Физическое развитие ребенка − как вырастить будущего чемпиона? Физическое и половое развитие детей. Причины задержки физического и полового развития ребенка

Физическое развитие ребенка − как вырастить будущего чемпиона? Физическое и половое развитие детей. Причины задержки физического и полового развития ребенка

Градации показателей длины тела:

  • нанизм (низкорослость). Отставание показателя длины тела от средневозрастного более чем на 3 стандартных отклонения (< -Зσ). При использовании центильных таблиц этот показатель всегда попадает в 1-й коридор;
  • субнанизм . Отставание показателя длины тела более чем на 2σ, но не превышающее Зσ. В центильных таблицах этот показатель находится в 1-м коридоре;
  • замедление темпов роста. Показатель фактической длины тела отстает от средневозрастного показателя более чем на 1σ, но не превышает 2σ. В центильных таблицах этот показатель попадает во 2-й, либо 3-й коридоры;
  • средние показатели длины тела. Фактический показатель находится в интервале ±1σ. При использовании центильных таблиц длина тела может находиться с 3-го по 5-й коридоры;
  • ускорение темпов роста. Показатель длины тела превышает средний более чем на 1σ, но составляет не более 2σ. Данная длина тела может попадать как в 5-й, Шк и 6-й коридоры центильной таблицы;
  • субгигантизм . Длина тела превышает средневозрастной показатель более чем на 2σ, но не выходит за пределы Зσ. Находится в 7-м центильном коридоре;
  • гигантизм . Длина тела превышает средний показатель более чем на Зσ (> +3σ). При использовании центильных показателей он всегда находится в 7-м коридоре.

Основные причины задержки физического развития (нанизм, субнанизм и замедленное развитие)

Дети на 1-м году жизни

  • Наследственные заболевания. Синдромы Дауна, Патау, Эдвардса, моногенные заболевания, протекающие с задержкой процессов роста, конституциональная задержка процессов роста.
  • Пренатальные осложнения. Инфекционная, бытовая, химическая интоксикация. Внутриутробная гипоксия; внутриутробная инфекция. Плацентарная недостаточность.
  • Натальные осложнения. Асфиксия. Сосудистые нарушения
  • Неонатальные осложнения. Дыхательные и сердечно-сосудистые нарушения, инфекционные болезни, свойственные для перинатального периода.
  • Дефицитные состояния. Дистрофия. Рахит. Анемия. Дефицит цинка, йода, витамина А.
  • Мальабсорбция . Целиакия. Муковисцидоз.
  • Тяжело протекающие другие соматические заболевания. Недефицитные формы рахита. Хронические болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени, легких, протекающие с длительным нарушением их функции.
  • Эндокринные расстройства. Врожденный гипотиреоз.

Дети старшего возраста

  • Наследственные заболевания. Синдромы Дауна, Шерешевского-Тернера, Нунан. Резистентные и зависимые формы рахита. Гликогенозы.
  • Дефицитные состояния. Дистрофия. Дефицитный рахит. Анемия. Дефицит цинка, йода, витамина А.
  • Мальабсорбция. Впервые выявленные целиакия, муковисцидоз.
  • Тяжело протекающие другие соматические заболевания. Хронические болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени, легких, протекающие с длительным нарушением функции этих органов.
    Сахарный диабет 1-го типа некомпенсированный. Иатрогенный синдром Иценко-Кушинга.
  • Эндокринные расстройства. Приобретенный гипотиреоз, дефицит СТГ, адреногенитальный синдром, синдром Кушинга, болезнь Аддисона.

Основные причины ускоренного роста (гигантизм, субгигантизм, ускорение темпов роста)

Дети на 1-м году жизни

Адреногенитальный синдром. Конституционально обусловленные высокие темпы роста.

Дети старшего возраста

  • Наследственные заболевания. Синдромы Клайнфельтера. Синдром Марфана, конституциональная высокорослость.
  • Нарушения ЦНС. Дисфункция гипоталамуса.
  • Эндокринные нарушения. Длительно протекающий гипертиреоз. Гипофизарный гигантизм. Адреногенитальный синдром.

