Что умеют младенцы в 3 месяца. Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет. Зрительное и слуховое восприятие

Что умеют младенцы в 3 месяца. Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет. Зрительное и слуховое восприятие

Вот уже прошло 3 месяца, как ребенок появился на этот свет, приведя в восторг родителей и всех остальных близких. Родителям всегда важно знать: правильно ли развивается их малыш, все ли с ним в порядке. Мы раскроем эту тему, дав напоследок несколько практических советов.

Физиологическое развитие

С наступлением 3-х месячного возраста кроха продолжает расти и развиваться быстрыми темпами. Рост его увеличивается на 2-2,5 см, а объем груди крохи должен равняться объему головы или даже превышать его.

В среднем, к концу третьего месяца жизни объем головы девочки составляет 41 см, груди – 41,8 см. У мальчиков – соответственно – 41,9 см и 42,8 см.

Норма набора малышом веса в первые 3 месяца

1 месяц

2 месяц

3 месяц

На четвертом месяце жизни малыш способен поднимать и удерживать голову, лежа на спине, а также поворачивать ее в разные стороны.

Также в этом возрасте некоторым малышам удается из положения лежа на спинке подтягивать подбородок к груди. К концу третьего месяца жизни многие малыши способны переворачиваться со спинки на животик.

Ребенок уже способен не просто опираться на предплечья в положении лежа на животе. Отвечающие за выпрямление туловища мышцы развиты настолько, что малыш, опираясь на раскрытые ладони, может высоко приподнять голову и грудную клетку, выпрямив при этом ноги.

К этому возрасту у малыша должны исчезнуть большинство врожденных рефлексов, уступив место условным рефлексам.

Так, после 2-ух месяцев должен начать угасать и к 3 месяцам исчезнуть полностью рефлекс Бабкина или ладонно-ротовой рефлекс.

Он проверяется легким способом – достаточно надавить большими пальцами на область обеих ладоней малыша ближе к тенару одним быстрым движением. До 3-х месяцев на эти надавливания крохи реагируют непроизвольным открытием рта и сгибанием головы.

Если у новорожденного этот рефлекс проявляется слабо или он полностью отсутствует, то это свидетельствует о поражении центральной нервной системы.

Наличие этого же рефлекса после третьего месяца жизни говорит о неврологических проблемах у малыша.

Также после 2-3 месяцев исчезает хоботковый рефлекс, когда при быстром ударе пальцем по губам крохи у того губки вытягиваются вперед.

Еще до 3-4 месяцев физиологичны рефлексы Переса, Галанта, Бауэра, а также хватательный рефлекс. Наличие одного из этих рефлексов после 4-5 месяцев свидетельствуют о поражении нервной системы.

Но родителям не стоит волноваться: у выписанных из роддома малышей с диагнозом «здоров» эти рефлексы угасают к нужному сроку.

Зрение же ребенка становится более скоординированным. На расстоянии 20-30 см он может хорошо различать предметы. На 4-ом месяце жизни малышу уже удается переводить взгляд от предмета к предмету, которые могут располагаться на разном от него расстоянии.

И самое важное, что малыши в этом возрасте начинают различать цвета.

Чтобы помочь малышу в его развитии можно приобрести большой мягкий цветик-семицветик, закрепив его не ближе, чем на 25-30 см от малыша. А вот приобретать развивающие коврики малышу, игрушки которого свисают прямо перед его носом, определенно не стоит.

Время, когда малыш безмятежно спал многие часы, периодически просыпаясь на кормления, закончилось.

Теперь количество суточного сна уменьшается, а периоды бодрствования увеличиваются. Но при этом наблюдательные мамы сразу отметят, что ночной сон крохи становится дольше, глубже и спокойнее. Это объясняется тем, что малыш лучше справляется с переваривание пищи.

Не за горами тот час, когда ребенка нужно будет приучать к горшку. Читайте практические советы для родителей.

Играем с малышом и развиваем его

Играть с малышом в этот период не просто уже можно, но и даже можно.

Итак, следует:

  • Играть в прятки. Маме/родителям достаточно спрятать лицо за платком или кроваткой малыша, а затем выглядывать и смеяться. Правильная реакция малыша: явное удовольствие от игры, сопровождаемое активным движением ручек и ножек и задорный смех.
  • Давать малышу предметы разных материалов и фактур, что поспособствует развитию тактильных ощущений.
  • В игре с малышами использовать крупные и яркие игрушки, которые будут провоцировать у малыша развитие двигательных навыков.
  • Подбирать игрушки, предназначенные для того, чтобы малышу удалось их захватить. По размеру они должны соответствовать его ладошке. Самая удобная для захватывания форма – вытянутая или округлая. Здесь мы можем порекомендовать погремушки по форме напоминающие конусообразное мороженое.
  • С радостью и оживлением реагировать родителям на то, что малышу удалось захватить игрушку – это будет еще больше стимулировать малыша к дальнейшим успехам.
  • Положить у ножек малыша в кроватку или манежик мяч, который тот с большим удовольствием станет пинать.
  • Общаться со своим малышом как можно больше. Необходимо разговаривать с крохой, рассказывая о том, что его окружает, петь ему песни, смеяться вместе с ним и играть. Можно читать ему долгие сказки и рассказывать потешки, скороговорки с как можно большим количеством эмоциональных выражений.
  • Периодически танцевать с малышом, кружиться с ним под плавную и мелодичную музыку, раскачиваясь из стороны в сторону.

Совет: если малыш в 3 месяца не держит голову, то его нужно как можно чаще выкладывать на животик, ставя перед ним интересные предметы, подносить его к различным вещам в доме, побуждая малыша их разглядывать.

Более подробно про упражнения, которые помогают ребенку научиться держать головку вы сможете прочитать .

Профилактический массаж

В возрасте от 3 до 4 месяцев маме можно самой делать с малышом небольшой комплекс упражнений.

Благо, сейчас во многих поликлиниках можно пройти бесплатный курс массажа.

Поэтому, если есть время, то можно записаться и освоить массаж для детей раннего возраста.

Если нет, то достаточно будет:

  1. Сделать охватывающие движения руками (скрестить руки малыша на груди и развести их в сторону) 6-8 раз.
  2. Сделать массаж рук (поглаживание + кольцевое растирание). Каждой ручки по 4-6 раз.
  3. Сделать массаж ног (поглаживание + кольцевое растирание). Каждой ножки по 4-8 раз.
  4. Массаж спины (поглаживание + растирание) 4-8 раз.
  5. Массаж животика.
  6. Сгибание и разгибание рук (упражнение «бокс») 6-8 раз.

Небольшой профилактический массаж, а также игры с малышом и главное – постоянное внимание к нему будут способствовать его дальнейшему успешному развитию.

В первый год кроха развивается стремительно быстро, радуя родителей новыми умениями каждый месяц. Трехмесячный карапуз меняется внешне и в эмоциональном плане. Давайте узнаем, какие именно новые навыки приобретает кроха в этом возрасте и как родители могут помочь карапузу развиваться.

