год, основываясь на уровне развития высшей нервной деятельности. С точки зрения физиологии окончательное формирование личности завершается к 25 годам.

Каждый ребенок проходит возрастные этапы развития, которые сопровождаются умственными, физическими, личностными изменениями. Кроме того, по ходу возрастного развития ребенка осваиваются новые навыки и умения, приобретаются знания и формируются черты характера. Чтобы воспитание было эффективным, оно должно соответствовать возрастному развитию ребенка. Давайте обсудим основные нормы развития ребенка.

Этапы возрастного развития ребенка

  • от зачатия до родов - внутриутробный возрастной этап;
  • от рождения до года – младенчество;
  • от года до трех лет – ранний возрастной этап;
  • от трех до 7-ми лет – дошкольный возрастной этап;
  • от 7-ми до 12-ти лет – младший школьный возраст;
  • от 12-ти до 16-ти лет – старший школьный возраст.

Развитие ребенка в младенческом возрасте

Скажем немного о внутриутробном развитии малыша, так как этот период имеет большое значение и откладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Именно во внутриутробный период происходит закладка основ систем и органов, малыш учится слышать, видеть и дышать. Уже на 14-й неделе ребенок запоминает звучание голоса своей мамы, слышит музыку. Для правильного развития ребенка в младенческом возрасте, еще в период беременности важно ласково разговаривать с ним, слушать спокойную классическую музыку.

Возрастное развитие ребенка в младенческом возрасте проходит следующим образом:

  • Физиологические показатели в момент рождения: вес 3-4 кг, рост 48-55 см.
  • Новорожденный малыш сильно подвержен влиянию окружающей среды, уязвим и не защищен. Поэтому для него крайне необходим правильный уход, обеспечение комфортных и удобных условий. В грудничковый период малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру, обстановке в комнате и к близким людям, он стремится к познаниям. Основным источником информации для малыша являются тактильные ощущения, он стремится все пощупать и попробовать.
  • Во втором полугодии кроха обращает внимание на цвета, его интересуют яркие предметы. Также малыш воспринимает пространство и начинает в нем ориентироваться.
  • С 7-ми месяцев ребенок способен перекладывать мелкие предметы, а к году уже способен использовать предметы по назначению.

Возрастные нормы развития ребенка 1-3 лет

В возрастной период от 1 до 3-х лет ребенок вырастает еще на 25 см, а в весе прибавляет до 4 кг. Основным для ребенка в этот период выступает социальное взаимодействие. Малыш не только учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, но также осваивает способы знакомства, принципы дружбы и пр.

К трем годам у крохи проявляется стремление к самостоятельности, он пытается быть независимым от родителей. Также малыш уже осознает себя как отдельную личность и учится оценивать свои действия и прогнозировать ситуации. Практически каждый трехлетний малыш – большой фантазер.

В согласии с нормами развития ребенка 1-3 лет, он должен уметь:

  • сооружать башню из кубиков;
  • бить ногой мяч;
  • складывать крупные, простые пазлы;
  • проявлять исследовательский интерес к предметам и окружению (ломать игрушки для осмотра содержимого и пр.);
  • складывать простые предложения из 5 слов;
  • выполнять несложные задания взрослых;
  • рисовать вертикально прямую линию;
  • называть части своего тела и показывать их;
  • рассказывать четверостишья;
  • самостоятельно проситься в туалет;
  • раздеваться и одеваться при некоторой помощи родителей;
  • самостоятельно кушать из тарелки и пить из чашки;
  • резать бумагу ножницами;
  • мыть и вытирать ручки.

Непременным этапом развития и возрастной особенностью ребенка трех лет является кризис 3 лет, который в каждом отдельном случае может протекать по своему сценарию. У большинства малышей кризис проявляется упрямством, негативизмом и агрессией к окружающим, у отдельных деток преобладает уступчивость и сострадание.

Трехлетние малыши остро нуждаются в одобрении взрослых и похвале. У них активно происходит развитие речи и мышления. Самым важным этапом развития и возрастной особенностью ребенка трех лет является игровой процесс, через который малыш познает мир и усваивает информацию.

Возрастные нормы развития ребенка-дошкольника

К дошкольному возрасту относится период от трех до семи лет. Именно в этот период происходит закладка личностных качеств характера малыша, и формируются личностные механизмы поведения. Чаще всего он старается быть похожим на собственных родителей. Ребенок остро нуждается в общении со сверстниками.

От трех до семи лет у ребенка происходит активное развитие всех психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления и пр. Малыш готовится к школе, практикует выполнение различных заданий, учится брать на себя ответственность и выполнять посильные обязанности в семье.

Дети в этот период способны логически мыслить и делать верные умозаключения.

Важным этапом развития и возрастной особенностью ребенка-дошкольника является кризис 6-ти лет. У ребенка преобладает демонстративная форма поведения, его настроение неустойчивое, негативные и радостные эмоции быстро сменяют друг друга, ребенок часто манерничает и кривляется. Также в этот период происходит быстрый рост ребенка, он вытягивается, изменяются пропорции тела, заменяются молочные зубы.

Ребенок в этом возрасте знает:

  • геометрические фигуры;
  • различия предметов по цвету и форме;
  • понятия длины, высоты и величины;
  • математические знаки, числа и буквы;
  • счет до 10 и обратно.

Также ребенок способен легко находить лишние предметы, составлять рассказ по картинке, вести монолог и диалог.

Младший школьный возрастной этап

Возрастные нормы развития ребенка школьного возраста таковы:

  • он чувствует себя «взрослым» и ведет себя соответственно;
  • авторитет родителей снижается;
  • он способен планировать свою деятельность, выполнять правила и принимать новые социальные порядки.

В период старшего школьного возрастного этапа развития ребенок готовится к вступлению во взрослую жизнь, однако в его поведении еще присутствуют детские манеры и поступки. Также к этому периоду возрастного развития ребенка относится пора полового созревания, и в организме и личности подростка происходят множественные изменения, что требует понимания и участия со стороны родителей.




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top