Особенности обследования детей с нарушением роста

Семейный анамнез. Определяют и оценивают длину тела родителей, братьев, сестер, других родственников с оценкой степени ее отклонения.
Анамнез . Сбор анамнестических данных о динамике темпов роста ребенка по месяцам, кварталам и годам. Сведения получают из карты индивидуального развития, из документации дошкольных и школьных учреждений. Оценивают степень отклонения показателя длины тела от средневозрастной по стандартному отклонению. При анализе полученных данных определяют возраст, в котором впервые проявилось отклонение в развитии.
Объективное обследование . Обращают внимание на пропорциональность телосложения, наличие дизонтогенетических стигм. Нередко нарушение роста может сочетаться с задержкой психомоторного развития. В подростковом возрасте обязательна оценка полового развития, уровень которого коррелирует с темпами роста.
При констатации нанизма или субнанизма определяют костный возраст (рентгенограмма кистей). Проводят обследование для исключения соматической патологии (анамнез, осмотр, клинический анализ крови, анализ мочи, копрограмма, ЭКГ, УЗИ внутренних органов и пр.).
Ребенка консультируют соответствующие специалисты (кардиолог, пульмонолог, нефролог, гастроэнтеролог и др.). При сочетании нарушения роста с задержкой умственного развития показана консультация психоневролога. Консультация эндокринолога и генетика при подозрении на эндокринную и генетическую причину нарушения.

Градации полового развития

Задержка полового развития (ЗПР). Констатируют при отсутствии вторичных половых признаков у мальчиков и девочек после 13,5 лет. При наличии вторичных половых признаков у девочек, но отсутствии у них менархе к 15 годам.

Преждевременное половое созревание (ППР). Появление вторичных половых признаков у мальчиков до 10 лет, у девочек - до 8 лет, или появление менархе у последних до 10 лет:

  • ♦ истинное (полное) ППР. Появление признаков полового созревания, индуцированное гонадотропными гормонами гипофиза. Это «физиологическое» половое развитие, наступающее в более ранние сроки. При этом формируется сперматогенез и овуляция;
  • ♦ ложное (неполное) ППР. Появление признаков полового созревания, не индуцированное гонадотропными гормонами гипофиза. Появление вторичных половых признаков обусловлено гиперпродукцией гормональных веществ периферическими железами, прежде всего надпочечниками и гонадами (гиперплазия, опухоль). В этом случае гонады имеют инфантильные размеры и строение, становление сперматогенеза и овуляции не происходит.

Адекватное половое созревание. Появление вторичных половых признаков в физиологических возрастных рамках.

Основные причины задержки полового развития

В большинстве случаев ЗПР сочетается с задержкой процессов роста (см. задержку физического развития).

  • Наследственные заболевания. Синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, моногенные заболевания.
  • Конституциональные. ЗПР.
  • Мальабсорбция . Целиакия, муковисцидоз.
  • Тяжело протекающие другие соматические заболевания. Хронические болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени, легких, протекающие с нарушением функции этих органов и систем. Сахарный диабет 1-го типа некомпенсированный. Иатрогенный синдром Иценко-Кушинга.
  • Эндокринные расстройства. Приобретенный гипотиреоз, синдром Кушинга. Недостаточность гипофиза.

Основные причины преждевременного полового созревания

  • Истинное (полное). Церебральные формы ППР. Гипоталамическая дисфункция пре- и пубертатного периода. Конституциональное (идиопатическое) ППР.
  • Ложное (неполное) ППР. Врожденный адреногенитальный синдром.

Особенности обследования детей с нарушением ПР

  • оценка уровня полового созревания;
  • оценка физического развития с определением костного возраста;
  • исключение соматических заболеваний и медикаментозных причин;
  • консультация эндокринолога, гинеколога, по показаниям невропатолога и медицинского генетика.