С ребенком становится все интереснее, он осознанно реагирует на ваши действия

Физиологические изменения

  • Подкожно-жировая ткань ребенка развивается, поэтому к трехмесячному возрасту у крохи появляются пухлые щечки, а также складочки на ручках-ножках.
  • Мышечная система карапуза развивается сверху вниз. Кроха уже освоил удержание головы и начал владеть своими ручками. Гипертонус ручек уже полностью прошел, что позволяет младенцу активнее изучать свое тело и игрушки, трогая все руками.
  • Многие рефлексы новорожденных уже угасают. К примеру, поискового рефлекса (поворота головы при поглаживании в уголке рта), хоботкового рефлекса (вытягивания губ при прикосновении к ним), а также рефлекса Бабкина (открывание рта при надавливании на ладошку) у трехмесячного ребенка быть не должно. Такие же рефлексы, как ползания, сосания или Моро, в 3 месяца еще очень выражены.
  • Пищеварительная система малютки развивается. Желудок увеличивает свою емкость и может вмещать уже больше молочка, но другое питание кроме грудного молока либо адаптированной смеси, ребенок воспринимать пока еще не готов. Единственным добавлением в детский рацион может быть дополнительный витамин Д, который часто предписывают 3-месячным детям, как профилактическое средство против рахита.
  • Стул трехмесячного ребенка более однородный и регулярный. У получающего лишь грудное молоко карапуза периодичность стула бывает от 1 раза в 2-5 дней до 5 раз в сутки. Если стула у ребенка исключительно на грудном вскармливании не было несколько суток, при этом ребенок ведет себя нормально, а стул после такой длительной паузы мягкий, никаких дополнительных стимуляций для испражнения ребенка не требуется.

О том, как можно поиграть с трехмесячным малышом, смотрите в следующем видео с экспертом по интеллектуальному развитию О. Н. Тепляковой.

Физическое развитие

В среднем за третий месяц жизни младенец увеличивает свой вес на 750-800 грамм, а его рост становится на 2,5 сантиметра больше, чем был в 2 месяца. Увеличение окружности головы происходит примерно на 1 см, а окружности груди – на 1-1,5 см (к четырехмесячному возрасту эти два параметра становятся одинаковыми).

Рост, масса тела и другие показатели физического развития ребенка определяются многими факторами – наследственностью, наличием заболеваний, типом вскармливания и другими.


Чтобы быть уверенным в нормальном развитии ребенка, следите за его динамикой

Медиками определены средние показатели, а также границы нормы, по которым родители могут определить, нормально ли развивается физически их трехмесячный ребенок. Они представлены в таблице:

Что малыш умеет?

  • Лежа на животе и пребывая в вертикальном положении, младенец уже научился удерживать голову. Если поддерживать малютку в вертикальной позе под мышками и поставить на прочную поверхность, ребенок будет опираться ножками. Кроме того, лежа на спине, кроха уже научился поворачивать на бочок.
  • Зрение крохи активно развивается. Малыш длительное время рассматривает предметы вокруг, обращая внимание и на неподвижные, и на быстро движущиеся объекты. Чтобы лучше видеть все в позе лежа на животике, кроха приподнимается на предплечьях.
  • Звуки, издаваемые трехмесячным младенцем, стали разнообразнее. К гласным добавляются согласные. Пребывая в хорошем настроении, малыш подолгу гулит.
  • Ребенок в 3 месяца очень эмоциональный. Малыш бурно радуется появлению мамы и общению с ней. Комплекс оживления возникает также при пении взрослого, звуках музыкальных инструментов и виде игрушек. Если кроха чем-то недоволен, вы услышите громкий плач. Отрицательные эмоции возникают у 3-месячного ребенка, когда прекращается общение с мамой, внезапно исчезает игрушка, резко меняется окружающая температура, появляется ограничение движения или боль.
  • К трем месяцам малыш начинает более активно осваивать мир на вкус, посасывая все, что сможет взять ручками. В первую очередь младенец сосет свои кулачки или пальцы.


Способствуйте развитию малыша посредством различных игр, от которых получите удовольствие и вы, и ваш малыш

Занятия для развития

Теперь кроха бодрствует дольше, чем в первые два месяца жизни, и время, когда малютка готов воспринимать новую информацию и общаться, нужно использовать продуманно.

  • В утреннее время выполняйте с малюткой небольшую зарядку. Мягко сгибайте и разгибайте ножки и ручки, чтобы улучшить состояние связок. Также можно заниматься с малюткой на фитболе – укладывая на мяч ребенка на животик или на спинку, держите ребенка за ножки и осторожно катайте.
  • Регулярно выполняйте массаж всего тела малютки, так как он будет стимулировать мышцы крохи и другие органы, а также улучшать самочувствие крохи. Начните с поглаживаний спинки и шеи, а в завершение массажа легко разомните суставы коленей и локтей.
  • К ежедневной гимнастике, которую мама выполняет с младенцем, в 3-месячном возрасте стоит добавить упражнения, которые будут готовить малютку к переворотам. Правую ногу лежащего на спине малыша поверните налево так, чтобы она стала перекинутой через тело. Именно это движение дается малышам сложнее всего и именно оно дает импульс для переворота.
  • Для стимуляции умения поднимания головы и плеч в позе лежа на животе (когда малыш опирается на предплечья) чаще выкладывайте ребенка на живот с одновременным раскладыванием вокруг младенца ярких игрушек. С этой целью также часто используются специальные развивающие коврики .
  • Вкладывайте в ручки ребенка погремушки, чтобы кроха учился держать игрушки самостоятельно и изучал их. Также подвесьте над кроваткой младенца мягкие игрушки так, чтобы малыш мог доставать их руками. Будет здорово, если внутри таких игрушек будут колокольчики и после удара по ним карапуз будет слышать звенящие звуки.
  • Пойте песенки крохе, а также чаще разговаривайте с малюткой. При этом в разговоре стоит делать небольшие паузы, давая карапузу возможность «отвечать» вам своим гулением. Чаще называйте кроху по имени, а также сопровождайте объяснениями любые свои действия.
  • Показывайте ребенку его отражение в зеркале. Также стоит познакомить малыша с изображениями животных и разных предметов.
  • Для стимуляции тактильной чувствительности давайте малышу щупать предметы с разной текстурой, например, скрученный из ниток мячик, кухонную прихватку, плюшевого медведя, мягкий кубик с колокольчиком внутри.
  • Включайте ребенку музыку разных стилей. Когда младенец бодрствует, включите что-то ритмичное и веселое, а перед сном стоит послушать с малюткой какие-то спокойные мелодии. Слушая с крохой ритмичную музыку, хлопайте в ладоши в такт.
  • Если у вас есть домашнее животное, наблюдайте за ним вместе с малышом. Также показывайте крохе животных во время прогулки.
  • Во время купания бросьте в воду несколько ярких мячиков или резиновых игрушек. Пусть кроха попробует их ловить в воде.

Потешки сделают массаж веселее.






Посмотрите следующее упражнение Татьяны Лазаревой, вы сможете делать его в любое свободное время.

Уход

Начинайте утро малютки с гигиенических процедур, протирая младенцу лицо и глазки, а при необходимости – носик и ушки. После дефекации и нескольких мочеиспусканий подмывайте малыша под проточной водой. Если с кожей крохи все в порядке, злоупотреблять применением детской косметики не стоит.

Ноготки крохи нужно проверять ежедневно, а срезать их лучше всего после купания, когда ногтевые пластинки более мягкие. Если младенец протестует против такой процедуры, можно подстригать ногти у спящего ребенка. Пользуйтесь для этой цели специальными ножницами для малышей и обязательно проверьте ногти после стрижки (проведите по ним пальцем), чтобы убедиться в отсутствии острых краев.

Для закаливания крохи используйте воздушные ванны (их длительность – до 10 минут), прогулки, во время которых малыш будет спать на свежем воздухе, умывание, обтирания. Купайте кроху ежедневно, лучше всего перед ночным сном, но можно и в другое удобное для вас время. Например, если купание возбуждает кроху, его стоит перенести на более раннее время.


Налаживайте режим дня: вам будет легче, а кроха станет спокойнее

Режим дня

К трехмесячному возрасту у большинства деток появляется собственный режим дня. Малютки бодрствуют и спят примерно в одно время каждый день, что позволяет маме планировать свои дела. Как и раньше, большая часть суток ребенка отведена под сон и кормление. Ребенок трех месяцев спит в сутки примерно 17 часов. Около 10 часов занимает ночной сон, а остальное время распределяется на три-четыре сна в дневное время. Обычно один-два дневных сна длятся дольше (1-2 часа), а остальные – более короткие (до 40 минут).

Гулять с 3-месячным ребенком рекомендуют дважды в день. Наиболее подходящим временем выйти на прогулку считают утро (10-11 часов) и время после обеда (16-17 часов). Длительность прогулок определяется температурой на улице и другими погодными условиями. Летом с 3-месячным малышом можно проводить на улице до 6 часов. Не выходить на прогулку стоит лишь при сильном морозе, порывистом ветре или ливне.

Кормление грудничков, получающих лишь мамино молоко, как и прежде, проводится по требованию. Большинство малышей просит мамину грудь перед сном и сразу после него. Среднее количество грудных кормлений в этом возрасте – 10-12 днем и 2-4 в ночное время. При этом кроха часто отрывается от маминой груди в процессе кормления. Средний перерыв между длительными кормлениями – от 2,5 до 3,5 часов.

Если ребенок получает молочную смесь, то у него будет более строгий режим кормлений, предусматривающий шесть приемов пищи с промежутками 3,5 часа. Для определения суточного объема смеси для ребенка его вес следует разделить на 6. Далее эту цифру делят на количество кормлений в сутки. В среднем младенец 3 месяцев съедает 800-900 мл смеси в сутки и до 180 мл за одно кормление. Вводить прикорм в этом возрасте даже деткам-искусственникам еще рано.

Разнообразьте день следующим упражнением от Татьяны Лазаревой.

Обычный день

С трехмесячным карапузом общаться становится все интереснее, а утро многих мам начинается с очаровательной улыбки от младенца. Ваш день с ребенком 3 месяцев может выглядеть так:

Пробуждение для первого кормления, утренний туалет.

Первый дневной сон.

Пробуждение для второго кормления, период бодрствования.

Прогулка и сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления, период бодрствования.

Третий дневной сон.

Пробуждение, развивающие игры.

Четвертое кормление, после чего прогулка и сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, пробуждение и период бодрствования.

Купание, пятое кормление, укладывание на ночной сон.

Пробуждение для шестого кормления и сразу после него засыпание.

Следует отметить, что темперамент у разных деток отличается, поэтому все рекомендации в отношении режима лишь приблизительные. Родителям в первую очередь следует учесть особенности их ребенка и подстроить предлагаемые педиатром схемы под потребности малыша, то есть следовать режиму, который будет приспособлен под биоритмы конкретного ребенка.


Рекомендации по развитию являются лишь ориентиром, выполнять их нужно только в том случае, если ваш ребенок и вы получаете от них удовольствие

Частые проблемы

  1. Недостаточная прибавка массы тела. В норме кроха на грудном вскармливании прибавляет в месяц 500-2000 грамм. Если цифра прибавки меньше, возникает вопрос о докорме адаптированной смесью. Многие мамы подозревают малое количество молока из-за более беспокойного поведения крохи у груди и уменьшения чувств приливов молока, однако эти признаки вовсе не указывают на гипогалактию. Малыши 3 месяцев действительно чаще отвлекаются во время кормления из-за их желания постоянно изучать окружающий мир, а чувство прилива молока может пропасть вследствие того, что лактация уже установилась и молоко приходит во время кормления в нужном ребенку количестве. Объективными причинами докармливать ребенка являются малая прибавка массы за 2 недели и сниженное количество мочеиспусканий в сутки.
  2. Беспокойный дневной сон. Нервная система многих трехмесячных деток еще недостаточно устойчива и довольно быстро утомляется. Это становится причиной плохого сна, который в дневное время длится 20-30 минут или даже меньше. Улучшить работу нервной системы малютки помогает правильная организация режима дня – сна и бодрствования. Родители должны проследить, чтобы кроха не бодрствовал дольше 1,5-2 часов, а имел возможность поспать.
  3. Побочные реакции на прививки. В 3-месячном возрасте ребенку вводят первую вакцину АКДС, которая часто оказывает побочное действие на детский организм. У каждого четвертого младенца в первые сутки после введения данной вакцины повышается температура и наблюдаются местные изменения (краснота, отек, болезненность, уплотнение). У 10% малышей могут быть такие побочные эффекты, как снижение аппетита, понос, сонливость, рвота и другие. При повышенной температуре ребенку дают жаропонижающий препарат, а изменения в месте введения вакцины никакого лечения не требуют. Если же состояние ребенка сильно ухудшилось, местная реакция очень выраженная или появились другие настораживающие симптомы, кроху следует немедленно показать врачу.

На что необходимо обратить внимание в 3 месяца, посмотрите в видео Ларисы Свиридовой. Если вы заметили у ребенка данные проблемы, сообщите об этом доктору.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

В педиатрии существуют критерии норм физического и психического развития детей грудного возраста. Здравомыслящие родители должны их знать, чтобы сравнить достижения своего малыша с общепринятыми. Это важно, поскольку поможет выявить задержку развития на начальном этапе, когда своевременно принятые меры смогут полностью исправить ситуацию. Нормативы четко прописаны для каждой возрастной группы: с первого по двенадцатый месяц. Далее пойдет речь о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца жизни, будут приведены некоторые советы, которые помогут малышу развиваться гармонично.