Наши детки – наше счастье, поэтому любые виды отставания их развития от сверстников могут кинуть ответственную мамашу в пучину тревоги и депрессии. Загруженный педиатр не всегда, точнее никогда, не находит времени для того, что бы обстоятельно объяснить причины проблемы.

Короткий осмотр, неразборчивый рецептик и три часа в очереди – вот и весь сервис, который можно получить от нашей медицины. А ребенок-то у нас такой один и любые задержки роста и развития наследника лишают родителей сна и жизненного спокойствия.

Для начала попробуем разделить проблему на составные части. Отставания в развитии могут быть двух типов:

  • Задержки в формировании физического тела ребенка или подростка. Например, отставание в росте, в наборе веса, в наращивании мышечной массы или проявлении вторичных половых признаков.

А теперь рассмотрим, конкретно, к чему может привести недостаток поступления белка в организм. Например, его не хватило для набора мышечной массы сердца или магистральных сосудов. Камеры сердца начинают развиваться быстрее, а магистральные сосуды, следовательно, отстают в развитии. В сердце начинают выслушиваться функциональный систолические шумы, ставятся нередко диагноз – пролапс нейтрального клапана или у ребенка отмечается нестабильность артериального давления.

Усугубят данную ситуацию, нарушения обменных и электролитных процессов в сердце. У ребенка возникает или брадикардия и тахикардия, а причина иногда банальна – не хватает поступления в организм минеральных веществ: калий, натрий, магний. Чтобы эти функциональные состояния не переросли в заболевания нужно обеспечить растущий организм всеми «строительными кирпичиками»: витаминами, белками, минералами.

Второй пример. Не хватает питательных веществ для построения мышечного каркаса всего организма. Не забываем, что некоторые дети в подростковом возрасте растут очень быстро. Костная система развивается быстрее, чем мышечная, это приводит к развитию таких заболеваний как нарушение осанки, сколиозы, плоскостопии. Причина всему мышечный каркас не выдерживает той механической нагрузки, которую он испытывает в обычной жизни.

А если мы, отдадим ребенка в спортивную секцию, то есть ещё увеличим механическую нагрузку на организм и ни чего не дадим, для её компенсации – это приведёт к увеличению риска развития этих заболеваний.

  • Задержки психического развития ребенка: проблемы со вниманием или памятью, гиперактивность или инертность, неспособность воспринимать информацию или неадекватная реакция на, окружающих ваше чадо, людей. В особую группу выделяется задержка в формировании навыка вербальной коммуникации, или, если сказать то же на человеческом языке, то это – речевая заторможенность.

Если 90% психических проблем вызвано сбоями в генетической программе организма, неудачным ходом беременности, родов или травмами, то 70% задержек развития физического тела вызваны простой, банальной нехваткой в организме «людского детеныша» питательных веществ и минералов.

Вот список «кирпичиков», которые принимают участие в построении полноценного организма ребенка и гарантируют ему безболезненную жизнь до 25-34 лет. Почему такой ограничитель поставлен на безболезненную жизнь? Потому что, ежедневно грамотно кормя ребенка, вы даете ему определенный запас прочности.

После 25-34 лет на здоровье начинают влиять другие факторы. Но, чем лучше была изначальная, заложенная мамой база, тем правильнее будет формироваться организм вашего наследника, тем дольше его тело не будет знать болезней и проблем.


Список необходимых юному существу питательных веществ и минералов:

  • Белки – это главный конструктивный материал для наших клеток. Они бывают растительными и животными по происхождению. Белки жизненно необходимы для работы крови, для формирования наследственных признаков. Без них не может увеличиваться мышечная масса и не вырабатываются ферменты. Белки поступают в любой, что взрослый, что детский, организм с едой, а не усвоенная их часть, просто выводиться с мочой. Потребность грудного ребенка – 3,4 г, десятилетнего – 2,6 г на каждый килограмм массы тела. Для иллюстрации важности этого вещества, позвольте привести еще один факт: взрослым нужно только 1,5 г белка на каждый килограмм, ведь они уже сформировались и нарастили свой мышечный аппарат.
  • Жиры , с точки зрения разумной мамы, – это вещество, достаточное количество которого обеспечит стабильность нервной системы, развитие половых желез, гипофиза и щитовидки. «Жирных клеток» в организме должно быть от 20-ти до 30-ти процентов. Иначе получите неприятности в виде агрессивного поведения, начала менструального цикла в 16-17 лет, быстрой утомляемости и неспособности к обучению.
  • Углеводы можно сравнить с бензином. Получил ребенок запас углеводов, все системы органов работают слажено и бесперебойно. Недополучил – страдает мозг, печень и поджелудочная железа.
  • Минеральные вещества попадают в организм человека с водой или едой. 10,1 г хлорида натрия, 1 г калия, 0,3 г магния, 1,6 г фосфора, 0,8 г кальция, сотые части железа, фтора, меди, цинка, марганца и йода ежедневно необходимо ввести в вашего ребенка, что бы они поддержали работу всех его систем. Например, без достаточного количества кальция и фосфора кости будут тонкими и хрупкими (актуально для любого возраста). Медь и железо должны стать составными частями гемоглобина, а их недостаток приводит к развитию анемии, что часто встречается у маленьких детей. Гемоглобин разносит кислород по всему организму, следовательно, его недостаток приведет к нарушению окислительно-восстановительных процессов во всём организме, ребёнок будет часто болеть. Йод необходим организму для синтеза гормонов щитовидной железы, следовательно, при нехватке йода в раннем возрасте у детей формируется умственная отсталость, а в старшем возрасте – это утомляемость и плохая успеваемость в школе. Не хватило цинка, приведёт в лёгких случаях к задержке роста, в подростковом возрасте к развитию кожных заболеваний.
  • Витамины синтезируют только растения. Они входят в состав ферментов и «заводят» почти все жизненные процессы в организме. Без них наступает авитаминоз, общая пассивность организма, замедляются функции головного мозга и общее развитие ” людского детеныша”. Например, при нехватке витамина D запаздывает появление первых зубов, размягчаются кости и делаются вялыми мышцы. Без витамина E происходит костная дегенерация и атрофия мышц, а без витамина A расстраивается робота пищеварительной, дыхательной системы (вот вам причина болей в животе и частых простудных заболеваний), резко падает зрение. Не хватило витаминов группы B – страдает нервная система.

Все вышеперечисленные вещества ваш ребенок и любимый наследник должен получать ежедневно. Получит все – будет развиваться в соответствии с возрастом и полом. Не получит – начнет отставать в физическом, а потом и умственном развитии. От мамы, в первую очередь зависит, какие полезные вещества она введет в детский организм и даст ему запас прочности и безболезненного существования на добрый десяток лет взрослой жизни.

Цель лечения – нормализация темпов физического развития в детском возрасте.

При лечении различных форм задержки физического развития, для получения наибольшего эффекта необходимо соблюдение трех основных принципов:

1. максимальное приближение скорости роста к физиологическим показателям;

2. щажение эпифизарных зон роста;

3. применение индивидуального подхода с учетом соответствующей соматической патологии.

I. Лечение эндокриннозависимых вариантов задержки физического развития (дефицит ГР (СТГ) – гипопитуитаризм).

Заместительная терапия генно – инженерными препаратами ГР:

· Хуматроп (США);

· Нордитропин (Дания);

· Сайзен (Франция);

· Генотропин (Щвейцария).

Применение ГР противопоказано при:

· закрытых зонах роста (в заместительных дозах);

· наличие активных злокачественных новообразований, при прогрессирующем росте интракраниальных опухолей;

· гиперчувствительность к любым составляющим препарата или растворителя. До начала назначения ГР интракраниальные опухоли должны быть инактивированы, а противоопухолевая терапия завершена. Отсутствие роста внутричерепной опухоли или ее рецидива должно быть документировано в течение 6 – 12 месяцев до начала лечения ГР (доброкачественная опухоль), или 24 месяцев (злокачественная опухоль). Дети после операций по поводу опухолей мозга, получающие ГР, должны наблюдаться совместно с онкологом и нейрохирургом.