Развитие к 3 месяцам

Младенец рождается с функционально незрелыми системами жизнедеятельности. Не исключение и нервная система. Развитие высшей нервной деятельности сопряжено с безупречной работой органов чувств, которые являются переносчиками информации об окружающем мире. А новая информация заставляет подстраиваться и развиваться. Как же должны функционировать анализаторы у трехмесячного крохи?

Зрительная система

Правильное функциональное развитие зрительного анализатора очень важно. Иногда глаза называют структурой головного мозга, вынесенной на поверхность. Зрение дает восемьдесят процентов информации об окружающем мире и тем самым активно стимулирует развитие нервной системы. Что должен уметь делать трехмесячный малыш:

  • фиксировать предмет бинокулярно (двумя глазами);
  • следить за перемещением взрослых в комнате;
  • наблюдать за движением крупной яркой игрушки;
  • рассматривать свои ручки.

Ручки – это начало осознания себя. Ребенок с удовольствием любуется ими, перебирая пальчиками, сжимая кулачок.

Активно помогайте крохе. В вашем арсенале должны быть зеленые, красные, синие игрушки ярких сочных оттенков. Они должны быть достаточно большими. Показывайте ребенку картинки, книжки с крупными рисунками. В комнату малыша должен хорошо попадать солнечный свет. Цвето- и светостимуляция способствуют полноценному созреванию фоторецепторов (палочек и колбочек) сетчатой оболочки глазного яблока. Чаще носите ребенка на руках в вертикальном положении, гуляйте. Так картинка восприятия окружающей действительности будет подобна той, которую ощущает взрослый человек, стоя на ногах. Это более информативно, нежели позиция лежа на спине.

Слуховой анализатор

Ребенок начинает слышать, находясь еще в утробе матери. В три месяца кроха:

  • негативно реагирует на громкие звуки, выражая это плачем;
  • поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. Правда, отмечена закономерность, заключающаяся в том, что мальчики проявляют реакцию более вяло и медленно по сравнению с девочками. То же наблюдается и с моторным развитием. Как правило, карапузы-мальчишки отстают от своих сверстниц: позже начинают переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Ученые это связывают со стимулирующим действием женских половых гормонов — эстрагенов на структуры головного мозга;
  • положительно настроен на тихую нежную музыку. Можете включать малышу приятные мелодии, но злоупотреблять не стоит, так как это может нарушить нормальный режим сна и бодрствования;
  • любит голос мамы и папы, эмоционально на них реагирует.

Тактильное чувство

Кроха постоянно ощупывает свое тело, предметы одежды, постельные принадлежности. Развитие осязания способствует росту клеток коры головного мозга. Держите под рукой предметы из разных материалов (дерево, металл, кожа, пластик, хлопок), отличающиеся по текстуре (шероховатые, гладкие). Малыш должен трогать твердые и мягкие, теплые и холодные вещи. Используйте кубики, шарики, конусовидные, цилиндрические, пирамидальные игрушки. Тактильное познание объемных фигур улучшает пространственное восприятие мира. Не забывайте, что трехмесячные груднички, как и все дети до 3 лет, активно используют помимо подушечек пальчиков в качестве органа осязания язык. Часто вы будете наблюдать, как ребенок сосет пеленку или завязочку от шапочки. Следите, чтобы мелкие детали не попали в гортань.

Вкус и обоняние

Малыш отлично чувствует вкус. Он позитивно реагирует на сладкий и морщится от горького и кислого. Вкусовые рецепторы расположены не только на языке, как у взрослого человека, но и на слизистой оболочке щек и губ.

У ребенка хорошо развито обоняние. Он чувствует запах молока и легко идентифицирует маму даже без зрительного контакта. Неприятные запахи вынуждают его отстраниться.

Не забывайте о гигиенических аспектах. Уход за глазами, ушами, носом, кожей должен проводиться надлежащим образом.

Безусловные рефлексы

Малыш рождается с рядом безусловных рефлексов (автоматизмов). Некоторые из них остаются пожизненно – рефлекс глотания, моргание при прикосновении к роговице глаза, рвотный рефлекс при попадании инородного тела на корень языка. А часть из них — проходящие (транзиторные) — они должны исчезнуть, каждый в свой срок. И если этого не происходит, то можно заподозрить задержку развития нервной системы. К третьему месяцу должны исчезнуть следующие рефлекторные действия:

  • ребенок не должен вытягивать губы, если по ним несильно ударить пальцем;
  • малыш не развернет голову в сторону раздражителя, если прикоснуться к зоне близкой к углу рта;
  • при надавливании на ладонную поверхность кисти кроха не будет открывать рот, как делал в первые два месяца жизни;
  • когда новорожденного ставят на твердую поверхность, он упирается ножками и начинает совершать непроизвольные шаги, если его направят, теперь такой особенности вы наблюдать не будете;
  • младенец повернет голову в сторону, если его положить на живот – природная защита от удушья. Трехмесячный ребенок уже может держать голову, поэтому такой рефлекторный акт ему больше не нужен;
  • в позиции лежа на спине в конечностях не будет отмечаться напряжение мышц-разгибателей, а при положении на животе – мышц-сгибателей, как это было при рождении. Сейчас физиологический гипертонус мышц уходит, ручки и ножки расслабляются. Это необходимый процесс, он помогает ребенку учиться управлять своими движениями.

Появляется новый рефлекс если кроху расположить свободно в воздухе спинкой кверху, его голова будет занимать вертикальное положение, а спина изогнется дугой.

Рефлекторная деятельность ребенка меняется из-за усиления влияния коры головного мозга.

Нервно-психическое развитие

Психическое развитие ребенка в 3 месяца ознаменуется ярко выраженным комплексом оживления. Малыш привыкает к своим родителям, чувствует свою защищенность и привязанность к маме и папе. На теплые слова и ласковые обращения начинает давать реакцию:

  • улыбается при виде взрослых и при их попытке завязать беседу;
  • эмоционально реагирует на свои новые успехи;
  • начинает гулить (ворковать) – звуки исходят из задней части ротовой полости.

Это первый этап речевого развития у детей, которое заканчивается к четырем годам, когда слова становятся понятными на сто процентов. Вербальные навыки ребенка в 3 месяца могут быть более прогрессивными. Некоторые малыши уже умеют лепетать – произносить отдельные гласные и согласные звуки с разной интонацией. Но не расстраивайтесь, если пока этого не произошло. Говорить о том, что имеется задержка речевого развития (ЗРР) пока рано.

Вы можете помочь трех месячному крохе осваивать вторую сигнальную систему полноценно. Чаще общайтесь с ним. Пойте детские песенки, рассказывайте развивающие стишки, потешки, прибаутки с дублированием слов и слогов. Копируйте звуки малыша, и он станет повторять за вами. Таким образом мы развиваем грудничка и упрочняем социальную связь с ним, что имеет колоссальное значение в формировании высшей нервной деятельности. То, что умеет ребенок в 3 месяца, напрямую зависит от вас.

Моторные функции

Движения малыша становятся менее хаотичными, приобретая закономерность и подконтрольность. Что умеет делать ребенок в 3 месяца:


Важность сна

Правильное развитие органов чувств благоприятствует оптимальному развитию нервной системы. Но не менее важной стороной вопроса является оптимизация режима сна. Недостаточный сон становится причиной вялости ребенка, плаксивости, способствует задержке нервно-психического развития. Малыши на грудном вскармливании чаще просыпаются по ночам, так как эвакуация молока из желудка происходит быстрее искусственной смеси. Будет неплохо, если кроватка крохи будет стоять рядом с вашей, чтобы в случае пробуждения вы могли его быстро усыпить.

Некоторые считают, что на животе дети спят дольше, реже просыпаются ночью. Такая поза уместна, если малыш часто срыгивает. Однако такой сон требует постоянного наблюдения за ребенком. Никакие предметы не должны мешать дыхательным путям.

Формируйте ритм дневного сна. Засыпание малыша через равные промежутки времени будет удобно как для него самого, так и для вас. Это поможет спланировать свою деятельность в то время, пока ребенок спит.

Если у малыша остаются проходящие рефлексы, существует подозрение на то, что органы чувств работают неполноценно, а психо-моторные функции не развиваются, это насторожит курирующего педиатра. Вероятнее всего, он назначит дополнительные методы обследования, консультацию невролога и других необходимых смежных специалистов. Но не стоит переживать, если ребенок пока не освоил лишь некоторые навыки. Возможно, это его индивидуальная особенность. Соблюдайте все рекомендации и назначения врача, выполняйте все процедуры и делайте массажи. Это поможет крохе быстрее догнать своих ровесников.

Вашему чуду 3 месяца. Это восхитительно! Каждый месяц малыш радует вас новыми способностями, заново открывая такой знакомый вам мир. Семимильным шагами ускоряется его нервно-психическое и физическое развитие. Поведение крохи становится более осознанным, зрительные, слуховые и осязательные ощущения уже более осмысленны и перестали быть инстинктивными.

Его улыбка стала постоянным спутником - он радуется знакомым лицам и предметам, осознанно машет ручками и ножками, стали более подвижны его туловище и шея. Он постоянно ищет новые образы, обследует пространство, задерживает взгляд на интересных предметах. На четвертом месяце самой интересной игрушкой для малыша является он сам.

Что новенького


Главное достижение этого месяца - умение держать голову и точно следить за перемещением предмета, будь то игрушка или мамино лицо. Кроме того, на четвертом месяце у большинства детей устанавливается бинокулярное зрение (работа обоих глаз вместе), которое позволяет им оценивать расстояние до предмета и следить за ним.

Ребенок взрослеет на глазах: он уже живо реагирует на звуки, узнает свою маму и радуется ее каждому появлению. Ему теперь вообще гораздо интереснее общаться со взрослыми. При общении малыш улыбается, а иногда даже смеется. Только недавно вы радовались первой улыбке своего красавчика, и вот, не прошло и месяца, как он уже смеется! Веселый смех может вызвать у ребенка и улыбка взрослого, но чаще всего он смеется, когда его щекочут и играют, например подбрасывают вверх.

Пробует произносить гласные звуки (похожие на звуки «а», «ы», «у»).

Как выглядит ребенок в 3 месяца








Физическое развитие ребенка в 3 месяца

Постепенно ребенок начинает поворачиваться со спины на бок. Если он не делает это самостоятельно, поиграйте и помогите ему. Показывайте малышу яркие предметы или звучащие игрушки немного в стороне, но в пределах края зрения ребенка. Ребенок повернет голову, а вслед за головой развернет сначала плечи, а затем и туловище. Некоторые дети могут перекатываться и с живота на спину.

В 3 месяца значительная часть детей держат голову по оси тела. Переведенный в положение сидя, ребенок держит голову прямо несколько секунд, перед тем как она заваливается вперед. Спина все еще круглая.

Находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, ребенок достаточно хорошо держит голову и туловище.

В положении лежа на животе, ребенок опирается на предплечья. Именно за счет опоры на предплечья к 3,5 месяца малыш может поднимать голову почти до угла в 90 градусов, держать ее прямо и пытаться смотреть перед собой, а пальцами делать попытки царапать поверхность перед собой.

Тест
Если поставить ребенка ногами на твердую поверхность и поддерживать под мышки, то он может периодически по несколько секунд упираться в нее ногами. Но ноги пока что еще согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Использовать это моторное умение ребенка в качестве физического упражнения не следует, потому что опорно-двигательный аппарат еще не готов к стоянию и ходьбе.

Внимание!

Если ребенок при этом тесте сильно упирается выпрямленными ногами, становится на носки, а при наклоне верхней части тела вперед делает повторные и быстрые шаговые движения, необходимо немедленно обращаться к детскому неврологу. Такое стояние и походка не являются признаками ускоренного развития ребенка. Наоборот, это признак отставания и поражения мозга. Ведь такое «стояние» и «хождение» являются нормальными только для первых недель жизни. Это так называемая автоматизированная походка новорожденного, доставшаяся нам еще от обезьян. Некоторые модные методики ускоренного развития детей злоупотребляют этим и другими «обезьяньими» рефлексами. Их авторы утверждают, что дети с рождения уже умеют ходить и ползать. Не обладая необходимыми научными знаниями, они не понимают, что эти рефлексы лишь внешне напоминают настоящие двигательные акты человека.

В этот период становятся разнообразными мелкие движения рук, можно даже говорить о сознательности многих движений.

С 3,5 месяца сводит кисти вместе и играет своими пальчиками. Ближе к 4 месяцам прижимает ладошки одну к другой, а затем разводит их.

Тест-игра
При появлении в поле зрения ребенка яркой и тем более новой игрушки можно наблюдать движения обеих рук в направлении этой игрушки с попыткой ее потрогать и захватить. Так проявляется хватательная функция.

Тест-игра-упражнение
Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Все время разговаривайте с ребенком, называйте свои действия. Ближе к 4 месяцам наряду с названием действий произносите и те звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т. п. Это будет способствовать развитию речи малыша.