Схема введения ГР:

Путь: подкожно

Место: бедро

Кратность: 1 раз

Время: перед сном

Доза: суточная 0,07-0,1 МЕ/кг (2-3МЕ/м 2)

Недельная 0,5-0,7 МЕ/кг (14-20 МЕ/м 2)

Для введения используются мультидозные шприц – ручки.

Госпитализирующая терапия ГР продолжается до достижения конечного роста, или до закрытия эпифизарных зон роста.

Терапия ГР прекращается при:

· достижение скорости роста менее 2 см/год на фоне лечения ГР;

· достижения костного возраста 14-15 лет у девочек и 16-17 лет у мальчиков;

· достижение социально – приемлемого роста: девочки 155-160см, мальчики 165-170 см.

Дети и подростки с соматотропной недостаточностью, получающие лечение ГР, должны находиться под постоянным мониторингом детского эндокринолога. Кратность осмотра врача – 1 раз в 3 месяца (в начале терапии), затем – 1 раз в 6 месяцев.

Основными параметрами мониторинга являются:

· антропометрические данные (увеличение абсолютных показателей роста, динамика скорости роста);

· гормональный статус (контроль уровней свободного Т 4 , кортизола, ЛГ, ФСГ, половых стероидов и ИГФ – 1 в крови);

· консультация окулиста с осмотром глазного дна;

· определение костного возраста (1 раз в год).


При дополнительной терапии ГР возможно возникновение осложнений:

· образование АТ к ГР.;

· болезнь Крестцфельдта – Якоба (неизлечимое дегенеративное).

Клиническая картина болезни Крестцфельдта – Якоба:

· деменция с летальным исходом в течение 6 – 12 месяцев;

· легкая миоклония;

· ригидность мускулатуры;

· нарушение походки;

· мозжечковая атаксия;

· невнятная речь;

· головокружение;

· нистагм и нарушение зрения.

Диагностика болезни Крестцфельдта – Якоба:

· на ЭЭГ высоковольтные всплески медленных волн.

При наличии гипопитуитаризма необходимо замещение соответствующих тропных функций гипофиза. Заместительная терапия включает постоянный прием L – тироксином при вторичном гипотиреозе (1 -2 мкг/кг реального веса для достижения эутиреоза). При вторичном гипокортицизме используют гидрокортизон (кортеф). При несахарном диабете – минирин. При гипогонадизме применяют заместительную терапию половыми гормонами и анаболическими стероидами (при достижении костного возраста 12 лет у девочек и 14 лет у мальчиков):

· метиландростендион (1,5 мг/кг веса в сутки под язык);

· метандростенолон (0,15мг/кг веса в сутки);

· феноболил (в/м в 3 приема, т.е. 1 раз в 10 дней из расчета 1 мг/кг веса в месяц);

· гетаболил (1 мл в/м № 3 , затем 2 месяца перерыв).

Во время терапии половыми гормонами и анаболическими стероидами, каждые 6 месяцев контролируют костный возраст, если отставание уменьшилось, перерывы между курсами увеличивают; если костный возраст «догнал» паспортный, введение половых гормонов и анаболических стероидов прекращается.

II. Лечение эндокринно – независимой и конституциональной задержки физического возраста:

· общеукрепляющая терапия (полноценная физическая нагрузка; питание с увеличенным количеством белка, свежих овощей, фруктов; долгий сон);

· витаминотерапия (В 1 , В 6 , В 12 , А);

· негормональные стимуляторы ГР:

Глютаминовая кислота по 0,5 3 раза в день, 1 месяц пить, 1 месяц перерыв, 5 – 6 месяцев в год;

Карнитин хлорид 20% по 1 ч.л. 3 раза в день – 1 месяц, затем перерыв 2 мес.;

Калия оротат по 1 таб. 3 раза в день 1 месяц пить, 2 месяца перерыв.

· При задержке физического развития, до назначения андрогенов в пубертатном периоде используют препараты ХГТ (хорионический гонадотропин): профази – 1000Ед в/м 3 раза в неделю № 10, затем 2 – 3 мес. перерыв, в течении года 2 курса.