Продолжайте использовать специальное коромысло-трапецию-турничок с игрушками, прикрепляемое к кроватке или манежу. С возрастом меняется использование этих игрушек. От простого разглядывания (в 1 месяц) и касания (в 2 месяца) ребенок с 3 месяцев переходит к захвату игрушки. Расстояние до игрушки - вытянутые руки ребенка или ниже. Качающиеся игрушки хватать трудно: они отталкиваются от рук ребенка, - поэтому они начинают его раздражать. Игрушки должны быть хорошо зафиксированы и почти неподвижны. Если они подвижны, то должны быть хотя бы удобны для захвата, поэтому не надо подвешивать шары, гладкие округлые предметы и т. д. Лучше подвешивать кольца, колокольчики и т. д. Еще до того, как ребенок научится хорошо захватывать игрушку и тянуть ее в рот, надо позаботиться о безопасности малыша. Перекладина (коромысло) должна быть надежно прикреплена к кроватке или манежу, чтобы ребенок не стянул ее на себя вместе с игрушкой. Сама игрушка должна быть достаточно крупной и надежно фиксированной к коромыслу, чтобы ребенок не мог ее проглотить. В 3 месяца ребенок уже сознательно бьет ручками по висящим игрушкам. Если игрушки подвешены на разных уровнях, то ребенок сознательно бьет по нижним игрушкам, потом останавливается и наблюдает, как двигаются и издают звук игрушки, подвешенные вверху.

Полезно также приобрести специальный развивающий коврик с неровностями и пришитыми к нему предметами для их захвата и ощупывания ребенком, лежащим на животе.

Во время кормления малыш начинает придерживать своими руками бутылочку или грудь матери.

В этом возрасте у здорового ребенка во время активного бодрствования иногда может наблюдаться беспокойство языка: его периодическое высовывание, движения вперед и назад.

Внимание!

Если подобное беспокойство остается и при приеме пищи и тем более мешает еде или сопровождается другими отклонениями в развитии, необходимо обратиться к неврологу.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца

Зрение. Малыш самостоятельно фиксиpует взгляд сначала на находящихся вблизи неподвижных предметах, позднее рассматривает предметы в комнате. Несколько минут он может рассматривать один объект, переводит взгляд с одного предмета на другой.

Фиксирует взгляд на вашем лице, когда кто-нибудь другой держит ребенка на руках в вертикальном положении напротив вас. Четкая и устойчивая реакция «глаза в глаза» при кормлении грудью или общении со взрослым.

Следит взглядом за перемещениями и крупными движениями взрослых, попавших в ближнее поле зрения ребенка, смотрит вслед уходящему.

Тест
Ребенок уверенно npослеживает глазами и поворотом головы за тем, как вы перемещаете игрушку по всем направлениям: не только горизонтально - вправо-влево, но и вертикально - вверх-вниз. Расстояние до яркой игрушки, за которой может следить взглядом, увеличивается до двух метров.

Сходящееся косоглазие проявляется все реже и реже - только при очень близком рассматривании предмета. При сходящемся косоглазии линии взгляда и зрачки расположены не параллельно, а смещены внутрь - к средней линии лица. То есть при этом ребенок «косит» к носу.

Внимание!

Косоглазие только со стороны одного глаза (больной глаз может косить то внутрь, то наружу) или стойкое двухстороннее сходящееся косоглазие при взгляде вдаль является основанием для визита к окулисту.

К концу этого месяца жизни появляется так называемый комплекс оживления - позитивная эмоциональная реакция ребенка в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Для того чтобы вызвать этот комплекс, надо наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы он зафиксировал взгляд на вашем лице. Минуту-другую ласково разговаривайте с ребенком и улыбайтесь. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем он улыбнется, задвигает ручками и ножками и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков.

Слух. Если мать или хорошо знакомый человек подходит сзади к ребенку, лежащему или находящемуся на руках, и заговаривает с ним, находясь вне поля его зрения, то малыш поворачивает глаза или голову в сторону говорящего и иногда находит его своим взглядом.

В этом возрасте ребенок часто отвечает улыбкой на разговор, начинает отличать по внешнему виду ухаживающего за ним взрослого, мать от других: улыбается ей больше, чем другому взрослому. Если к кроватке ребенка подходит мать и наклоняется над ним, он смотрит на нее внимательно и выжидающе. При ее разговоре с ребенком тот радостно улыбается, иногда гулит. Если подходит малознакомый взрослый, малыш смотрит на него спокойно, без улыбки. Если тот молчит, то ребенок переводит взгляд в сторону. Если мать уходит и сразу после матери к ребенку наклоняется «чужой», ребенок выражает недовольство, не сразу переводит взгляд на «чужого».

Некоторые дети уже по достижении 3 месяцев начинают различать интонации голоса и по-разному на них реагировать. Если с ребенком говорят ласково, то он улыбается и оживляется. В случае упрека, раздраженного голоса появляется отрицательная реакция.

Предречевое развитие ребенка в 3 месяца

Интонации и различия крика, описанные на предыдущих этапах, становятся ярче выраженными и лучше различаются не только матерью, но и другими близкими. Звуковое выражение эмоции недовольства созревает и становится более развитым - вместо крика чаще отмечается хныканье и плач. В отличие от крика, эти звуки прерывисты и в меньшей степени сопровождаются двигательным беспокойством.

Ребенок начинает смеяться и повизгивать в ответ на радостное общение взрослого с ним: заигрывание, щекотание шеи или груди и т. д. Во время комплекса оживления при заигрывании взрослого и во время комфортного бодрствования после еды характерны агуканье или гуление. При гулении продолжают преобладать гласные звуки, но все чаще в сочетании с нечетко произносимыми согласными: «б-у», «в-и», «а-а-бм-бм», «бль», «у-гу», «бу» и т. д.

До 3 месяцев доречевая активность осуществлялась независимо от использования слуха. После 3 месяцев ребенок начинает произносить звуки под контролем слуха. Поэтому становится возможным настоящий диалог с ребенком: вы повторяете за ребенком его звуки или слоги, он при этом замолкает и прислушивается к вам, а затем начинает гулить активнее и громче. Вы можете стимулировать диалог, ускоряя и замедляя темп речи. Аналогичный эффект достигается также изменением громкости голоса. Постепенно в свою очередь и ребенок в своем гулении начинает подражать вашим звукам и их интонации. Во время такого разговора необходимо, чтобы ребенок видел ваше лицо, всматривался в вашу мимику во время произнесения звуков и пытался воспроизводить не только звуки, но и ваше выражение лица и мимические движения.

Постоянно разговаривайте с ребенком, когда ухаживаете за ним или находитесь рядом с ним. Любые свои действия сопровождайте словами. Когда кормите, говорите: «Открой ротик»; когда одеваете - «Давай ручку»; когда играете - «Возьми мишку», и т. д. Называйте ребенка по имени, а не «малыш», «детка» и т. д.

Денверский тест в 3 месяца


Грубые движения - Лежа на животе, приподнимается на локтях.

Тонкие движения - Следит взглядом в диапазоне 180 градусов, моргает в ответ на зрительный раздражитель.

Как кормить ребенка в 3 месяца

Грудное вскармливание: обычно 10–12 кормлений в течение дня и 2–4 ночью. Число непродолжительных прикладываний у ребенка 3 месяцев заметно сокращается. Во время кормлений малыш часто отрывается от груди. Ночные перерывы в кормлении составляют обычно 2,5–3,5 часа.