· Препараты ГР не назначают (подавление эндогенной секреции ГР).

VI. Литература.

Основная:

1. Дедов И. И., Тюльпаков А. Н., Петеркова В.А., Соматотропная недостаточность: - М.: Индекс Принт, 1998. – 312с.

2. Н. П. Шабалова, Диагостика и лечение эндокринных заболеваний у детей и подростков: - М.: Мед – пресс – информ., 2003 – 544с.

Дополнительная:

1. С. А. Соболева, И. И. Соламатина, Е. П. Кулагина, Характеристика детей с различными клиническими формами низкорослости.// Российский педиатрический журнал, 2003г., №2, с.36 – 38.

VII. Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение понятия «задержки физического развития».

2. Укажите основные патогенетические механизмы развития данной патологии.

3. Классификация задержки роста у детей и подростков.

4. Клинические особенности эндокринно-зависимого варианта задержки физического развития.

5 . Клинические особенности задержки физического развития, обусловленной неэндокринными факторами (врожденными и приобретенными).

6. Дайте клиническую характеристику конституциональной формы задержки физического развития.

7. Каковы методы диагностики различных форм задержки физического развития.

8. Укажите основные принципы лечения задержки физического развития.

9. Лечение различных форм задержки физического развития.


Матери очень тревожатся, когда дети прибавляют в весе меньше, чем ожидалось. В большинстве случаев оказывается, что ребенок совершенно здоров, а тревогу у матери порождают ее завышенные ожидания. Прежде всего, надо установить, достаточно ли ребенок прибавляет в весе. Отставание в весе свидетельствует о задержке физического развития, причину которой необходимо выяснить. (О регистрации и оценке антропометрических показателей см. главу 15.)
Нормальная динамика веса Дети низкорослых родителей
Вес и окружность головы при рождении обычно соответствуют одному и тому же процентилю - у детей высокорослых родителей близкому к 98-у, у детей низкорослых родителей - к 2-у. У многих людей антропометрические показатели остаются в пределах одного и того же процентиля на протяжении всей жизни. Чтобы убедиться, что ребенок растет нормально и изменения питания ему не требуется, достаточно нанести его вес и окружность головы на стандартную карту. Низкорослые родители, которым кажется, что их ребенок плохо растет, потому что мало ест - распространенное явление.
Отображение антропометрических показателей ребенка на стандартной карте, созданной на основе норм для детей данной географической области, помогает врачу убедить родителей, что ребенок растет нормально и к взрослому возрасту будет иметь такой же рост, как они. Стандартная карта лучше, чем простая регистрация антропометрических показателей, отражает тенденцию роста.
Преимущественное наследование телосложения одного из родителей
Ребенок может унаследовать телосложение преимущественно одного из родителей. Если в таких случаях опираться только на показатели веса, может показаться, что ребенок отстает в физическом развитии или, наоборот, прибавляет в весе чрезмерно (см. карту Б - ребенок низкорослого отца и карту В - ребенок высокорослого отца). При нанесении на стандартную карту не только веса, но и окружности головы, видно, что оба показателя соответствуют одному и тому же процентилю и ребенок имеет тот же тип телосложения, что и один из родителей.
Низкий вес при рождении
Низкий вес при рождении бывает обусловлен недоношенностью, задержкой внутриутробного развития или обеими указанными причинами. У большинства детей, родившихся с низким весом, в первые месяцы жизни наблюдается скачок роста, но у некоторых из них антропометрические показатели не достигают 2-го процентиля и во взрослом возрасте (см. карту Г). По-видимому, это связано с ЗВУР.

Недели
Карта В. Ребенок, унаследовавший телосложение высокорослого отца

Причины задержки физического развития
Переход веса тела к более низкому процентилю, в то время как окружность головы соответствует прежнему процентилю, указывает на задержку физического развития. У здоровых детей, родители которых имеют астеническое телосложение, при однократном измерении тоже может оказаться, что вес соответствует более низкому процентилю, чем рост и окружность головы. Многократная регистрация антропометрических показателей на стандартной карте помогает исключить влияние конституциональных особенностей.
Причиной задержки физического развития может быть недоедание, потери питательных веществ из-за нарушения всасывания или наследственные расстройства метаболизма. В основе задержки физического развития, обусловленной психосоциальными факторами, по-видимому, часто лежит недоедание.
При сборе анамнеза особое внимание уделяют наследственности, перинатальным факторам, питанию. Подробно выясняют, что тревожит мать, бывают ли у ребенка рвота, понос, вздутие живота. Физикальное исследование обязательно включает оценку психомоторного развития и подкожного жирового слоя, в частности, на ягодицах и внутренней поверхности бедер.
Недоедание
В тех странах и географических областях, где широко практикуется естественное вскармливание, встречаются

Недели Недели
Карта Г. Низкий вес при рождении Карта Д. Гипогалактия
случаи недоедания из-за нераспознанной гипогалактии. Если ребенка с рождения регулярно взвешивают, гипогалактию обычно выявляют своевременно (см карту Д), хотя и при достаточном количестве молока вес при рождении до 2 нед жизни восстанавливается не всегда. Оценивая динамику веса в первые дни жизни, следует иметь в виду, что сроки установления лактации колеблются в широких пределах (см. главу 16).
При искусственном вскармливании недоедают плохо сосущие дети (см. главу 16).
При ДЦП слабое сосание и задержка физического развития вследствие недоедания нередко выявляются раньше, чем двигательные нарушения. Однако обычно задержке физического развития сопутствует задержка психического.
Задержка физического развития при ВПС бывает связана как со слабым сосанием, так и с высоким уровнем метаболизма. Как правило, у ребенка имеются типичные симптомы ВПС (цианоз, сердечный шум).
В дифференциальном диагнозе причин задержки физического развития следует также иметь в виду инфекцию мочевых путей и для ее исключения посылать на анализ собранную после тщательного подмывания среднюю порцию мочи.
Большая потеря веса
При желудочно-пищеводном рефлюксе с постоянной рвотой ребенок худеет, если его не докармливают для возмещения объема срыгиваний (см. главу 12).
Врожденный стеноз привратника (пилоростеноз) проявляется до 3-х мес жизни. При упорной рвоте, возникшей до этого возраста, его следует исключить в первую очередь (см. главу 15).
Основные причины синдрома нарушенного всасывания в Великобритании - непереносимость белка коровьего молока, муковисцидоз и целиакия (см. карту Е). При всех этих заболеваниях наблюдается частый жидкий стул, но неопытные матери не всегда это замечают. Необходимо не только тщательно выяснить все особенности функции кишечника у ребенка, но и осмотреть кал.
При большой потере веса надо также исключить сахарный диабет, исследовав мочу с помощью тест-полоски.
Психосоциальные причины задержки физического развития
Задержка физического развития у детей в семьях, где имеются психологические и социальные трудности, тоже может иметь соматические причины. Исключение последних помогает убедить родителей, что задержка физического развития обусловлена, в основном, психосоциальными факторами - разладом или отсутствием порядка в семье, депрессией у матери, иногда ее нерациональным питанием (полным исключением
молока и молочных продуктов или неоправданными и бесконтрольными ограничениями в питании, ведущими к голоданию).
Действие психологических факторов подчас трудно уловимо. Так, при депрессии и тревожности у матери ребенок сосет хуже, а мать недокармливает его. Некоторым детям свойственна слабая эмоциональная реакция на кормление грудью. В таких случаях мать не ощущает, хватает ли ребенку молока. В результате объем высосанного молока падает до относительно низкого уровня, которого ребенку достаточно, чтобы не обнаруживать признаков голода. Встречаются случаи, когда мать, придерживающаяся диеты с целью похудания, с той же целью ограничивает в питании ребенка.
Если причиной задержки физического развития является плохой уход, ребенок начинает прибавлять в весе, как только ему обеспечивают внимание и заботу.
Чтобы обеспечить их, необходимы согласованные усилия работников медицинской помощи на дому, семейного врача и других специалистов, тщательная коррекция питания под наблюдением работника помощи на дому или подготовленной в области питания медицинской сестры.
Исследования
Выбор лабораторных и инструментальных методов исследования определяется анамнезом и данными фи- зикального исследования. Если анамнез и клиническая картина не дают возможности предположить причину задержки физического развития, производят определение глюкозы в моче, общий анализ крови, потовую пробу, анализ и посев мочи, определение уровня креатинина в сыворотке.