Во время кормления малыш еще больше, чем на третьем месяце, отвлекается. Не стоит его за это ругать или отнимать грудь. Будьте терпеливы и спокойно ждите, когда он опять примется сосать.

Если малыш на ИВ
Суточный объем смеси - от 2 до 4 месяцев 800–1050мл (800–900мл) или так - с двух до четырёх месяцев 1/6 массы тела - 750–800 мл смеси.

Необходимо помнить, что кратность кормления ребенка до 1 года:


  • С первых дней жизни до 3 месяцев - 7–8 кормлений.

  • 4–6 месяцев - 6 кормлений.

  • 6–12 месяцев - 5 кормлений.

Какой стул у ребенка в 3 месяца? И сколько он писает?

Стул ребенка на грудном вскармливании становится более регулярным и однородным, в виде сметанообразной массы. Периодичность может быть различной: ежедневно примерно в одно и то же время; до 5 раз в день, стул кислый; и даже один раз в 2–5 дней. Это нормальное явление для детей 3–4-го месяца жизни, находящихся на исключительно грудном вскармливании - если стул по-прежнему мягкий, ребенок не нуждается в клизмах и слабительных.

Дети от трех месяцев до одного года мочатся 12–16 раз.

Примерный режим ребенка в 3 месяца

Ночной сон ребенка 3 месяцев длится около 10 часов, обычно присутствуют 2–4 кормления между 4 и 8 часами. Днем остаются 2 длинных - по 1–2 часа и 2 коротких сна - по 30–40 минут. Малыш по-прежнему довольно долго засыпает (20–30 минут), посасывая грудь. Примерно в 3 месяца малыш начинает реагировать на перемену погоды, новолуние и полнолуние - может беспокойно спать, капризничать без причины.

После третьего месяца малыш уже живет по режиму дня и бодрствования, спит 16–17 часов в сутки, дневной сон 4 раза по 1,5–2 часа.

Ребенок должен много времени проводить на свежем воздухе - 5–6 часов в день с ним необходимо гулять на улице. За исключением морозов выше 10 градусов.

Солнечные лучи укрепляют организм и в нем вырабатывается витамин Д, который просто необходим для повышения иммунитета и профилактики рахита и анемии. В крайнем случае, выносите коляску на балкон или лоджию, только следите, чтобы не попадали прямые солнечные лучи или дождь. Особенно тщательно предохраняйте малыша от сквозняков.

Инфографика - продолжительность сна младенца в зависимости от возраста

Развивающие игры с ребенком в 3 месяца

Возьми игрушку

Положив малыша на живот, разложите передним 2–3 яркие игрушки и погремите ими. Если карапуз пытается дотянуться до одной из них, подставьте ладонь под стопу ножки - почувствовав опору, будет попытка оттолкнуться. Эта развивающая игра для ребёнка 3 месяца поможет ему раньше начать ползать.

Зайчик (игра с мягкой игрушкой)

Раз-два-три-четыре-пять (Взять игрушку, потрясти)
Вышел зайчик поскакать (Вверх-вниз)
Огляделся (Вращать голову)
Повертелся (Вращать игрушку)
Посмотрел наверх и вниз (Наклонить вперед-назад)
Пробежался (Бежать)
Забоялся (Спрятать за спину)
Где ты, зайчик, отзовись! (Показать)

Какой должна быть первая погремушка

Она должна быть достаточно заметной - цветной, яркой или блестящей, с контрастными рисунками. Предпочтительны сочетания красного, желтого, синего, зеленого цветов, а также элементы черно-белых узоров (клетки, полоски, волны, спирали, точки и круги). И она безусловна должна быть очень легкой!

Выбирайте:


  • Погремушки с рифленой или шершавой ручкой.

  • Погремушки в форме кольца и с ручкой в форме палочки.

Слушаем музыку

Включайте разную музыку: весёлые детские песенки, классическую, колыбельные. Старайтесь в такт звучания совершать какие-то действия (хлопать в ладоши, кружиться с ребёнком на руках, раскачиваться, подпевать).

Детям раннего возраста рекомендуется прослушивание таких аудиозаписей, в которых преобладают инструменты с вибрациями на высоких тонах: арфа, флейта, колокольчик. При этом дыхание младенца начинает подстраиваться по ритм проигрываемого аудиозаписи и нормализуется.

Также известно, что отлично подходит для прослушивания грудничками классическая музыка, к примеру, Вивальди или Моцарта. Так научно доказано, что мелодия из скрипичного концерта «Ночь Вивальди», абсолютно соответствует биологическим ритмам головного мозга, которые он продуцирует во сне.

Сегодня в специализированных детских магазинах в продаже представлены CD-диски с такой музыкой, на которую наложены сердечные ритмы крохи, что способствует успокоению грудничков.

Тем малышам, которые являются легковозбудимыми и часто беспокойны, лучше всего воспроизводить медленную музыку (аданте, адажио), - как правило, это вторая часть большинства инструментальных концертов и сонат.

Кроме того, необходимо учитывать, что музыка вместе с текстом, оказывает на младенцев большое влияние. Также доказано, что живая музыка лучшее воздействует на кроху, чем аудиозапись. Именно поэтому, никакой аудиофайл не сравниться с колыбельной, которую поёт мама самостоятельно.

Полезно знать

Использовать наушники при прослушивании категорически запрещено. Это объясняется тем, что конструкция любых наушников такова, что они генерируют направленный звук, в то время как слуховой аппарат крохи способен улавливать лишь рассеянный.

Чудо-браслет

Наденьте на ручку (или ножку) малыша браслет из трикотажной ткани, на которой нашиты колокольчики, бубенчики. Развитие координации, изучение своих ручек и ножек, а также ориентация в пространстве будет намного интересней.

Занятия на мяче

Приобретите фитбол. Сейчас ребёнок уже может достаточное время лежать на животике, и какое-то время держать головку. Положив его на большой надувной мяч, покачайте его вперед-назад, осторожно, вправо-влево. Развивается ориентация в пространстве и вестибулярный аппарат.

Пальчиковые игры

Перебирая пальчики, приговариваем:

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
Этот пальчик - Ванечка.

Загибают пальчики ребенка и приговаривают:
Раз, два, три, четыре, пять,
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.

Не забывайте про массаж! С потешками и стишками.

Нужно ли идти в поликлинику в 3 месяца? Прививки в 3 месяца

Да. Проводится плановая диспансеризация в 3 месяца.

Врачи:


  • Педиатр.

  • Невролог.

  • Другие специалисты, если они не осматривали малыша в 1 месяц: ортопед и офтальмолог (окулист).

Плановая вакцинация:


  • 1-я по счету прививка АКДС - против коклюша, дифтерии и столбняка (2-я проводится в 4,5 месяца, а 3-я - в 6 месяцев).