Многие привыкли считать, что все детки абсолютно разные и это правильно. Кто-то выше ростом, кто-то ниже, одни детки худенькие, а другие наоборот. В норме все же считается, если вес ребенка немного ниже среднего. Любое, самое выдающееся отклонение от нормы вызывает рой мыслей о неправильном уходе, о плохой наследственности, о поступках в далеком прошлом, которых вы теперь стыдитесь, и о том, что призраки прошлого возвращаются и как-то влияют на естественный ход развития малыша. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что же такое физическая задержка развития ребенка .

Основные виды отклонений физического развития детей

Типология проблем физического развития детей включает: гипотрофию; замедление роста ребенка; паратрофию; ожирение; акселерацию; чрезмерный рост; непропорциональное физическое развитие.

Несоответствие в длине тела обуславливается высокорослостью (гигантизм) и наоборот так называемым в медицине термином нанизмом (задержка роста).

Отклонение в массе тела характеризуется ее уменьшением или увеличением. Если масса тела больше или меньше 10% тут имеет место такое явление как гипертрофия и паратрофия. Показатель массы тела малыша более 14% свидетельствует об ожирении.
Отклонения также могут наблюдаться в уменьшении или увеличении окружности головы малыша — микроцефалия и гидроцефалия. Помимо размера головы, такие проблемы могут быть и в изменении грудной клетки.

Какие причины у задержки физического развития

В нашей системе педиатрии к сожалению довольно таки часто можно встретить проблему подобного характера, это скорее всего связано с тем, что нежный детский организм слишком быстро и чувствительно реагирует на смену окружающей среды вследствие чего усиленное физическое развитие ребенка может значительно изменяться. Какие же причины способствуют этому отклонению.

Первой наряду с остальными трудностями есть проблема связанная с эндокринной системой, которая регулируется определенными центрами мозга и нарушение которой (включая неудачные роды, травмы, инфекции) могут влиять на неправильность роста ребенка.

Вторая причина это генетика, а точнее генетические заболевания (ахондроплазия, дизостозы, синдром Шерешевского-Тернера и Рассела-Сильвера и др.). Порядка 100 генов у человека несут ответственность за рост. И не зависимо от лечения, задержка роста это сохраненный проводной симптом.

Далее следует выделить также хронические заболевания разных органов и систем детского растущего организма, которые являются следствием нарушения роста скелета. Сюда можно отнести длительное течение некоторых заболеваний пищеварительного тракта, сердца, почек, печени, легких.

Еще одной причиной, которая требует повышенного внимания это дети с хронической внешней интоксикацией химических веществ, которые имеют большое влияние на ростковую хрящовую ткань.

Задержка роста также может обуславливаться нарушением обмена веществ и неправильностью усвоения (к примеру болезнь Крона или язвенный колит) всех пищевых продуктов.

Причинами изменений грудной клетки может быть аномалия ее формирования; несоответствие развития легких; степень физической подготовки и развития мышц; заболевание органов дыхания и т.д.

Самой распространенной проблемой микроцефалии и гидроцефалии есть нарушения развития мозга еще в утробе матери; травмы во время родов; гипоксия во время беременности; а также опухоли головного мозга у новорожденных малышей.

Не забываем о важном

Дети, которые опаздывают в физическом развитии, нуждаются в постоянном наблюдении со стороны врача и входят в так называемую «группу риска». И всегда помните что Ваша забота, терпение и любовь поможет любому малышу справиться со всеми трудностями!




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top