  • Против полиомиелита (1-я по счету, 2-я проводится в 4,5 месяца, а 3-я - в 6 месяцев).

Анализы:


  • Общий (клинический) анализ крови - берется из пальчика (основные показатели: гемоглобин, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, СОЭ).

  • Общий анализ мочи (определяется цвет, прозрачность, рН, присутствие белка, глюкозы, эритроцитов, бактерий).

  • Общий анализ кала (копрология - определяется консистенция, цвет, рН, жир, кровь, лейкоциты).

Видеоблог - 3 месяца

Тиму 3 месяца. Игры/Врач/Прививки

Гимнастика для ребенка 3 месяца. Учимся переворачиваться.

Массаж ребенку 3 месяца. Как я делаю массаж

3,5 месяца. Прививки/Сон/Режим/Игры

На протяжении первого года ребенок развивается так интенсивно, как не будет уже никогда в жизни. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. 3 месяц развития ребенка - как раз такой.

Комплекс оживления

За эти четыре недели малыш обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900 граммов, и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Ему уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы забирали его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их во время бодрствования.

На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из своих улыбок, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и называется - "комплекс оживления". Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.

В вертикальном положении у вас на руках он уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподымает плечи, а когда вы, придерживая, ставите его на твердую плоскость, - хорошо упирается стопами. Ребенок умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их.

Это настолько характерно для третьего месяца, что отсутствие подобных движений - один из поводов обратиться к врачу. Другие поводы: если он, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.

3 месячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключены познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает.

С трехмесячным ребенком можно уже и побеседовать. Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: "Откуда это? Что это?" Музыку, как доказали физиологи, он воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов, резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении. Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать послушать минут 10-15. Больше всех музыкальных инструментов пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь их он тоже часто слышал еще до рождения, они для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит папе взять его на руки, начать что-то рассказывать, он успокаивается и затихает.

Развитие 3 месячного ребенка

К окончанию этого периода малыша он должен уметь:

Лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;

Провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см.

Возможно, также, ваш малыш будет уметь:

Смеяться и визжать от восторга;

Лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;

Твердо держать голову в вертикальном положении;

Лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;

Держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

Переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;

Произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания.

Режим дня 3 месячного ребенка

К трем месяцам большинство детей устанавливают для себя достаточно строгий дневной режим. Обычно это происходит так: ребенок просыпается примерно в одно и то же время каждое утро, ест, бодрствует какое-то время, засыпает, просыпается для полдника, за которым следует очередной сон, ест, а затем в течение второй половины дня достаточно долго бодрствует и заканчивает день едой и сном. Если сон продолжается до того времени, когда родители сами собираются ложиться спать, его можно разбудить примерно в 11 вечера и покормить. Затем ребенок может проспать до раннего утра, ведь дети в таком возрасте уже способны спать непрерывно по 6 часов, а иногда и больше. Однако многие дети не приспосабливаются к какому-либо расписанию даже по прошествии 3 месяцев. Тогда вы можете попытаться сделать его жизнь более организованной. Купание, кормление и сон должны каждый день происходить примерно в одно и то же время. Попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями, поговорив с ребенком или поиграв с ним, прежде чем дать ему грудь или бутылочку. Его частые требования пищи могут быть скорее связаны со скукой: он уже не новорожденный и потому нуждается в более активном поведении.

Ночное кормление 3х месячного ребенка

Хотя некоторые дети этого возраста уже не нуждаются в ночных кормлениях, большинство трехмесячных малышей, особенно те, кого кормят грудью, все еще требуют кормления 1-2 раза в течение ночи. Хотя ваш ребенок пока имеет полное право на одно кормление среди ночи, он не должен есть за ночь несколько раз. Вам нужно постепенно сокращать количество ночных кормлений и приучать его спать всю ночь. Вот как это можно сделать.

Увеличьте количество пищи, которую даете ему перед сном. Многие сонные дети засыпают до того, как они полностью наелись; помогите ему выпустить воздух, покачайте его или используйте еще какой-либо способ, чтобы разбудить, после чего продолжите кормление и кормите до тех пор, пока не почувствуете, что он съел достаточно.

Убедитесь в том, что ваш ребенок получает достаточно пищи в течение дня. Если это не так, то он может использовать ночные кормления для того, чтобы набрать недостающие калории. В таком случае обдумайте возможность более частых дневных кормлений в течение дня. Однако помните о том, что если некоторых детей кормить в течение дня через каждые пару часов, то у них вырабатывается привычка заявлять о себе круглосуточно.

Если ребенок просыпается и требует еду каждые 2 часа, попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями. Не торопитесь давать ребенку еду по первому требованию, дайте ему шанс заснуть самостоятельно. Если он не заснет и хныканье перейдет в плач и крики, попытайтесь успокоить его не беря на руки, каким-либо способом. Если плач не прекратится в течение 15 минут, то возьмите его на руки, укачайте, приласкайте. Если вы кормите грудью, то успокаивающая тактика будет иметь больше шансов на успех, если вас сменит отец ребенка; совсем не просто отвлечь от еды грудного младенца, который видит и чувствует близость источника молока. Не включайте в комнате свет, избегайте громких разговоров или других источников возбуждения.

Развивающие занятия с 3 месячным ребенком

Не следует забывать о необходимости постоянных развивающих занятий с ребенком. Стремительно растущий головной мозг малыша нуждается в адекватной нагрузке и потому жадно впитывает любую информацию - будь то импульсы от кожных рецепторов, стимулируемых заботливыми и опытными руками массажиста, или сигналы от вестибулярного аппарата, атакующие мозговые центры маленького человека во время выполнения им рефлекторных упражнений. Все пойдет на пользу малышу.

Общение с представителями "самой гуманной профессии" в это время становится довольно интенсивным даже для тех родителей, чьи дети, в общем-то, здоровы. Ведь приближается время вакцинации - и довольно сложной. В три месяца малыш должен получить прививки против крайне неприятных инфекций - дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Первые три заболевания продолжают оставаться смертельно опасными даже сейчас. Коклюш, конечно, не столь ужасен, но тоже ничего хорошего собой не представляет. С другой стороны, общепринятая ныне технология вакцинации против вышеозначенных инфекций не гарантирует от ряда неприятных, хотя и редких послепрививочных осложнений. И потому родителям не помешает побеседовать с опытным специалистом.

Общение с педиатром может потребоваться не только по поводу вакцинации - у трехмесячных детей, к сожалению, довольно часто встречаются проблемы. "Классическая троица" - диатезы, рахит и кишечные колики - довольно часто побуждает родителей искать оптимальные пути борьбы с нею.

В любом случае, родителям не стоит паниковать, ведь квалифицированные специалисты всегда готовы оказать помощь, а здоровый, красивый и жизнерадостный малыш доставляет педиатру положительных эмоций не меньше, чем родителям.




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top